ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4231
Скачиваний: 25
Обобщенное представление процесса планирования КСЗИ ласт
возможность выделить следующие задачи, решаемые в процессе
планирования:
1) определение рациональной структуры КСЗИ, позволяющей
обеспечить потребности ЗИ, разработка необходимых данных для
ее функционирования;
2) создание группировки сил и средств ЗИ, обеспечивающих
непрерывное функционирование системы ЗИ;
3) определение задач подразделениям предприятия по ЗИ;
4) разработка комплекса организационно-технических меро
приятий по обеспечению ЗИ;
5) оценка эффективности СЗИ при воздействии на нее деста
билизирующих факторов;
6) разработка мероприятий и последовательности работ по обес
печению непрерывного функционирования СЗИ;
7) организация взаимодействия подразделений предприятия по
вопросам ЗИ;
8) организация управления СЗИ.
16.2. Способы и стадии планирования
Рассмотрим основные этапы процесса планирования и связан
ные с ними вопросы выработки принимаемых решений.
1.
Уяснение задачи и оценка обстановки.
Основным содер
жанием деятельности по уяснению задачи и оценке обстановки
является формирование структуры поставленной задачи и оценка
состояния КСЗИ. Данный этап — один из самых сложных и слабо
формализуемых этапов при планировании. На этом этапе еще не
существует совокупности вариантов организации КСЗИ, их необ
ходимо разработать.
Уяснение задачи
— процесс творческий. Он
заключается в формировании структуры задачи ЗИ на основе изу
чения нормативных документов путем выявления определяющих
факторов и анализа известных типов задач.
Оценка обстановки
состоит в синтезе описания текущего состояния КСЗИ на основе
множества факторов, определяющих построение и функциониро
вание самой системы и ее подсистем. Она включает оценку угроз,
возможностей системы ЗИ, системы управления ЗИ, условий рас
положения, имеющихся ресурсов.
2.
Выработка замысла. Замысел
— это общее направление
действий для достижения целей, поставленных перед КСЗИ. Вы
работка замысла — центральный момент в планировании. От уров
ня выработки замысла в существенной мере зависит эффектив
ность функционирования планируемой КСЗИ. Замысел состоит
из разделов, в которых определяются: требования к системе и ее
подсистемам; способы формирования ресурса, оценка его состава
1 1 Грибунин
321
и порядок использования; структура КСЗИ и ее элементов; спо
собы усиления КСЗИ, ее функционирования и восстановления.
Для каждой из составляющих определяются: пространство аль
тернатив, функция выбора и правило (методика) отбора альтер
натив. Составной частью методики отбора альтернатив является
процедура определения допустимых альтернатив на основе учета
ограничений, обусловливаемых закономерностями и принципа
ми организации КСЗИ, ее ресурсом, внешними воздействующи
ми факторами.
3.
Завершение работы по принятию решения.
Замысел со
ставляет основу
решения.
Кроме элементов замысла при выработ
ке решения определяются: задачи подразделений; организация вза
имодействия и всестороннего обеспечения КСЗИ; вопросы уп
равления и т.п. Решение может приниматься в самых различных
условиях обстановки, в том числе в кризисных ситуациях и (или)
при крайне ограниченных сроках на его принятие и реализацию.
Обоснованность, реализуемость и своевременность выработки
решения непосредственным образом зависят от качества выпол
нения первого этапа процесса планирования — уяснения задачи и
оценки обстановки.
4.
Завершение планирования. Оформление и доведение доку
ментов планирования.
После утверждения решения ставятся за
дачи на детальное планирование и разработку документов плана.
К этому этапу основные решения уже приняты, а ресурс распре
делен в соответствии с целями, поставленными перед КСЗИ. Ос
новное содержание этапа — текущее планирование в соответствии
с принятым решением на организацию КСЗИ. На данном этапе
планирования осуществляется перевод целей в конкретные, при
вязанные к определенным срокам и ресурсам задачи.
16.3. Факторы, влияющие на выбор способов
планирования
Необходимость учета при планировании большого числа фак
торов, определяющих
условия обстановки
, требует использова
ния различных приемов и способов работы для достижения по
ставленных целей (по сбору, обработке и анализу поступающей
информации, подготовке предложений для принятия обоснован
ного решения, проведению расчетов, разработке и оформлению
распорядительных документов и доведению их до подчиненных,
контролю за их выполнением).
Рассматривая действия должностных лиц при планировании,
можно выделить
методы работы,
характеризующиеся совокупно
стью приемов, способов и операций, выполняемых в определен
ной последовательности в зависимости от условий обстановки.
Выбор того или иного метода работы при планировании на
правлен на выработку решения, позволяющего с максимальной
эффективностью достичь целей функционирования КСЗИ.
Можно выделить группы факторов,
влияющих на выбор ме
тодов планирования.
Они определяются: местом процесса пла
нирования по отношению к уровню иерархии; условиями; харак
тером и содержанием поставленных и возникающих задач; ресур
сом должностных лиц, участвующих в планировании.
Рассмотрим эти факторы.
1.
Процесс планирования осуществляется на различных уров
нях иерархии КСЗИ
, характеризующихся наличием информаци
онной взаимосвязи между ними. Степень этой взаимосвязи в су
щественной степени определяется используемым способом рабо
ты органов управления — централизованным, иерархическим или
их комбинацией.
Под централизованным способом планирования понимается
такое распределение функций в системе управления, когда все
составляющие решения в интересах любой ее подсистемы прини
маются на высшем уровне. Централизованное планирование осу
ществляется вышестоящим руководством на глубину всех инстан
ций, задействованных в организации системы. Данный способ
обеспечивает наибольшие показатели качества распределения ре
сурсов, однако требует больших временных затрат и применяется
для планирования в особо важных случаях.
