ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4121

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ущерб,  который  может  нанести  предприятию  недобросовестный 
работник,  особенно если он наделен полномочиями и возможно­
стью  доступа  к  защищаемой  информации,  может  превосходить 
ущерб  от самых  масштабных  аварий,  сбоев  в  работе  и других  на­
рушений в работе технических систем.  При этом даже самые изощ­
ренные формы закрепления юридической ответственности такого 
работника,  технические  системы  контроля  за  его деятельностью, 
инструкции и  правила не  смогут компенсировать просчета, допу­
щенного  руководством,  кадровыми  работниками,  службой  без­
опасности  при  приеме  его  на  работу.  В  связи  с  этим  представля­
ются  оправданными  высокие  расходы  по  найму  и  содержанию 

квалифицированных сотрудников служб безопасности, владеющих 
методиками распознавания лиц, склонных к правонарушениям,  с 
признаками деградации личности,  «темным»  прошлым  и  т.п.

Обратим  внимание  и  на  сравнительно  новый для  России  спо­

соб  подбора  кадров,  связанный  с  проведением  психофизиологи­
ческого  исследования  с  помощью  полиграфа  («детектора  лжи»). 

Показателем  эффективности  данного  средства  может  служить 

информация  об  его  использования  в  правоохранительных  орга­
нах*.

Что  касается  обучения  персонала,  то  на  современном  рынке 

этой услуги имеется масса возможностей по подготовке (перепод­

готовке)  специалистов в области защиты  государственной тайны, 
конфиденциальной  информации,  в том числе  и  по сложным тех­
ническим  направлениям  этой  деятельности.  Вместе  с  тем,  с  на­
шей  точки  зрения,  наиболее  важной  (и  эффективной)  формой 
является организация подготовки  персонала по вопросам зашиты 
информации непосредственно на предприятии, под руководством 
сотрудников  службы  защиты  информации.

Приказ Директора  Федеральной  таможенной  службы  от  05.09.2006  г.  №  839 

«Об  организации  применения  полиграфа  в  деятельности  таможенных  органов 

Российской  Федерации»;  приказ  МВД  1995  г.  №  353  «Об  обеспечении  внедре­

ния  полиграфа  в  деятельность  органов  внутренних  дел».


background image

Гл а ва  14

Материально-техническое

 

и  нормативно-методическое

 

обеспечение  комплексной  системы

 

защиты  информации

14.1.  Состав  и  значение

 

материально-технического  обеспечения

 

функционирования  КСЗИ

Материально-техническое  обеспечение  КСЗИ  охватывает дея­

тельность  службы  защиты  информации  по  использованию  мате­
риально-технической  базы,  материальных  и  денежных  средств  в 
ходе  выполнения  задач  защиты  информации.

Материально-техническая база  КСЗИ  включает объекты хозяй­

ственного  и технического  назначения.  К объектам  хозяйственного 
назначения  относятся  здания  и  помещения,  в  которых  хранятся 

носители информации, размещаются подразделения и объекты тех­
нического  назначения  службы.  К  объектам  технического  назначе­
ния относятся различные технические средства, используемые служ­
бой ЗИ,  но не предназначенные непосредственно для ЗИ  (системы 
заземления,  электронные  системы  регулирования  доступа  в  поме­

щения,  средства  охраны,  сигнализации,  видеонаблюдения  и  опо­
вещения,  средства механизации — бумагоуничтожающие  машины, 
электронные и электрические замки, электрические звонки и т.п.).

К  материальным  средствам  службы  ЗИ  относятся  все  виды 

средств  защиты  информации,  а также  носители  информации. 

