ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4218

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Необходимо отметить,  что среди указанных задач особое место 

занимает 

принятие решения,

  которое является  центральным  мо­

ментом,  ядром  управления.  Согласно  теории  управления  приня­

тие  решения  в системах управления  является  прерогативой  чело­
века  (руководителя).

Суть  принятия  решения  состоит  в  том,  что  руководитель  (на­

чальник)  должен  творчески  и  ответственно  определить:

1)  замысел  ЗИ;

2)  задачи  подразделениям  и  подчиненным;
3)  основные  вопросы  взаимодействия  и  обеспечения;
4)  организацию управления.
Следует подчеркнуть особую роль руководителя при  принятии 

решения.  В современных условиях принятие решения всегда осу­
ществляется  в  условиях  жесткого  дефицита  времени,  нехватки 
исходной  информации,  а  также  в  условиях  ведения  информаци­

онной  войны.  Чтобы  комплексно  решать  все  задачи  управления, 

необходимо  создать  стройную  систему  управления,  на  научной 

основе  организовать работу подчиненных,  а также  важно  приме­

нять современные  методы  и средства управленческой работы,  ос­

нованные на широком использовании  новых информационных и 

сетевых  технологий.

Принимая решение, руководитель должен учитывать объектив­

ные законы управления,  которые  выражают наиболее существен­
ные  связи  и  отношения различных сторон управления  между со­

бой  и  с  внешней  средой:

•  зависимость  организационных  форм  и  методов  управления 

КСЗИ  от структуры  предприятия,  материально-технической базы 
и  условий  управления;

•  единство  организационно-методологических  основ  на  всех 

уровнях управления  КСЗИ;

•  сохранение  пропорциональности  и  оптимального  соотноше­

ния  всех  элементов  системы  управления;

• совместимость систем и средств управления подчиненных пред­

приятию организаций,  а также  взаимодействующих организаций;

•  единство  и  соподчиненность  критериев  эффективности,  ис­

пользуемых  при  управлении  КСЗИ;

•  соответствие  потребного  и  располагаемого  времени  при  ре­

шении  задач  управления;

•  зависимость  эффективности  решения  задач  управления  от 

объема  используемой  информации  и  т.д.

15.2.  Принципы  управления  КСЗИ

На  основе  перечисленных  законов  управления  формируются 

принципы управления,  которые  в  системе управления  ЗИ  высту­
пают  в  качестве  основных  исходных  положений  управленческой


background image

деятельности,  выработанных  наукой  и  практикой,  являющихся 

средством  организации  и  регулирования  целенаправленного  воз­

действия на КСЗИ, а также одновременно и собственно функцио­

нирования  управляющего субъекта.

Процесс  выявления  и  обоснования  принципов  управления 

КСЗИ  должен  отвечать  следующим  требованиям:

а)  отражать  наиболее  существенные,  главные,  объективно-не­

обходимые  закономерности,  отношения  и  взаимосвязи  системы 
управления;

б) характеризовать лишь устойчивые закономерности, отноше­

ния  и  взаимосвязи  в системе  управления;

в)  охватывать  преимущественно  такие  закономерности,  отно­

шения  и  взаимосвязи,  которые  присущи  системе  управления  как 
целостному организму, т.е.  имеют общий,  а не частный характер;

г)  отражать специфику управления  КСЗИ,  его отличие  от дру­

гих  видов  управления.

Взаимосвязи  и  взаимодействия  между  принципами  существу­

ют  в  рамках  их  целостной  системы.  Раскрытие  содержания  и  по­

тенциала любого  принципа управления  возможно лишь  в  рамках 

и  с  учетом  его  системных зависимостей.

Система принципов

:

•  общие:  принципы  системности,  объективности,  саморегули­

рования,  обратной  связи;

•  принцип  оптимальности,  информационной  достаточности, 

эволюционизма,  вероятности;

• принцип состязательности,  ведущего звена,  стимулирования;
•  частные:  принципы,  применяемые  в  различных  подсистемах 

управления  (например,  экономической);

•  организационно-технологические:  принципы  единоначалия, 

сочетания,  конкретности,  распределения  труда;

• принципы иерархии, единства распорядительства, одного на­

чальника,  делегирования  полномочий,  диапазона управления.

Для  примера  приведем  несколько  принципов,  например,  си­

стемного  подхода  к управлению  КСЗИ.