Централизованное решение задач планирования бывает весьма
проблематичным в связи с тем, что вышестоящий орган управле
ния принципиально не имеет возможности с достаточной детали
зацией прогнозировать условия. Кроме того, цели и задачи, соот
ветствующие определенному органу управления, наилучшим об
разом могут формулироваться и своевременно корректироваться
именно в этом органе управления, комплексно сочетаясь с зада
чами других подсистем и уровней иерархии. По причине ограни
ченного количества должностных лиц и присутствия неопреде
ленности в исходной информации при централизованном плани
ровании не представляется возможным решать вопросы всесто
роннего обеспечения и взаимодействия.
Преодолеть перечисленные недостатки позволяет
способ иерар
хического планирования.
Сущность способа иерархического пла
нирования заключается в распределении функций планирования
между органами управления различных уровней иерархии. Такое
заблаговременное распределение функций дает возможность ис
ключить дублирование в решении задач различными инстанция
ми, значительно сократить потоки обрабатываемой информации
и повысить оперативность управления в целом.
Условия
,
в которых осуществляется процесс планирования
,
относятся к другой группе факторов. Планирование, проводимое
заблаговременно, дает возможность принимать решения с доста
точно высоким уровнем детализации. Это обусловлено отсутстви
ем жестких ограничений на ресурсы планирования, возможно
стью проведения многовариантных расчетов для прогнозируемых
условий, возможностью организации тесного взаимодействия с
должностными лицами других подсистем и уровней иерархии, вы
шестоящих, подчиненных и взаимодействующих органов управ
ления. Вместе с тем при заблаговременном планировании реше
ния принимаются в условиях большой неопределенности задач и
условий реального применения СЗИ.
Наиболее сложные условия для планирования возникают в
усло
виях чрезвычайных ситуаций.
Это связано со значительным со
кращением временного ресурса, отличием реальных условий от
прогнозируемых, дефицитом ресурсов.
В основу деятельности планирующего органа могут быть поло
жены методы параллельной или последовательной работы либо
их сочетание. При наличии достаточного временного ресурса при
меняется
метод последовательной работы,
сущность которого
заключается в том, что в каждой инстанции планирование осуще
ствляется после завершения всей работы по планированию в вы-
шестоящей инстанции и получения от нее соответствующих рас-
поряжений. В условиях ограниченного времени применяется
ме
тод параллельной работы.
При этом принятие решения и разра
ботка документов планирования в нижестоящих инстанциях на
чинаются сразу после принятия решения и постановки задач стар
шим должностным лицом, а при ограниченных сроках — после
выработки им замысла на основе получения от него предвари
тельных распоряжений.
В этих и ряде других случаев наиболее применим
распоряди
тельный метод работы,
являющийся разновидностью метода па
раллельной работы и обеспечивающий быструю реакцию органа
управления на возможные изменения обстановки. Сущность это
го метода заключается в том, что старший начальник, приняв ре
шение по назревшим вопросам, стремится в кратчайший срок
довести задачи до исполнителей и незамедлительно включить в
работу всю систему управления.
Приведенные методы работы обладают рядом положительных
и отрицательных качеств по сравнению друг с другом.
Метод последовательной работы позволяет наиболее полно, глу
боко и детально выразить в планирующих документах решение по
организации КСЗИ и подробно определить ее применение. Одна
ко этот метод требует больших временных затрат и поэтому прак
тически малопригоден при планировании, когда обстановка может
существенно изменяться за очень короткий период времени.
Последовательный метод работы применяется при заблаговре
менном планировании, когда велика неопределенность в сроках
и способах реализации угроз информации, что вынуждает плани
рующий орган разрабатывать несколько вариантов плана, кото
рые перекрывают имеющуюся неопределенность в задачах систе
мы и предстоящем воздействии на нее угроз.
В условиях ограниченного времени, отведенного для проведе
ния планирования, применяется метод параллельной работы. Для
данного метода характерен поэтапный способ накопления исход
ной информации. При жестких временных ограничениях не пред
ставляется возможной детальная выработка замысла на различ
ных уровнях иерархии, так как для этого нет достаточной инфор
мации. Вместо детальной проработки первой части решения вы
рабатывается общая концепция на организацию КСЗИ, опреде
ляются принципиальные возможности КСЗИ по решению задач,
взаимодействию с другими подсистемами, организации управле
ния и всестороннего обеспечения. На следующем этапе заверша
ется прогнозирование предстоящих условий функционирования,
и на этой основе детализируются все составляющие части реше
ния. Окончательно уточняется замысел и корректируются основ
ные мероприятия для его реализации.
Параллельный метод работы предполагает постоянное взаимо
действие должностных лиц различных уровней иерархии, участву
ющих в планировании, что снижает неопределенность исходной
информации и позволяет реализовать принцип пошаговой дета
лизации, исключающий необходимость разработки большого ко
личества вариантов плана.
Наконец, при действиях органа управления в условиях жест
кого дефицита времени метод параллельной работы должен соче
таться с распорядительным методом. В этих случаях ответствен
ные должностные лица должны сосредоточить основное внима
ние на решении главных, ключевых задач и предоставить подчи
ненным (в соответствии с их функциональными обязанностями)
широкую инициативу в решении остальных вопросов.
Умение рационально организовать планирование, правильно вы
брать методы работы должностных лиц во многом определяют дове
рие к результатам планирования. С позиции теории организацион
ного управления под
качеством планирования
можно понимать
способность органов управления своевременно и обоснованно при
нимать и доводить до подчиненных соответствующие решения.
16.4. Основы подготовки и принятия решений
при планировании
Центральное место в сложной, многогранной и трудоемкой
деятельности по организационному управлению на разных уров
нях КСЗИ занимают процессы подготовки и принятия решений