Материально-техническое  обеспечение  КСЗИ  включает:
•  планирование  и  осуществление  работы  объектов  материаль­

но-технической  базы  службы  ЗИ;

• своевременное определение потребности,  приобретение, учет 

и  хранение  всех  видов  материальных  средств,  их  распределение, 
выдачу (отправку, передачу) по назначению, обеспечение правиль­
ного  и  экономного  расходования  и  ведение  отчетности;

•  накопление  и содержание установленных запасов материаль­

ных  средств,  обеспечение  их  сохранности;

•  правильную  эксплуатацию,  сбережение,  своевременное  тех­

ническое  обслуживание  и  ремонт;

•  создание  условий  для  организации  и  проведения  мероприя­

тий  ЗИ;

•  строительство,  ремонт  и  правильную  эксплуатацию  зданий  и 

помещений;


background image

•  изучение  положения  дел,  выявление  внутренних  и  внешних 

факторов,  оказывающих влияние  на  МТО  КСЗИ;

•  выявление  нарушений,  ошибок  в  МТО,  оперативное  приня­

тие  мер  по  их устранению.

Основными  направлениями  развития  и  совершенствования 

МТО  ЗИ являются:

•  повышение технической оснащенности объектов ЗИ матери­

ально-техническими  средствами;

•  улучшение  планирования  МТО  ЗИ;

•  строительство  и  эксплуатация  объектов  ЗИ  в  строгом  соот­

ветствии  с  требованиями  безопасности  информации;

•  оснащение  объектов  ЗИ  новыми  СЗИ;
•  обучение  пользователей  правилам  работы  с  СЗИ;
•  внедрение  в  практику  методов  наиболее  экономного  и  эф­

фективного  использования  материально-технической  базы;

•  обеспечение  сохранности  материальных  и  денежных средств 

и  предотвращение  их утрат.

Должностные лица,  ответственные  за  МТО  КСЗИ,  обязаны:
•  знать  и  доводить  до  подчиненных  требования  нормативных 

актов предприятия  по  вопросам  МТО  КСЗИ;

• определять потребность и знать обеспеченность СЗИ  матери­

альными  и  денежными  средствами для  обеспечения  ЗИ;

•  знать  наличие,  состояние,  порядок эксплуатации  (хранения) 

материальных средств  ЗИ,  в том числе  в их подразделениях,  пра­
вильно  определять  потребность в  них;

•  своевременно  истребовать  и  получать  положенные  матери­

альные  средства  ЗИ;

•  организовывать  ведение  учета,  правильное  хранение,  сбере­

жение  запасов  материальных  средств  КСЗИ,  а также  их  эксплуа­
тацию,  ремонт  и  техническое  обслуживание;

•  участвовать  в  организации  проектирования,  строительства  и 

реконструкции  объектов  ЗИ;

•  осуществлять  планирование  МТО  КСЗИ;
•  организовывать  работу  по  экономному,  рациональному  рас­

ходованию  материальных  средств;

•  осуществлять  контроль  за  использованием  материальных 

средств  КСЗИ.

14.2.  Перечень  вопросов  ЗИ,  требующих

 

документационного  закрепления

На  основе  концепции  защиты  информации  (концепции  без­

опасности  предприятия),  законодательства  и  иных  нормативных 

документов  в  информационной  области  с учетом  уставных  поло­

жений  и  специфики  деятельности  предприятия  определяется  и


background image

разрабатывается 

комплект  внутренних  нормативных  и  мето­

дических  документов

,  как  правило,  включающий:

•  перечни  сведений,  подлежащих  защите  на  предприятии;
•  документы,  регламентирующие  порядок  обращения  сотруд­

ников  предприятия  с  информацией,  подлежащей  защите;

•  положения  об  управлениях  и  отделах  (разделы  по  ЗИ);
•  документы  по  предотвращению  несанкционированного  до­

ступа  к  информационным  ресурсам  и АС;

• документы, регламентирующие порядок взаимодействия пред­

приятия  со  сторонними  организациями  по  вопросам,  связанным 
с  обменом  информацией;

•  документы,  регламентирующие  пропускной  и  внутриобъек- 

товый  режим;

•  документы,  регламентирующие  порядок  эксплуатации  авто­

матизированных  систем  предприятия;

• документы,  регламентирующие действия должностных лиц  и 

персонала предприятия в условиях чрезвычайных ситуаций, обес­
печения  бесперебойной  работы  и  восстановления;

•  планы  защиты  автоматизированных систем  предприятия;
• документы,  регламентирующие  порядок разработки,  испыта­

ния  и  сдачи  в  эксплуатацию  программных средств;

• документы, регламентирующие порядок закупки программных 

и  аппаратных  средств  (в  т.ч.  средств  защиты  информации);

• документы, регламентирующие порядок эксплуатации техни­

ческих  средств  связи  и  телекоммуникации.

