ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4271
Скачиваний: 25
комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых
в устав общества, или проект устава общества в новой редакции,
проекты внутренних документов общества, проекты решений об
щего собрания акционеров, а также информация (материалы),
предусмотренная уставом общества.
Перечень дополнительной информации (материалов), обяза
тельной для предоставления лицам, имеющим право на участие в
общем собрании акционеров, при подготовке к проведению об
щего собрания акционеров, может быть установлен федеральным
органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Информация (материалы), предусмотренная настоящей стать
ей, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания
акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реоргани
зации общества, в течение 30 дней до проведения общего собра
ния акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на
участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в поме
щении исполнительного органа общества и иных местах, адреса
которых указаны в сообщении о проведении общего собрания
акционеров. Указанная информация (материалы) должна быть
доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акци
онеров, во время его проведения.
Общество обязано по требованию лица, имеющего право на
участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии
указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предо
ставление данных копий, не может превышать затраты на их из
готовление». (Статья 52. Информация о проведении общего со
брания акционеров).
3.
Практика показывает, что подготовка Перечня путем орга
низации работы экспертной комиссии в порядке, применяемом
при формировании развернутого перечня сведений, подлежащих
засекречиванию, является наиболее оптимальным алгоритмом.
В целях реализации такого алгоритма приказом руководителя пред
приятия создается экспертная комиссия из наиболее квалифици
рованных и компетентных специалистов структурных подразде
лений предприятия, допускаемых к КТ, и представителей службы
защиты информации. Такие специалисты должны знать деятель
ность предприятия в целом и особенности работы подразделе
ний, от которых они назначены.
Экспертная комиссия осуществляет анализ всех сторон уп
равленческой, производственно-технической, научно-исследова
тельской, опытно-конструкторской и другой деятельности пред
приятия и подчиненных ему организаций с целью выявления
сведений, относящихся к КТ и подлежащих включению в Пере
чень.
Организационное и методическое руководство по разработке
Перечня возлагается на заместителя руководителя предприятия
по безопасности. Численный состав определяется исходя из мас
штабов предприятия, при этом в состав комиссии обязательно
включаются:
• специалист по организации работы предприятия в целом и ее
особенностям;
• специалист по особенностям рынка в данном секторе эконо
мики;
• специалист по финансовым вопросам;
• специалист, обладающий сведениями о выпускаемой продук
ции, технологическом цикле ее проектирования и производства,
о прохождении всех видов информации (устной, документальной,
в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции);
• специалиста по связям с другими предприятиями, а также по
вопросам заключения контрактов, договоров.
4
.
В ходе работы комиссии эксперты знакомятся только с теми
конкретными сведениями, к которым они допускаются в соответ
ствии с должностными обязанностями. Такой подход позволяет
предотвратить необоснованное распространение коммерческой
тайны уже на этапе формирования Перечня.
5. Задачи экспертной комиссии:
• выделить виды деятельности предприятия, приносящие при
быль;
• оценить степень прибыльности данного вида деятельности
по сравнению с другими предприятиями;
• определить вероятную перспективу рентабельности этой дея
тельности.
Если экономические показатели деятельности предприятия в
данной области выше или в перспективе могут быть выше, чем у
других предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность,
то, возможно, предприятие располагает коммерческой тайной в
этой области, и необходимо продолжить анализ соответствующих
сведений с целью определить, что именно в данном виде деятель
ности позволяет получать прибыль.
Это могут быть, например, ноу-хау, изобретения, открытия,
формулы, рецептуры, методы организации производства, про
граммное обеспечение, конструкторская документация, черте
жи, схемы, записи, технологические процессы, сведения о мате
риалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях и
оборудовании, на котором они проводились, сведения о заклю
ченных или планируемых контрактах, клиентские базы, резуль
таты маркетинговых исследований, структура цен, уровень при
были и т.д.
6. Работа по формированию Перечня может состоять из следу
ющих этапов:
. составление предварительного Перечня, подлежащего рассмот
рению экспертной комиссией;
• определение возможного ущерба, наступающего в результате
распространения сведений, составляющих КТ;
• определение преимуществ открытого использования рассмат
риваемых сведений;
• определение затрат на защиту рассматриваемых сведений;
• принятие решения о включении сведений в Перечень;
• оформление результатов работы.
6.1. Составление предварительного Перечня.
Рассмотрению экспертной комиссией подлежат все сведения,
относящиеся к деятельности предприятия.
Каждое сведение, включаемое в предварительный Перечень,
должно иметь четкую и конкретную формулировку, исключаю
щую неоднозначность ее понимания.
