ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4290

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В  плане  действий  в  непредвиденных  ситуациях  должны  быть 

определены ответственные лица и выполняемые ими действия при 
восстановлении  ИТ  после  сбоя  или  отказа.  Он должен  быть  рас­
смотрен  соответствующими  должностными  лицами,  утвержден, 

размножен  в  необходимом  количестве  и  направлен лицам,  ответ­
ственным  за  действия  в  непредвиденных  ситуациях.  План  необ­
ходимо периодически  пересматривать и обновлять с учетом  изме­

нений  в  ИТ  или  проблем,  возникших  в  результате  проверки  или 

реализации  плана.

Периодическая  проверка  плана  действий  в  непредвиденных 

ситуациях  проводится  с  использованием  соответствующих тестов 

(проверочных  последовательностей  действий)  с  целью  оценки 

эффективности плана и готовности персонала к выполнению дей­
ствий, предписанных планом. Соответствующие должностные лица 

изучают  результаты  проверки  плана  действий  в  непредвиденных 

ситуациях  и  (при  необходимости)  инициируют  корректировку 
плана.  В  наиболее  критичных АС  проверка  плана действий  в  не­
предвиденных  ситуациях  проводится  на  дублирующем  объекте  и 
с  использованием  автоматизированных  средств.

Обучение  персонала  действиям  в  непредвиденных  ситуациях 

заключается  в  подготовке  (с  установленной  периодичностью  — 
переподготовке)  персонала  по  вопросам  его  роли,  ответственно­
сти  и  обязанностей  при  осуществлении действий  в  непредвиден­
ных  ситуациях.  В  процессе  подготовки  должны  моделироваться 
соответствующие  события,  что  поможет  в  будущем  персоналу 
эффективно  выполнить требуемые  от него действия  при  возник­
новении  кризисных  ситуаций.  При  этом  желательно  использо­
вать автоматизированные средства для обеспечения более полной 

и  реалистичной  среды  обучения.

На  предприятии  должны  быть  идентифицированы  места  ре­

зервного хранения информации и решены административные воп­
росы  хранения  резервных  копий  информации.  Места резервного 
хранения информации пространственно (географически) отделяют­
ся  от основных мест хранения информации,  чтобы  не  подвергать 
ее тем же самым опасностям. Место резервного хранения информа­
ции  должно  быть  сформировано  таким  образом,  чтобы  обеспе­
чить своевременное и эффективное выполнение операций восста­
новления.  В  случае  сбоя  или  аварии  определяются  потенциаль­

ные  проблемы  доступности  мест  резервного  хранения  информа­

ции  и  конкретные действия  по  восстановлению доступности.

В  организации должны  быть  определены  резервные  места  об­

работки информации и решены соответствующие административ­

ные вопросы для выполнения критически важных задач  вплоть до 
восстановления возможностей ИТ по обработке информации.  Ре­
зервные места для обработки информации пространственно (гео­
графически)  отделяются  от  основных  мест  обработки,  чтобы  не


background image

подвергать их тем же самым опасностям. Устанавливаются потен­
циальные  проблемы  доступности  резервных  мест  обработки  ин­

формации  в  случае  сбоя  или  аварии  и  обеспечиваются  конкрет­
ные  действия  по  восстановлению  доступности.  При  использова­
нии  резервных  мест  обработки  информации  учитываются  уста­
новленные  приоритеты  обслуживания.  Организация  резервного 
места  обработки  информации  должна  обеспечить  минимально 

требуемые  эксплуатационные  возможности.

На предприятии должны быть идентифицированы  основные  и 

резервные телекоммуникационные  сервисы  и  решены  админист­
ративные  вопросы  использования  последних  для  осуществления 

критически важных задач  на период восстановления доступности 
основных телекоммуникационных сервисов ИТ.  При использова­
нии основных и резервных телекоммуникационных сервисов учи­

тываются  установленные  приоритеты  обслуживания.  Для  крити­
чески  важных  систем  поставщики  основных  и  резервных  теле­
коммуникационных  сервисов  соответствующим  образом  отделя­
ются друг от друга,  чтобы  не  подвергаться одним  и тем же самым 
опасностям,  а  также  они  должны  иметь  соответствующие  планы 

действий  в  непредвиденных  ситуациях.

