ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4119

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

информация состояния преобразуется в командную информацию, 
называется 

алгоритмом управления.

  Командная информация пе­

редается  по 

каналу  прямой  связи.

  Восприняв  информацию,  О 

выполняет предписанные ему действия. Так как система функци­
онирует  в  некоторой  среде,  являющейся  источником  активных  и 

пассивных помех, а в работе элементов системы  возможны ошиб­
ки,  то  новое  состояние  О  не  всегда  будет совпадать  с  желаемым. 
Поэтому наряду с выполнением предписанных действий О посто­
янно  передает  S  информацию о  своем  состоянии.

Совокупность мероприятий  по управлению,  выполняемых при 

изменении  среды,  принято  называть 

циклом управления.

  Циклы 

различаются  по  продолжительности  и  содержанию.  Цикл  может 
быть  прерван.  Выполняя  цикл  за  циклом,  система  постепенно 

приближается  к 

цели  функционирования.

Путь,  по  которому  циркулирует  информация  между  S  и  О, 

называется 

контуром  управления.

  Различают 

одноконтурные

 

(с одним  О)  и 

многоконтурные

 системы управления,  а также си­

стемы  управления  с 

замкнутым

 (при  наличии  каналов  обратной 

связи)  и 

разомкнутым

  контуром  управления.

15.4.  Основные  процессы,  функции  и  задачи

 

управления  КСЗИ

К 

основным процессам управления

  КСЗИ  относятся:

1) сбор информации о состоянии элементов системы ЗИ и внеш­

ней  среды;

2)  обработка  и  оценка  существующего  состояния  системы  ЗИ 

(ее  элементов)  и  внешней  среды,  сравнение  и  оценка  соответ­
ствия  системы  ЗИ  целям  ЗИ,  выработка командной  информации 
(информационных  воздействий),  приближающих  КСЗИ  к требу­

емому состоянию;

3)  доведение  информационных  воздействий  до  объектов  уп­

равления.

Приведенные  процессы  при  реализации  управления  КСЗИ 

могут быть разделены на более  мелкие подпроцессы,  задачи, про­
цедуры,  операции,  действия.

Основным  элементом  процесса  управления  является 

задача

 

управления  —

  технологический  модуль  (единица)  преобразова­

ния  информации,  служащий  для  достижения  за  заданное  время 
конкретного  результата.  Группы  задач  управления  КСЗИ  объеди­
няются  в  функции  управления.

Функция управления

 представляет собой устойчивую совокуп­

ность  задач  реализации  процесса  управления  (его  части)  для  до­
стижения  частных  целей  управления,  основанную  на  разделении 
управленческого  труда  в  органах управления.


background image

Выделяются  следующие  основные  управленческие  функции: 

планирование;  оперативное  управление;  контроль;  учет.

• 

Планирование

 — процесс уточнения целей системы и деталь­

ной  программы  их  достижения.  Содержанием  планирования  яв­

ляется  распределение  ресурсов  системы  и  определение  порядка 

их  использования  при  достижении  поставленной  цели.

• 

Оперативное  управление

  —  процесс  коррекции  поведения 

системы  при  реализации  программы  достижения  поставленной 
цели.

• 

Контроль

  —  процесс  проверки  информации  об  элементах 

системы  и  внешней  среды  и  оценки  соответствия  состояния  си­
стемы  ее  задачам.

• 

Учет

 — процесс измерения и регистрации характеристик си­

стемы  и  внешней  среды.

Задачи управления  КСЗИ

 многочисленны,  разнообразны,  за­

висят от множества факторов и не  могут рассматриваться в отры­
ве  от  конкретной  системы  ЗИ,  конкретного  предприятия  и  усло­
вий  его  функционирования.  Задачи  управления  КСЗИ  в  общем 
виде могут быть классифицированы по различным признакам. При­
ведем  некоторые  из  них,  существенные  с  точки  зрения  удобства 
изучения  и  формализации  задач.

1.  В  зависимости  от  принадлежности  к  звену  управления  — 

признак,  характерный для  иерархических систем  управления,  су­
щественный с точки зрения объемов,  важности и  стоимости  при­
нимаемых  решений.  Каждая  задача  более  низкого  уровня  иерар­
хии должна быть согласована (по целям, времени, ресурсам и т.п.) 
с  соответствующими  задачами  более  высокого  уровня.

2.  В  зависимости  от  принадлежности к функциональным  под­

системам управления — задачи,  например,  контроля режима сек­
ретности,  пропускного  режима,  охраны,  разграничения  доступа, 
кадрового обеспечения, нормативно-правовые, криптографической 
защиты,  антивирусной  защиты,  материального  и  технического 
обеспечения,  учета  и  сохранности  носителей  информации  и др.

