ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4196

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ну,  у  организаций,  по  отношению  к которым  предприятие  явля­

ется  заказчиком  работ  (ст.  17);

•  обеспечение  защиты  государственной  тайны  при  изменении 

функций,  формы  собственности,  ликвидации  предприятия  или 
прекращении  работ,  связанных  с  использованием  сведений,  со­
ставляющих  государственную  тайну  (ст.  19);

• ответственность за организацию защиты государственной тай­

ны  (ст.  20);

•  создание  структурных  подразделений  защиты  государствен­

ной тайны  (ст.  20);

•  принятие  решения  о  допуске  подчиненных  лиц  к  государ­

ственной  тайне  (ст.  21);

•  принятие  решения  об  отказе  в  допуске  к  государственной 

тайне  подчиненным лицам  (ст.  22);

• обязанность и право прекращения допуска к государственной 

тайне  подчиненных лиц в установленных законодательством слу­
чаях  (ст.  23);

•  организация доступа должностных лиц  и  сотрудников  пред­

приятия к государственной тайне и персональная ответственность 
за  создание  таких условий,  при  которых они  могут ознакомиться 

только  со  сведениями,  необходимыми  для  выполнения  должно­
стных  обязанностей  (ст.  25);

•  получение лицензии  на допуск  к  проведению  работ,  связан­

ных с  использованием  сведений,  составляющих  государственную 

тайну,  и  прохождение  государственной  аттестации.

2. 

Согласно «Инструкции о порядке допуска должностных лиц 

и  граждан  Российской  Федерации  к  государственной  тайне»,  ут­
вержденной  постановлением  Правительства  РФ  1995  г.  №  1050, 

на  руководителя  возлагается:

•  персональная  ответственность за  подбор лиц,  допускаемых к 

государственной  тайне  (п.  3);

•  контроль за соответствием  формы допуска  фактической  сте­

пени  секретности  сведений,  с  которыми  ознакамливаются работ­
ники  (п.  6);

•  определение  перечня  должностей  сотрудников,  подлежащих 

оформлению  на допуск  к  государственной  тайне  (п.  13);

•  прекращение допуска к государственной тайне  в установлен­

ных случаях  (п.  15);

•  допуск  к  секретным  сведениям  без  проведения  проверочных 

мероприятий,  в том 

числе

 руководителей организаций,  в отноше­

нии  которых  предприятие  является  заказчиком  (п.  23);

•  персональная  ответственность  за  обеспечение  режима  сек­

ретности  допущенными  к  секретным  сведениям  лицами,  не  до­
стигшими  16-летнего  возраста  (п.  28);

• обеспечение разграничения доступа к государственной тайне 

при  приеме  командированных лиц  (п.  39).


background image

Приведенные примеры только из двух правовых актов показы­

вают,  что  реализация  всего  комплекса  функций  по  защите  ин­
формации  ограниченного  доступа  на  предприятии  (с  учетом  ее 
объемов) требует наличия специального  подразделения  (или  под­
разделений,  например,  по видам  информации ограниченного до­
ступа).  Задача руководителя предприятия в этом  процессе должна 
заключаться  в  принятии  управленческих  решений,  контролю  их 

выполнения  и,  при  наличии  необходимости,  применению управ­

ленческих  воздействий,  направленных на достижение  поставлен­

ных  в  решениях задач.

13.2.2.  Функции  службы  защиты  информации

Учитывая  разнообразие  видов  тайн,  специфику  нормативных 

требований  по  защите  каждой  из  них,  под  службой  ЗИ  в  общем 

виде  будем  понимать  структурные  подразделения  предприятия, 

специально  созданные  для  выполнения  задач  защиты  информа­

ции  (независимо  от ее  вида).

