ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4271

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

комиссию  общества,  проект изменений  и дополнений,  вносимых 
в устав общества,  или  проект устава  общества  в  новой  редакции, 
проекты  внутренних документов общества,  проекты  решений  об­
щего  собрания  акционеров,  а  также  информация  (материалы), 
предусмотренная  уставом  общества.

Перечень  дополнительной  информации  (материалов),  обяза­

тельной для  предоставления лицам,  имеющим  право  на участие  в 
общем  собрании  акционеров,  при  подготовке  к  проведению  об­

щего собрания акционеров,  может быть установлен федеральным 

органом  исполнительной  власти  по  рынку  ценных  бумаг.

Информация  (материалы),  предусмотренная  настоящей  стать­

ей,  в  течение  20  дней,  а  в  случае  проведения  общего  собрания 
акционеров,  повестка дня  которого  содержит вопрос  о  реоргани­
зации  общества,  в течение  30 дней до  проведения  общего  собра­
ния акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на 
участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в поме­

щении  исполнительного  органа  общества  и  иных  местах,  адреса 
которых  указаны  в  сообщении  о  проведении  общего  собрания 

акционеров.  Указанная  информация  (материалы)  должна  быть 
доступна лицам,  принимающим участие  в общем собрании акци­

онеров,  во  время  его  проведения.

Общество  обязано  по  требованию  лица,  имеющего  право  на 

участие  в  общем  собрании  акционеров,  предоставить  ему  копии 

указанных  документов.  Плата,  взимаемая  обществом  за  предо­
ставление  данных  копий,  не  может  превышать  затраты  на  их  из­
готовление».  (Статья  52.  Информация  о  проведении  общего  со­
брания  акционеров).

3. 

Практика  показывает,  что  подготовка  Перечня  путем  орга­

низации  работы  экспертной  комиссии  в  порядке,  применяемом 
при  формировании  развернутого  перечня  сведений,  подлежащих 
засекречиванию,  является  наиболее  оптимальным  алгоритмом. 

В целях реализации такого алгоритма приказом руководителя пред­

приятия  создается  экспертная  комиссия  из  наиболее  квалифици­
рованных  и  компетентных  специалистов  структурных  подразде­

лений предприятия, допускаемых  к КТ,  и представителей службы 

защиты  информации.  Такие  специалисты должны  знать деятель­

ность  предприятия  в  целом  и  особенности  работы  подразделе­
ний,  от  которых  они  назначены.

Экспертная  комиссия  осуществляет  анализ  всех  сторон  уп­

равленческой,  производственно-технической, научно-исследова­

тельской,  опытно-конструкторской  и другой деятельности  пред­

приятия  и  подчиненных  ему  организаций  с  целью  выявления 

сведений,  относящихся  к КТ и  подлежащих  включению  в  Пере­
чень.

Организационное  и  методическое  руководство  по  разработке 

Перечня  возлагается  на  заместителя  руководителя  предприятия


background image

по  безопасности.  Численный  состав определяется  исходя  из  мас­
штабов  предприятия,  при  этом  в  состав  комиссии  обязательно 
включаются:

• специалист по организации работы предприятия в целом и ее 

особенностям;

• специалист по особенностям  рынка в данном секторе  эконо­

мики;

•  специалист по финансовым  вопросам;
• специалист, обладающий сведениями о выпускаемой продук­

ции,  технологическом  цикле  ее  проектирования  и  производства, 

о прохождении всех видов информации (устной, документальной, 
в  виде  образцов,  узлов,  блоков,  готовой  продукции);

• специалиста по связям с другими  предприятиями,  а также по 

вопросам  заключения  контрактов,  договоров.

4

В ходе работы комиссии эксперты знакомятся только с теми 

конкретными сведениями, к которым они допускаются в соответ­

ствии  с  должностными  обязанностями.  Такой  подход  позволяет 
предотвратить  необоснованное  распространение  коммерческой 
тайны  уже  на  этапе  формирования  Перечня.

5.  Задачи  экспертной  комиссии:
• выделить виды деятельности  предприятия,  приносящие  при­

быль;

•  оценить  степень  прибыльности  данного  вида  деятельности 

по  сравнению  с другими  предприятиями;

• определить вероятную перспективу рентабельности этой дея­

тельности.