3.  По  периодичности  решения  —  задачи  долгосрочные,  теку­

щие  (квартальные,  ежемесячные,  ежесуточные)  и  задачи  со  слу­

чайной  периодичностью.

4.  По  степени  определенности  исходной  информации  —  зада­

чи детерминированные,  вероятностные и  неопределенные  задачи 

управления.

5.  С  точки  зрения  формы  мыслительного  процесса  —  задачи 

анализа  и  синтеза.  Задачи  анализа  состоят  в  определении  значе­
ний показателей эффективности функционирования системы при 

заданных структуре, характеристиках элементов и условиях функ­
ционирования.  Сущность  задач  синтеза  сводится  к  определению 
структуры  и  (или)  ее  характеристик  при  заданных  ограничениях 
на  ресурсы  и  требованиях  (целях)  к ее  функционированию.


background image

6. 

По  характеру  преобразования  информации  —  задачи,  клас­

сифицируемые  по  форме  представления данных,  по содержанию, 
по  расположению  в  пространстве  или  во  времени.  Если  в  задаче 
преобладает  содержательная  обработка,  ее  называют  расчетной, 
если  другие  виды  преобразований,  —  информационной.  Расчет­

ные задачи классифицируются как задачи согласования действий, 

состязательные,  маршрутизации,  замены  оборудования,  распре­

деления  ресурсов,  массового  обслуживания,  поиска,  управления 

запасами,  упорядочения  и др.  К информационным задачам  отно­
сятся задачи учета, обобщения, систематизации, передачи инфор­

мации,  документирования,  хранения  и  т.п.

15.5.  Основные  стили  управления

Стиль управления  — реально используемая система эффектив­

ных способов,  средств,  форм  и  методов  повседневного  функцио­
нирования  должностных лиц  и  органов  управления  предприятия 
в целом,  основанная  на соответствующих принципах и  обеспечи­
вающую рациональное ведение управленческих дел. Стиль — один 
из  факторов  рационализации  управления,  продуманное  и  согла­
сованное  взаимодействие  управленческих  элементов  и  человече­
ского потенциала;  основан на синтезе социальных, организацион­

ных,  нормативных,  информационных  и  технических  параметров 

управления.

Стиль управления  должен  состоять  из  таких  необходимых для 

него  элементов,  как:

— целевые,  функциональные  и  организационные  характерис­

тики  органов управления,  которые  определяют их место  и  право­

вой  статус  в  иерархии  управляющей  системы  предприятия;

—  юридически  закрепленные  и  соответственно  практически 

используемые  формы,  методы  и  процедуры  управленческой  дея­

тельности  органов  управления  и  должностных лиц  предприятия;

— реально  проявляемые  общекультурные,  профессиональные 

и  личностные  качества  должностных лиц,  посредством  которых 

формируются  социально-психологические  механизмы  управле­
ния.

Свойства  стиля  управления  создаются  акцентом  в  названных 

элементах  и  комбинациями  из  них.  Исходя  из  этого  выделено 
несколько  разновидностей  стиля  управления:

• 

директивный

  (

административно-директивный

автокра­

тический)  —

  наличие  чрезмерной  централизации  власти,  едино­

началия, самовластного решения крупных и  мелких вопросов, со­
знательного  ограничения  контактов  с  подчиненными;

• 

демократический

  (

коллегиальный

кооперативный)  —

  пре­

доставление самостоятельности  в соответствии  с  квалификацией;


background image

принятие  решений  с  участием  подчиненных,  уважение  к людям, 
забота  об  их  потребностях;

• 

либеральный  —

  отсутствие  размаха  в  деятельности,  безыни­

циативность и  постоянное ожидание указаний сверху,  нежелание 
принять  на  себя  ответственность  за  решения  и  их  последствия, 
когда  они  неблагоприятны.

Выделяют  и другие  стили:  анархический  (когда  все  пущено  на 

самотек  и  каждый  делает  все,  что  хочет  и  как  хочет);  кампаней­
ский  (руководители, должностные лица от случая к случаю хвата­
ются  за  дело,  бурно  проводят  различные  мероприятия,  а  потом 

успокаиваются  и  так до следующего  приступа активности);  воле­

вой (характерны исключительно приказы, грубое психологическое 

давление,  опирающееся  на  служебные  зависимости).

Различают  также  общий  стиль  (нормативный,  т.е.  общеприз­

нанный,  проявляющийся  в  главных  своих  чертах  повсеместно,  в 
широких  масштабах,  стиль,  разделяемый  и  поддерживаемый  об­
ществом) и стиль индивидуальный (преломленный в соответствии 
с  конкретными  условиями  управленческой  деятельности  и  каче­

ствами  соответствующих руководителей  и  должностных лиц).