«Инструкция  по  обеспечению  защиты  информации  от  не­

санкционированного  доступа»

  содержит:

• определение  целей, задач защиты информации в АС  и основ­

ных  путей  их достижения  (решения);

•  требования  по  организации  и  проведению  работ  по  защите 

информации  в АС;

•  описание  применяемых  мер  и  средств  защиты  информации 

от рассматриваемых угроз,  общих требований  к настройкам  при­

меняемых средств  защиты  информации  от  НСД;

• распределение ответственности за реализацию «Инструкции...» 

между должностными  лицами  и  структурными  подразделениями 
организации.

«Положение  о  категорировании ресурсов АС»

  содержит:

• формулировку целей введения классификации ресурсов (АРМ, 

задач,  информации,  каналов передачи)  по степеням  (категориям) 
защищенности;

•  предложения  по  числу  и  названиям  категорий  защищаемых 

ресурсов и критериям классификации ресурсов по требуемым сте­
пеням  защищенности  (категориям);

• определение  мер и  средств защиты  информации,  обязательных 

и  рекомендуемых к  применению  на АРМ  различных категорий;


background image

• образец формуляра ЭВМ  (для учета требуемой степени защи­

щенности  (категории),  комплектации,  конфигурации  и  перечня 
решаемых на  ЭВМ  задач);

•  образец  формуляра  решаемых  на  ЭВМ  АС  функциональных 

задач  (для учета их характеристик,  категорий пользователей задач 
и  их прав доступа  к информационным  ресурсам данных  задач).

«Порядок  обращения с информацией

подлежащей защите»,

 

содержит:

• определение основных видов защищаемых сведений  (инфор­

мационных  ресурсов);

•  общие  вопросы  организации учета,  хранения и  уничтожения 

документов  и  магнитных  носителей  ИОД;

•  порядок  передачи  (предоставления)  ИОД  третьим  лицам;
•  определение  ответственности  за  нарушение  установленных 

правил  обращения с  защищаемой  информацией;

• форму типового «Соглашения (обязательства) сотрудника орга­

низации  о  соблюдении  требований  обращения  с  защищаемой 
информацией».

«План  обеспечения  непрерывной работы  и  восстановления

» 

включает:

•  общие  положения  (назначение  документа);
•  классификацию возможных  (значимых)  кризисных ситуаций 

и  указание  источников получения  информации о возникновении 

кризисной  ситуации;

•  перечень  основных  мер  и  средств  обеспечения  непрерывно­

сти  процесса  функционирования  АС  и  своевременности  восста­
новления  ее  работоспособности;

•  общие  требования  к  подсистеме  обеспечения  непрерывной 

работы  и  восстановления;

•  типовые  формы  для  планирования  резервирования  ресурсов 

подсистем АС и определения конкретных мер и средств обеспече­
ния  их  непрерывной  работы  и  восстановления;

•  порядок действий  и  обязанности  персонала  по  обеспечению 

непрерывной  работы  и  восстановлению  работоспособности  си­
стемы.

«Положение  об  отделе  технической  защиты  информации»

 

содержит:

•  общие  положения,  руководство  отделом;

•  основные  задачи  и  функции  отдела;
•  права  и  обязанности  начальника  и  сотрудников  отдела,  от­

ветственность;

•  организационно-штатную  структуру  отдела.
« 

Обязанности администратора информационной безопасно­

сти  подразделения

»  содержат:

•  основные  права  и  обязанности  по  поддержанию  требуемого 

режима  безопасности;