Принцип  цели

  (

целеобусловленности

).  Этот  основополагаю­

щий  принцип  системного  подхода  ориентирует  руководителя  на 
первоочередность  анализа  (синтеза)  целей  объекта,  которые дол­
жны  достигаться  при  его  функционировании.  Цель  первична,  и 

для  ее  достижения  должна  формироваться  надлежащим  образом 

организованная система.  Системе может быть задано и  несколько 

целей.  В  этом  случае  должен  быть  задан  принцип  компромисса, 
например указанием  последовательности достижения  целей  (сна­

чала  более  важных,  а  затем  менее  важных).  Цель  обусловливает 
структуру  и  поведение  системы.  В  процессе  функционирования 

цель системы  может меняться.  Соответственно этому должны  ме­
няться  структура  или  (и)  способ  функционирования  системы.


background image

Принцип двойственности

 (

относительности

). Управляемый 

объект должен  рассматриваться  и  как система,  и  как  подсистема 
системы более высокого уровня иерархии (суперсистемы).  Напри­
мер,  объект  информатизации,  состоящий  из  множества  различ­
ных элементов  (в том  числе  и  сотрудников  предприятия,  работа­
ющих  на  имеющихся  на  объекте  средствах),  является  системой. 
В то же  время данный  объект —  элемент какой-либо автоматизи­

рованной  системы,  которая  по  отношению  к  нему  является  су­
персистемой.  В  свою  очередь,  объект  информатизации  является 
суперсистемой  по  отношению  к входящим  в его  состав  ПЭВМ.

Принцип целостности.

  Система управления должна рассматри­

ваться не  как простой набор  элементов,  а как нечто  целое, единое.

Принцип  сложности.

  Управление  как  объект  является  слож­

ной  совокупностью  различных  элементов,  находящихся  в  много­
образных  связях  между  собой  и  элементами  окружающей  среды. 
Каждому  объекту  присуща  бесконечная  сложность,  неисчерпае­
мость.  Исходя из этого, при решении задач управления необходи­

мо рассматривать  объект  в упрошенном  виде,  но до  такого  уров­
ня,  на  котором  он  еще  сохраняет  свои  существенные  свойства. 
Важно найти компромисс между сложностью и простотой, не упу­

стив  при  этом  существенных свойств управляемого  объекта.

Принцип  всесторонности.

  Этот  принцип  требует  учитывать 

при управлении  все  связи  в объекте  и  факторы,  влияющие  на его 

функционирование.

Принцип  множественности.

  Данный  принцип  ориентирует 

руководителя на то,  что для полного описания результатов управ­

ляющего  воздействия  на  объект  необходимо  множество  моделей, 

каждая  из  которых описывает  его  в  каком-либо  аспекте.  Доказа­
но,  что  заданную  точность  описания  можно  обеспечить  конеч­
ным  множеством  моделей.  Например,  автоматическая  система 

управления доступом описывается функциональной схемой, прин­

ципиальной схемой,  монтажной схемой,  временными диаграмма­
ми  сигналов  и  рядом других  моделей.

Принцип  динамизма.

  Принцип  указывает  на то,  что  управле­

ние необходимо рассматривать с учетом динамики функциониро­
вания объекта управления (т. е. все характеристики являются функ­
циями  времени).

Принцип  историзма.

  Этот  принцип  обязывает  проводить  ис­

следование  прошлого  объекта,  так  как  его  функционирование  в 
прошлом  и  настоящем  позволяет  вскрыть  закономерности  и  вы­

явить  тенденции  его  развития.  Таким  образом,  данный  принцип 

вызывает  необходимость  рассмотрения  объекта  на  всех  стадиях 

его жизненного цикла,  начиная с момента создания и заканчивая 

полной  деградацией.

Принцип  сходства.

  Данный  принцип  рекомендует  осуществ­

лять поиск аналогов управленческих ситуаций на предмет исполь­


background image

зования  применявшихся  по  ним  управленческих  воздействий, 
имевших  положительные  результаты.

Управляя системой ЗИ,  следует учитывать и другие принципы, 

общие  для  различных  видов деятельности.

Комплексность:

•  обеспечение  защиты  информации  от  возможных угроз всеми 

доступными  законными  средствами,  методами и  мероприятиями;

• обеспечение безопасности  информационных ресурсов в тече­

ние  всего  их  жизненного  цикла,  на  всех  технологических  этапах 
их обработки (преобразования) и использования,  во всех режимах 
функционирования;

• способность системы  к развитию и совершенствованию в со­

ответствии  с  изменениями  условий  функционирования.

Своевременность.

  Меры  ЗИ  имеют  упреждающий  характер. 