В  организации  должны  создаваться  (с  установленной  перио­

дичностью)  резервные  копии  информации  пользовательского  и 

системного  уровня  (включая  системную  информацию  о  состоя­
нии)  и  храниться  резервные  копии  информации  в  защищенном 
месте.  Необходимо  тестирование  резервных  копий  информации 

для  того,  чтобы  удостовериться  в  надежности  используемых  но­

сителей  и  целостности  информации.  Резервированную  информа­
цию  следует  выборочно  использовать  для  восстановления  функ­

ций  ИТ  как  часть  проверки  плана  действий  в  непредвиденных 
ситуациях.  В  наиболее  важных  системах  резервные  копии  кри­

тичной  информации и  программного обеспечения хранятся  в не­

сгораемом  контейнере,  который  располагают  вне  зоны  размеще­
ния  остальной  информации  и  программного  обеспечения  ИТ.

В  организации  должны  быть  разработаны  механизмы  и  под­

держивающие их процедуры, необходимые для восстановления ИТ 

после  сбоя или отказа.  Восстановление  ИТ после  сбоя или отказа 
следует  использовать  как  часть  проверки  плана  действий  в  не­
предвиденных  ситуациях.

6.6.  Реагирование  на  инциденты  ИБ

Политика безопасности, принятая организацией, должна пред­

усматривать  набор  оперативных  мероприятий,  направленных  на 
обнаружение  и  нейтрализацию  нарушений  ИБ.  Важно,  чтобы  в 
подобных  случаях  последовательность  действий  была  спланиро­


background image

вана  заранее,  поскольку  меры  нужно  принимать  срочные  и  ско­

ординированные.

Так,  в Стандарте  Банка  России указано:  «Организации следует 

разработать и внедрить план обеспечения непрерывности бизнеса 

(деятельности) и восстановления после прерываний. Данный план 
и  соответствующие  процессы  восстановления  должны  пересмат­
риваться  на  регулярной  основе  и  своевременно  обновляться  (на­
пример,  при  существенных изменениях  в операционной деятель­
ности,  организационной  структуре,  бизнес-процессах  и  автома­
тизированных банковских системах).  Эффективность документи­
рованных  процедур  восстановления  необходимо  периодически 
проверять  и  тестировать  (как  минимум  на  полугодовой  основе). 
С данным планом должны быть ознакомлены все сотрудники, от­
вечающие  за  его  выполнение  и  вовлеченные  в  процессы  восста­

новления.

В  качестве  методологической  основы  при  разработке  плана 

могут быть использованы общепринятые международные стандар­

ты,  регулирующие  вопросы  менеджмента непрерывности  бизнеса 

(например,  BSI  PAS —56)».

Реакция  на  нарушения  режима  безопасности  преследует  две 

главные  цели  [6]:

•  блокирование  нарушителя  и уменьшение  наносимого  вреда;
•  недопущение  повторных  нарушений.

В  проекте документа  [41]  приведены  группы  требований  к ре­

агированию  на  инциденты  нарушения  безопасности.  Это  требо­
вания:

•  к  политике  и  процедурам управление  инцидентами;
•  обучению действиям  по  управлению  инцидентами;
•  проверке  эффективности  управления  инцидентами;
•  обработке  инцидентов;

•  мониторингу  инцидентов;
•  составлению  отчетов  об  инцидентах;
•  информационной  поддержке  процесса  обработки  инциден­

тов.

Требования  к  политике  и  процедурам  управления  инцидента­

ми означают, что  на предприятии должны разрабатываться, доку­
ментироваться  и  периодически  обновляться  политика реагирова­
ния на инциденты нарушения безопасности,  а также процедуры  и 

меры,  связанные  с  ее  реализацией.

Требования  к обучению действиям  по реагированию  на  инци­

денты  нарушения  безопасности  устанавливают,  что  эксплуатиру­

ющий  персонал  обязан  пройти  подготовку  (с  установленной  пе­
риодичностью — переподготовку)  по вопросам ответственности  и 
обязанностей  при  осуществлении  действий  по  реагированию  на 
инциденты нарушения безопасности.  В  процессе подготовки экс­
плуатирующего  персонала моделируются  соответствующие  собы­


background image

тия,  позволяющие ему в будущем эффективно выполнить требуе­
мые действия при возникновении кризисных ситуаций. Желатель­
но  использование  автоматизированных средств.