Функции службы  ЗИ  (изложены  в общем  виде,  без  привязки  к 

виду  защищаемой  информации):

•  организация  планирования,  разработки  и  проведения  меро­

приятий  по защите информации ограниченного доступа при про­
ведении  работ с  ее  носителями;

•  координация деятельности структурных подразделений  пред­

приятия  по  вопросам  защиты  информации  ограниченного досту­
па, контроль выполнения ими нормативных документов по защи­

те  такой  информации;

• анализ деятельности предприятия по защите информации огра­

ниченного  доступа,  выявление  возможных  каналов  ее  утечки  и 
подготовка  предложений  по  их закрытию;

•  учет  и  анализ  нарушений  режима  обеспечения  сохранности 

информации  ограниченного доступа;

• участие в работе по отнесению сведений  к различным катего­

риям  информации  ограниченного  доступа,  разработке  перечней 
такой  информации,  нормативно-методических  документов  по 
обеспечению  ее  защиты;

• участие в проведении служебных расследований в случае утра­

ты либо хищения носителей информации ограниченного доступа, 

других  нарушений  режима  обеспечения  сохранности  такой  ин­

формации,  а также  по  фактам  ее  разглашения;

•  организация  проведения  профилактической  работы  с  работ­

никами предприятия по соблюдению режима обеспечения сохран­
ности  информации  ограниченного доступа;

•  разработка  перечней  должностей  работников,  подлежащих 

допуску  к  информации  ограниченного доступа;


background image

• контроль разработки и осуществление мероприятий по защи­

те  информации  ограниченного  доступа;

•  осуществление  мероприятий,  обеспечивающих доступ  к  ин­

формации  ограниченного  доступа  только  тех  работников,  кото­

рым  она  необходима  для  выполнения  должностных  обязанно­
стей;

•  проведение  инструктажа  работников,  допущенных  к  инфор­

мации  ограниченного доступа,  контроль знания  ими  требований 
нормативных  документов  по  режиму  обеспечения  ее  сохранно­
сти;

•  ведение  учета  осведомленности  работников  в  информации 

ограниченного доступа;

•  участие  в  обеспечении  пропускного  режима,  охраны  пред­

приятия  и  режимных  территорий,  контроле  несения  службы 
охраной;

•  участие  в  определении  эффективности  инженерно-техниче- 

ских средств  охраны  и  разработке  предложений  по  их совершен­
ствованию;

• организация и ведение учета носителей информации ограни­

ченного доступа;

•  контроль  соблюдения  установленного  порядка работы  с  но­

сителями  информации  ограниченного доступа.

13.2.3.  Функции  специальных  комиссий

Использование  различных  видов  информации  ограниченного 

доступа в управленческой и производственной деятельности пред­

приятия является сложным процессом,  тонкости которого не мо­
гут быть в полном объеме известны специалистам службы зашиты 
информации ввиду необходимости узко-специальных знаний, тех­
нической  сложности  и  разнообразия  производственных  процес­
сов.  Вместе  с  тем  знание  таких  «тонкостей»  является важнейшим 

условием  принятия  эффективных  решений  по  защите  информа­

ции ограниченного доступа,  начиная со стадии отнесения инфор­

мации  к таковой  и  заканчивая  внедрением  сложных технических 
средств  защиты  информации.

Учитывая изложенное,  рядом нормативных документов,  а так­

же  исходя  из  практики  деятельности  по  защите  информации,  на 

предприятиях предусматривается создание целого ряда комиссий, 
являющихся нештатными рабочими органами руководителя пред­
приятия,  призванными обеспечить принятие эффективных реше­
ний  по  защите  информации.

К таким  специальным  комиссиям  относятся:
а) 

в  области  защиты  государственной  тайны  —  экспертные 

комиссии,  предусмотренные  ст.  14  Закона  РФ  «О  государствен­


background image

ной  тайне»  и  постановлением  Правительства  Российской  Феде­

рации от 04.09.1995  г.  №  870 «Об утверждении  правил отнесения 
сведений,  составляющих  государственную  тайну,  к  различным 
степеням секретности»*,  а также  постоянно действующие техни­
ческие  комиссии  предприятий  по  защите  государственной  тай­

ны,  создаваемые  в  соответствии  с  Положением,  утвержденным 
совместным  приказом  Гостехкомиссии  России  и  ФСБ  России 
2001  г.  №  309/405;

б)  экспертные комиссии, создаваемые в соответствии с Основ­

ными  правилами  работы  архивов организаций  (одобр.  Коллегией 
Росархива  от  06.02.2002  г.),  «Перечнем  типовых  управленческих 

документов,  образующихся  в деятельности  организаций,  с  указа­

нием  сроков  хранения»  (утв.  Росархивом  06.10.2000  г.),  Типовой 

инструкцией  по делопроизводству в  федеральных  органах  испол­
нительной  власти  (приказ  Минкультуры  РФ  от  08.11.2005  г. 
№  536,  зарегистрирован  в  Минюсте  РФ  27.01.2006  г.  №  7418);

в)  внутренние проверочные комиссии,  назначаемые руководи­

телем  предприятия  для  проверки  наличия  носителей  информа­

ции  ограниченного  доступа,  соблюдения  порядка  обращения  с 
ними;  аналогичные  комиссии,  назначаемые  для  проверок  в  под­

чиненных организациях (дочерних,  филиалах и т.п.),  ликвидаци­

онные  комиссии.