Если  экономические  показатели  деятельности  предприятия  в 

данной  области  выше  или  в  перспективе  могут быть выше,  чем  у 

других предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность, 

то,  возможно,  предприятие  располагает  коммерческой  тайной  в 
этой области,  и необходимо продолжить анализ соответствующих 
сведений с целью определить, что именно в данном виде деятель­

ности  позволяет  получать  прибыль.

Это  могут  быть,  например,  ноу-хау,  изобретения,  открытия, 

формулы,  рецептуры,  методы  организации  производства,  про­
граммное  обеспечение,  конструкторская  документация,  черте­

жи,  схемы,  записи,  технологические  процессы,  сведения  о  мате­
риалах,  из  которых  изготовлены  отдельные  детали,  условиях  и 
оборудовании,  на  котором  они  проводились,  сведения  о  заклю­
ченных  или  планируемых  контрактах,  клиентские  базы,  резуль­
таты  маркетинговых исследований,  структура  цен,  уровень  при­
были  и  т.д.

6.  Работа по формированию  Перечня может состоять из следу­

ющих  этапов:

. составление предварительного Перечня, подлежащего рассмот­

рению  экспертной  комиссией;


background image

•  определение  возможного ущерба,  наступающего  в результате 

распространения  сведений,  составляющих  КТ;

• определение преимуществ открытого использования рассмат­

риваемых  сведений;

•  определение  затрат  на защиту рассматриваемых сведений;
•  принятие  решения  о  включении  сведений  в  Перечень;
•  оформление  результатов  работы.
6.1.  Составление  предварительного  Перечня.

Рассмотрению  экспертной  комиссией  подлежат  все  сведения,

относящиеся  к деятельности  предприятия.

Каждое  сведение,  включаемое  в  предварительный  Перечень, 

должно  иметь  четкую  и  конкретную  формулировку,  исключаю­

щую  неоднозначность  ее  понимания.

При  разработке  (формировании)  Перечня  необходимо  учесть 

следующие  положения:

•  Перечень разрабатывается  (формируется)  в  виде  единого до­

кумента,  охватывающего  все  категории  сведений,  подпадающих 
под  критерии  определения  КТ;

•  Перечень  утверждается  приказом  руководителя  предприя­

тия;

•  наличие  в  Перечне  «Общих положений»,  включающих поня­

тийный  аппарат,  правила  пользования  Перечнем,  раскрытие  ис­

пользуемых  сокращений  и  терминов  и  т.д.;

•  целесообразно  включение  в проект  Перечня сроков действия 

ограничений  на  распространение  сведений.

6.2.  Определение  возможного ущерба,  наступающего  в резуль­

тате  несанкционированного  распространения  КТ.

На  этом  этапе  определяются  виды  возможного  ущерба,  кото­

рый может быть нанесен интересам предприятия в случае несанк­

ционированного  распространения  (разглашения,  передачи,  утеч­
ки  и  т.п.)  рассматриваемых  сведений.  Возможный  ущерб  оцени­
вается  с  использованием  количественных  или  качественных  по­
казателей.  При этом количественные показатели ущерба могут ха­
рактеризовать снижение эффективности действий какой-либо си­
стемы,  обеспечивающей  одну из сфер деятельности  предприятия, 

а  качественные  показатели ущерба определяют срыв  выполнения 

данной  системой  возложенных на  нее  функций.

6.3.  В  целях  обеспечения  полноты  и  объективности  определе­

ния  преимуществ  открытого  использования  сведений  дается  их 

стоимостная  оценка  с  использованием  показателей,  получаемых 
расчетным  или  экспертным  путем.

6.4.  Определение  затрат  на  защиту  сведений.

На  этом  этапе  оценивается  принципиальная  возможность  за­

щиты  рассматриваемых  сведений  и  определяются  затраты  (мате­
риальные, трудовые, финансовые), необходимые для организации 
и  осуществления  мероприятий  по  обеспечению  соответствующе -


background image

го режима КТ при обращении с ними и выполнению технических 
мер  по  защите  информации.