Эффективность действий  по  реагированию  на  инциденты  на­

рушения безопасности требует проведения  периодических прове­
рок  с  использованием  соответствующих тестов  (проверочных  по­
следовательностей действий). Желательно использование автома­

тизированных средств.

Требования  к  обработке  инцидентов:  возможности  по  обра­

ботке  инцидентов  должны  включать  обнаружение,  анализ,  пре­

дотвращение  развития,  устранение  инцидентов  нарушения  без­

опасности и восстановление безопасности после инцидентов. Для 
этого желательно  использование  автоматизированных  средств.

Требования  по  мониторингу  инцидентов:  инциденты  наруше­

ния  безопасности  ИТ должны отслеживаться и документировать­
ся на постоянной основе. Для отслеживания инцидентов наруше­
ния  безопасности,  сборе  и  анализе  информации  об  инцидентах 
используются  автоматизированные  средства.  Об  инцидентах  не­

обходимо представлять отчеты в установленные органы в соответ­
ствии  с  установленной  формой,  периодичностью  и  перечнем  ор­

ганов.

На предприятии должны иметься необходимые ресурсы (реко­

мендации, указания, справочная информация) поддержки пользо­
вателей  для  обеспечения  процесса  обработки  инцидентов.

6 .7 .  Резервирование  информации

 

и  отказоустойчивость

Одной из наиболее распространенных угроз ИБ является поте­

ря данных в результате отказа оборудования. Для восстановления 
утраченной  информации  возможно  заблаговременное  создание 
резервных  копий  данных.  Существует  ряд  программных  средств 

резервного  копирования,  позволяющих  решить  эту  задачу.  Но, 

во-первых,  большие  объемы  информации  регулярно  копировать 

затруднительно,  а во-вторых,  та  информация,  которая  появилась 

или  изменилась  после  копирования,  будет  все-таки  потеряна. 

Альтернативой  программным  средствам  резервирования являют­

ся  аппаратные  решения,  обеспечивающие  отказоустойчивость.

Наиболее  распространенные  средства  защиты  от  сбоев диско­

вых  систем  —  дисковые  массивы  (RAID  —  Redundant  Arrays  of 
Inexpensive  Disk),  а  также  дуплексирование  и  зеркальное  отобра­

жение.  Рассмотрим  эти  технологии  подробнее.  При  зеркальном 
отображении дисков вся записываемая на один диск информация 
одновременно записывается  и  на другой.  Это достигается  приме­


background image

нением специального контроллера и соответствующим программ­
ным  обеспечением.  Восстановление  обычно  выполняется  вруч­
ную:  нужно  заменить  диск  и  включить  машину,  после  чего  вся 
информация  с  исправного диска запишется  на  новый.

Недостатки  зеркального  отображения:

•  уменьшение  в два  раза общего  объема доступного дискового 

пространства;

•  поскольку  операции  чтения  и  записи  выполняются  дважды, 

действие  системы  несколько  замедляется;

•  зеркальное  отображение  не  защищает  от  сбоев  контроллера 

дисков.

Последний  недостаток ликвидируется  в технологии  дуплекси­

рования  дисков,  в  которой  для  работы  применяется  два  разных 
контроллера,  каждый  из  них  работает  с  отдельным  диском,  что 
удорожает  систему.

RAID-системы — это метод управления жесткими дисками, при 

котором  несколько  дисков  работают  как  один  логический  диск. 

Любой  файл  может  храниться  одновременно  на  нескольких дис­

ках.  Эта  технология  наиболее  популярна  на  сегодняшний  день  в 

АС  уровня  предприятия.

В  RAID-системе  используется контроллер  RAID,  реализуемый 

программным  либо  аппаратным  (внутренним  или  внешним)  об­

разом.  Каждый  из  этих  способов  имеет  свои  преимущества  и  не­
достатки.  Наиболее  дешевы  программные  реализации,  но  они 

больше  всего  загружают  центральный  процессор  компьютера. 

Внешние аппаратные реализации, наоборот, стоят дорого, но про­
изводительность  и  надежность у  них  наивысшие.

В  матрицу дисков  RAID-систем,  как правило,  устанавливают­

ся  дополнительные  диски.  В  случае  поломки  какого-либо  диска 
вместо  него  монтируется  резервный.