При разработке (формировании) Перечня необходимо учесть
следующие положения:
• Перечень разрабатывается (формируется) в виде единого до
кумента, охватывающего все категории сведений, подпадающих
под критерии определения КТ;
• Перечень утверждается приказом руководителя предприя
тия;
• наличие в Перечне «Общих положений», включающих поня
тийный аппарат, правила пользования Перечнем, раскрытие ис
пользуемых сокращений и терминов и т.д.;
• целесообразно включение в проект Перечня сроков действия
ограничений на распространение сведений.
6.2. Определение возможного ущерба, наступающего в резуль
тате несанкционированного распространения КТ.
На этом этапе определяются виды возможного ущерба, кото
рый может быть нанесен интересам предприятия в случае несанк
ционированного распространения (разглашения, передачи, утеч
ки и т.п.) рассматриваемых сведений. Возможный ущерб оцени
вается с использованием количественных или качественных по
казателей. При этом количественные показатели ущерба могут ха
рактеризовать снижение эффективности действий какой-либо си
стемы, обеспечивающей одну из сфер деятельности предприятия,
а качественные показатели ущерба определяют срыв выполнения
данной системой возложенных на нее функций.
6.3. В целях обеспечения полноты и объективности определе
ния преимуществ открытого использования сведений дается их
стоимостная оценка с использованием показателей, получаемых
расчетным или экспертным путем.
6.4. Определение затрат на защиту сведений.
На этом этапе оценивается принципиальная возможность за
щиты рассматриваемых сведений и определяются затраты (мате
риальные, трудовые, финансовые), необходимые для организации
и осуществления мероприятий по обеспечению соответствующе -
го режима КТ при обращении с ними и выполнению технических
мер по защите информации.
При определении затрат на защиту рассматриваемых сведений
учитываются затраты на проведение следующих мероприятий:
включение в структуру предприятия необходимого числа со
трудников структурных подразделений, обеспечивающих защиту
КТ (отдел режима КТ, подразделений по защите информации и
противодействию техническим разведкам и др.), содержание шта
та этих подразделений и их техническое оснащение;
• подготовка и переподготовка кадров структурных подразде
лений по защите КТ;
• использование технических средств связи, обеспечивающих
защиту КТ;
• проведение необходимых научно-технических работ по опре
делению оптимальных методов и средств защиты информации;
• организация противодействия техническим разведкам;
• использование средств защиты информации;
• проведение проверочных мероприятий службой безопасно
сти предприятия при допуске работников к КТ и организация
разграничения доступа к КТ;
• организация охраны материалов, содержащих КТ;
• организация пропускного режима на территории (в помеще
ния), где проводятся работы с КТ, оборудование систем охраны и
сигнализации;
• осуществление других мероприятий в зависимости от объема
работ по обеспечению требуемого режима КТ.
6.5. Принятие решения о включении сведений в Перечень.
На этом этапе осуществляется сопоставление величины воз
можного ущерба от несанкционированного распространения каж
дого рассматриваемого сведения, относимого к КТ с преимуще
ствами (упущенной выгодой) от его открытого использования и
затратами на защиту.
Сведение подлежит включению в Перечень, если величина
ущерба от его несанкционированного распространения превыша
ет суммарную величину преимущества (упущенной выгоды) от
открытого использования и затрат на защиту.
6.6. Оформление результатов работы.
Результаты работы экспертной комиссии оформляются в виде
проекта Перечня, представляемого на утверждение руководителю
предприятия.
При этом необходимо учитывать, что:
• при перечислении сведений через союз «и» либо через запя
тую с союзом «и» перед последней категорией сведений — сведе
ния относятся к КТ в совокупности;
• при перечислении сведений через запятую, союзы «или» и
«либо» сведения относятся к КТ в отдельности;
•
при перечислении сведений слова «а также» предшествуют
сведениям, которые отличны от предыдущих.
К проекту Перечня прилагаются рабочие материалы эксперт
ной комиссии по обоснованию включения сведений в Перечень.
4.4. Порядок внедрения Перечня сведений,
составляющих КТ, внесение в него изменений
и дополнений
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О коммерческой
тайне» [46] «Право на отнесение информации к информации, со
ставляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и
состава такой информации принадлежит обладателю такой ин
формации...».
Таким образом, исходя из положений закона и формы соб
ственности предприятия, Перечень утверждается и вводится в дей
ствие собственником предприятия (частным предпринимателем,
собранием акционеров и т.п.). Перечень доводится до сотрудни
ков предприятия в полном объеме либо в виде выписки. Руково
дитель предприятия организует проведение систематической ра
боты по анализу и обобщению практики применения Перечня.
По мере необходимости Перечень должен пересматриваться,
изменяться и дополняться. В нем может указываться срок, на ко
торый те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне.
Пересмотр Перечня производится при выявлении новых объек
тов защиты или в связи с наступлением обстоятельств, при кото
рых дальнейшая защита КТ нецелесообразна (появление нового
образца, утечка информации и т.п.), в порядке, предусмотренном
для формирования Перечня.