При  определении затрат на защиту рассматриваемых сведений 

учитываются  затраты  на  проведение  следующих  мероприятий:

включение  в  структуру  предприятия  необходимого  числа  со­

трудников  структурных  подразделений,  обеспечивающих  защиту 

КТ  (отдел  режима  КТ,  подразделений  по  защите  информации  и 
противодействию техническим разведкам и др.), содержание шта­

та  этих  подразделений  и  их техническое  оснащение;

•  подготовка  и  переподготовка  кадров  структурных  подразде­

лений  по  защите  КТ;

•  использование  технических  средств  связи,  обеспечивающих 

защиту  КТ;

• проведение необходимых научно-технических работ по опре­

делению  оптимальных  методов  и  средств  защиты  информации;

•  организация  противодействия  техническим  разведкам;
•  использование  средств  защиты  информации;
•  проведение  проверочных  мероприятий  службой  безопасно­

сти  предприятия  при  допуске  работников  к  КТ  и  организация 

разграничения доступа  к  КТ;

•  организация  охраны  материалов,  содержащих  КТ;
•  организация  пропускного режима  на территории  (в помеще­

ния),  где  проводятся работы с  КТ,  оборудование систем охраны и 
сигнализации;

•  осуществление других мероприятий  в зависимости  от объема 

работ  по  обеспечению  требуемого  режима  КТ.

6.5.  Принятие  решения  о  включении  сведений  в  Перечень.
На  этом  этапе  осуществляется  сопоставление  величины  воз­

можного ущерба от несанкционированного распространения каж­

дого  рассматриваемого  сведения,  относимого  к  КТ  с  преимуще­

ствами  (упущенной  выгодой)  от  его  открытого  использования  и 
затратами  на защиту.

Сведение  подлежит  включению  в  Перечень,  если  величина 

ущерба от его несанкционированного распространения превыша­
ет  суммарную  величину  преимущества  (упущенной  выгоды)  от 
открытого  использования  и  затрат  на  защиту.

6.6.  Оформление  результатов  работы.

Результаты  работы  экспертной  комиссии  оформляются  в  виде 

проекта  Перечня,  представляемого на утверждение руководителю 

предприятия.

При  этом  необходимо  учитывать,  что:

•  при  перечислении  сведений  через  союз  «и»  либо  через  запя­

тую  с  союзом  «и»  перед  последней  категорией  сведений  —  сведе­

ния  относятся  к  КТ в  совокупности;

•  при  перечислении  сведений  через  запятую,  союзы  «или»  и 

«либо»  сведения  относятся  к  КТ  в  отдельности;


background image

• 

при  перечислении  сведений  слова  «а  также»  предшествуют 

сведениям,  которые  отличны  от  предыдущих.

К  проекту  Перечня  прилагаются  рабочие  материалы  эксперт­

ной  комиссии  по  обоснованию  включения  сведений  в  Перечень.

4.4.  Порядок  внедрения  Перечня  сведений,

 

составляющих  КТ,  внесение  в  него  изменений

 

и  дополнений

В соответствии со ст.  4 Федерального закона «О коммерческой 

тайне»  [46]  «Право на отнесение информации к информации,  со­

ставляющей  коммерческую  тайну,  и  на  определение  перечня  и 

состава  такой  информации  принадлежит  обладателю  такой  ин­
формации...».

Таким  образом,  исходя  из  положений  закона  и  формы  соб­

ственности предприятия,  Перечень утверждается и вводится в дей­
ствие  собственником  предприятия  (частным  предпринимателем, 
собранием  акционеров  и т.п.).  Перечень доводится  до  сотрудни­

ков  предприятия  в  полном  объеме либо  в  виде  выписки.  Руково­

дитель  предприятия  организует  проведение  систематической  ра­

боты  по  анализу  и  обобщению  практики  применения  Перечня.

По  мере  необходимости  Перечень  должен  пересматриваться, 

изменяться  и дополняться.  В  нем  может указываться срок,  на ко­
торый  те  или  иные  сведения  отнесены  к  коммерческой  тайне. 

Пересмотр  Перечня  производится  при  выявлении  новых  объек­

тов  защиты  или  в связи  с  наступлением  обстоятельств,  при  кото­
рых  дальнейшая  защита  КТ  нецелесообразна  (появление  нового 

образца, утечка информации и т.п.),  в порядке,  предусмотренном 

для  формирования  Перечня.