В  последнее  время  в  практике  работы  предприятий  использу­

ются  так  называемые  Советы  по  безопасности,  в  числе  прочих 
задач  выполняющие функции консультативных органов по защи­

те  информации  ограниченного  доступа  при  руководителе  пред­

приятия.  В  состав  советов,  как  правило,  включаются:

•  специалисты  подразделений  предприятия,  использующих  в 

своей  работе  информацию  ограниченного доступа;

• специалисты службы безопасности  (по вопросам охраны, фи­

зической  защиты  объектов  и  т.п.);

•  специалисты  подразделений  по  защите  информации;
•  представители  организаций-заказчиков.
Основной  задачей  советов  по  безопасности  в  области  защиты 

информации является выработка рекомендаций руководству пред­
приятия  по  защите  информации  ограниченного  доступа  при  ре­
шении  следующих  вопросов:

•  отнесении  сведений  к  различным  видам  информации  огра­

ниченного  доступа,  определении  степени  ее  конфиденциально­
сти;

•  организации  методического  обеспечения  и  проведения  ана­

литической  работы  по  предупреждению  несанкционированного 

распространения  информации  ограниченного доступа;

*  Собрание  законодательства  РФ  от  11.09.1995  г.  №  37.  —  Ст.  3619.

10  Грибунин 

289


background image

• разработке, создании,  испытаниях объектов информатизации 

и производстве продукции,  содержащей  информацию ограничен­
ного  доступа;

•  разработке  нормативных,  научно-технических  и  методиче­

ских документов  по  вопросам  выявления  и  закрытия  возможных 
каналов утечки информации ограниченного доступа, технической 
защите  информации,  совершенствованию  физической  защиты 
объектов;

•  обеспечению  охраны  объекта,  организации  пропускного  и 

внутриобъектового  режимов,  выборе  средств  автоматизации  этих 
процессов;

•  рассмотрении  проектов договоров  и  технических  заданий  на 

проведение  работ,  конструкторской,  технологической  и отчетной 

документации  по  ним  с  целью  определения  достаточности  ме­

роприятий по обеспечению режима сохранности информации огра­
ниченного доступа,  используемой  при  проведении  работ;

• рассмотрении  вопроса о величине ущерба в случае  разглаше­

ния  информации  ограниченного  доступа,  возможности  снятия 
ограничений  на  распространение  информации  ограниченного 

доступа  и др.

13.2.4.  Обязанности  пользователей  защищаемой

информации

Обязанности 

персонала

 

предприятия  по  защите  информации 

определяются в коллективном договоре, трудовых договорах, дол­

жностных  (функциональных)  обязанностях,  инструкциях,  прави­

лах,  положениях и других организационно-распорядительных до­

кументах. Они должны предусматривать следующие обязательства 
персонала:

•  знать  и  неукоснительно  выполнять  требования  организаци­

онно-распорядительных  документов  предприятия  по  защите  ин­
формации  ограниченного доступа;

•  знать  содержание  перечней  информации  ограниченного  до­

ступа,  к  которой  имеет  отношение  в  силу  служебных  обязанно­
стей;  уметь  правильно  определять  наличие  и  степень  конфиден­
циальности  информации  ограниченного  доступа,  используемой 
им  при  выполнении  должностных  обязанностей;  своевременно 
проставлять  установленные  нормативными  правовыми  докумен­
тами  отличительные  реквизиты  на  ее  носителях;

• знать основы законодательства, устанавливающего ответствен­

ность (гражданскую, административную, уголовную) за разглаше­
ние информации ограниченного доступа или утрату ее носителей;

•  знать правила обращения,  разработки,  учета,  хранения унич­

тожения  носителей  информации  ограниченного доступа;