Они  предполагает  постановку  задач  по  КЗИ  на  ранних  стадиях 

разработки  системы  на основе  анализа и  прогнозирования  обста­

новки,  угроз,  а также  разработку эффективных мер  предупрежде­
ния.

Непрерывность.

  Считается,  что  злоумышленники  только  и 

ищут  возможность,  как  бы  обойти  защитные  меры,  прибегая для 
этого  к легальным  и  нелегальным  методам.

Активность.

  Мероприятия  ЗИ  проводятся с достаточной сте­

пенью  настойчивости,  с  широким  использованием маневра сила­

ми  и  средствами  защиты.

Законность.

  Этот принцип предполагает разработку КСЗИ  на 

основе  законодательства  в  области  информатизации  и  защиты 
информации  и  других  нормативных  актов  в  данной  области,  с 
применением  всех дозволенных  методов  обнаружения  и  пресече­
ния  правонарушений.

Обоснованность.

  Используемые  возможности  и  средства  за­

щиты должны быть реализованными  на современном уровне раз­
вития науки и техники,  обоснованными с точки  зрения заданного 
уровня защиты и соответствующими установленным требованиям 
и  нормам.

Экономическая целесообразность и сопоставимость возмож­

ного ущерба и затрат

 (критерий «эффективность — стоимость»). 

Во  всех случаях стоимость системы должна быть меньше  размера 

возможного  ущерба.

Специализация.

  Предполагается  привлечение  к  разработке  и 

внедрению  мер  и  средств защиты  специализированных организа­

ций,  имеющих опыт практической  работы  и  государственную ли­
цензию  на  право  оказания  услуг  в  этой  области.  Эксплуатация 

технических средств  и реализация  мер  ЗИ должны осуществлять­

ся  профессионально  подготовленными  специалистами.

Взаимодействие  и  координация.

  Этот принцип  означает осу­

ществление  мер  обеспечения  безопасности  на основе четкой  вза­


background image

имосвязи соответствующих подразделений и служб, сторонних спе­
циализированных  организаций  в  этой  области,  координации  их 

усилий для достижения поставленных целей, а также сотрудниче­
ства  с  заинтересованными  объединениями  и  взаимодействия  с 
органами  государственного  управления  и  правоохранительными 
органами.

Совершенствование.

  Совершенствование  мер  и  средств  за­

щиты  осуществляется  на основе  собственного  опыта,  появления 
новых технических средств с учетом изменений в методах и сред­
ствах разведки и промышленного шпионажа, нормативно-техни- 

ческих  требований,  достигнутого  отечественного  и  зарубежного 
опыта.

Централизация управления

. Этот принцип предполагает функ­

ционирование  системы  ЗИ  по  единым  правовым,  организацион­
ным,  функциональным  и  методологическим  принципам.

15.3.  Структура  процессов  управления

Система с управлением независимо от ее физической природы 

имеет 

структуру

, которая включает управляющий объект, объект 

(объекты)  управления  и  каналы  связи  между  ними.

Управляющий объект

 (S) предназначен для выработки инфор­

мационных  воздействий  на  основе  обработки  и  отображения  со­
бранной  информации.  В  роли  управляющих  объектов  могут  вы­
ступать объекты,  способные  воспринимать,  хранить,  перерабаты­
вать  и  выдавать  информацию.

Объект  управления

  (О)  обеспечивает  выдачу  информации  о 

своем состоянии и состоянии внешней среды, восприятие инфор­
мационных  воздействий  от  управляющих  объектов  и  их  реализа­
цию.

Каналы  связи

  служат для  обмена  информацией  между  S  и  О. 

При этом по 

каналу прямой  связи

 информация  передается от S к

О,  а по 

каналу обратной  связи —

 в противоположном  направле­

нии.

Совокупность,  включающую S и каналы связи,  будем называть 

системой  управления.

  Объекты  управления  в  систему  управле­

ния  не  входят,  а  процесс  реализации  ими  управляющих  воздей­
ствий  в  процесс  управления  не  включается.

Процесс  управления

  в  такой  системе  осуществляется  следую­

щим образом.  S  по  каналу обратной  связи  получает информацию 
о  состоянии  О  и  внешней  среды  (информация  состояния).  На 
основе  целей управления и информации состояния в S вырабаты­
вается  управляющее  воздействие  (командная  информация);  оно 

определяет новое  состояние  О,  в  которое  он должен  перейти  при 

приближении системы  к цели.  Совокупность правил,  по которым