В чистом виде ни один стиль управления не проявляется. Чаще 

всего  имеет  место сочетание,  смешение  стилей  при  явном  преоб­

ладании  какого-либо  одного.  Свойство  стиля  управления,  скла­
дывающегося  в  его  системе  и  подсистемах,  напрямую  зависит  от 

качеств лиц,  занятых  в  управленческих  процессах.

Наиболее целесообразным, продуктивным и ориентированным 

на длительную  перспективу  является  демократический  стиль  уп­

равления.  Именно он  позволяет стабилизировать управленческие 

процессы и посредством них наладить рациональное и эффектив­

ное  функционирование  системы  и  ее  развитие.

15.6.  Структура  и  содержание  общей

 

технологии  управления  КСЗИ

Структура  управления  КСЗИ  в  общем  случае  может  быть 

обусловлена  следующими  факторами:  а)  целью  функционирова­

ния;  б)  требованиями  к  управлению;  в)  количеством  и  террито­

риальным  расположением  объектов  системы  управления;  г)  ха­
рактером  и  необходимым  объемом  информации  (информацион­

ной потребностью КСЗИ); д) возможностями технических средств; 

е)  спецификой конкретных задач управления; ж)  экономическими 
факторами  и др.

Исходя  из  анализа  этих  факторов,  определяют  структурные 

характеристики  системы,  в  частности:  а)  количество уровней  уп­
равления;  б)  распределение  элементов  по  уровням;  в)  состав  и 
характер  связей  между элементами  системы  и  др.


background image

Структуры  реальных  систем  управления  КСЗИ  чрезвычайно 

разнообразны.  Известные  иерархические  структуры  управления 

по виду связей  между элементами  можно разделить на четыре ос­
новных типа:  1) линейные;  2) функциональные;  3) линейно-штаб­
ные;  4)  линейно-функциональные.

При 

линейной  структуре

 управления  каждый  объект  управ­

ления  КСЗИ имеет лишь один управляющий объект. Связи между 

элементами линейные,  что обеспечивает в  полной мере реализа­
цию  принципа  единоначалия.  Достоинства данной  структуры  — 
четкое  распределение  полномочий  и  обязанностей  между  эле­
ментами.  К  недостаткам  такой  структуры  следует  отнести:  от­

носительную трудность  координации действий  на  нижних уров­
нях  иерархии  и  необходимость  высокой  компетентности  управ­

ляющего  объекта для  организации  функционирования  объектов 

управления.  Линейная  структура  управления  используется  в  си­
стемах  со  сравнительно  простыми  функциями  элементов,  а так­
же  в  тех  случаях,  когда  функции  элементов  одного  уровня  оди­

наковы.

Функциональная структура

 управления  предполагает специ­

ализацию  управляющих  объектов  по  определенным  функциям. 
Основные  проблемы,  которые должны  быть решены  при  исполь­
зовании  этой  структуры,  сводятся  к следующим:

•  проблема  координации  действий  —  каждый  нижестоящий 

элемент  получает  необходимую  управляющую  информацию  от 
нескольких  вышестоящих  элементов,  поэтому  не  всегда  удается 

найти  рациональную  последовательность действий;

•  проблема  развития  системы  —  по  мере  совершенствования 

управления обычно возникают новые функциональные службы,  и 

нижестоящие  элементы  получают  все  большее  число  управляю­
щих  воздействий,  что,  как  правило,  приводит  к  дезорганизации 

управления.

При  использовании 

линейно-штабной  структуры

  за  основу 

принимается  линейная  структура  управления,  но  к  каждому  ру­
ководителю прикрепляется штаб, состоящий из квалифицирован­
ных  специалистов.  Штаб  выдает  рекомендации,  а  руководитель 
их анализирует, утверждает и передает подчиненным  элементам  в 
качестве  приказов.  При  такой  структуре  обеспечивается  высокое 
качество  принимаемых  решений,  но  при  усложнении  функций 

управления количество  штабных работников увеличивается, а ру­

ководитель  превращается  в  «формальную  фигуру».

В 

линейно-функциональной  структуре

  используются  поло­

жительные свойства как линейных, так и функциональных струк­
тур.  В  этих  целях  помимо  линейных  вводятся  функциональные 
связи между штабами.  Штаб вышестоящего уровня обладает опре­
деленными  правами  отдавать  распоряжения  штабам  нижестоя­

щего  уровня.  Определенные  трудности  здесь  могут  также  воз­