ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4118

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Обобщенное представление процесса планирования КСЗИ ласт

 

возможность  выделить  следующие  задачи,  решаемые  в  процессе 
планирования:

1) определение  рациональной  структуры  КСЗИ,  позволяющей 

обеспечить потребности ЗИ, разработка необходимых данных для 

ее  функционирования;

2)  создание  группировки  сил  и  средств  ЗИ,  обеспечивающих 

непрерывное  функционирование  системы  ЗИ;

3)  определение  задач  подразделениям  предприятия  по  ЗИ;
4)  разработка  комплекса  организационно-технических  меро­

приятий  по  обеспечению  ЗИ;

5)  оценка  эффективности  СЗИ  при  воздействии  на  нее  деста­

билизирующих  факторов;

6) разработка мероприятий и последовательности работ по обес­

печению  непрерывного  функционирования  СЗИ;

7) организация взаимодействия подразделений предприятия по 

вопросам  ЗИ;

8)  организация  управления  СЗИ.

16.2.  Способы  и  стадии  планирования

Рассмотрим основные этапы процесса планирования и связан­

ные  с  ними  вопросы  выработки  принимаемых решений.

1. 

Уяснение  задачи  и  оценка  обстановки.

  Основным  содер­

жанием  деятельности  по  уяснению  задачи  и  оценке  обстановки 

является формирование структуры поставленной задачи и  оценка 
состояния КСЗИ. Данный этап — один из самых сложных и слабо 
формализуемых этапов  при  планировании.  На этом  этапе  еще  не 
существует совокупности вариантов организации КСЗИ, их необ­
ходимо  разработать. 

Уяснение  задачи

  —  процесс  творческий.  Он 

заключается в формировании структуры задачи ЗИ на основе изу­
чения  нормативных документов  путем  выявления  определяющих 
факторов  и  анализа  известных типов  задач. 

Оценка  обстановки

 

состоит в синтезе  описания текущего состояния  КСЗИ  на основе 
множества факторов,  определяющих построение и функциониро­
вание самой системы и ее подсистем.  Она включает оценку угроз, 
возможностей системы ЗИ, системы управления ЗИ, условий рас­
положения,  имеющихся  ресурсов.

2. 

Выработка  замысла.  Замысел

  —  это  общее  направление 

действий для достижения  целей,  поставленных перед  КСЗИ.  Вы­
работка замысла — центральный момент в планировании. От уров­

ня  выработки  замысла  в  существенной  мере  зависит  эффектив­
ность  функционирования  планируемой  КСЗИ.  Замысел  состоит 
из  разделов,  в  которых  определяются:  требования  к системе  и  ее 
подсистемам; способы формирования ресурса, оценка его состава

1  1  Грибунин

321


background image

и  порядок  использования;  структура  КСЗИ  и  ее  элементов;  спо­

собы  усиления  КСЗИ,  ее  функционирования  и  восстановления. 

Для  каждой  из  составляющих  определяются:  пространство  аль­

тернатив,  функция  выбора  и  правило  (методика)  отбора  альтер­

натив.  Составной  частью  методики  отбора  альтернатив  является 
процедура  определения  допустимых  альтернатив  на  основе  учета 

ограничений,  обусловливаемых  закономерностями  и  принципа­
ми  организации  КСЗИ,  ее  ресурсом,  внешними  воздействующи­
ми  факторами.

3. 

Завершение  работы  по  принятию  решения.

  Замысел  со­

ставляет основу 

решения.

 Кроме элементов замысла при выработ­

ке решения определяются: задачи подразделений; организация вза­
имодействия  и  всестороннего  обеспечения  КСЗИ;  вопросы  уп­

равления  и  т.п.  Решение  может  приниматься  в  самых различных 
условиях обстановки,  в том числе  в  кризисных ситуациях и  (или) 
при  крайне  ограниченных  сроках на его  принятие  и реализацию. 
Обоснованность,  реализуемость  и  своевременность  выработки 
решения  непосредственным  образом  зависят  от  качества  выпол­
нения первого этапа процесса планирования — уяснения задачи и 
оценки  обстановки.

4. 

Завершение планирования.  Оформление и доведение доку­

ментов  планирования.

  После  утверждения  решения  ставятся  за­

дачи  на детальное  планирование  и  разработку документов  плана. 

К этому  этапу основные  решения уже  приняты,  а ресурс  распре­

делен  в соответствии  с  целями,  поставленными  перед  КСЗИ.  Ос­

новное содержание этапа — текущее планирование в соответствии 
с  принятым  решением  на  организацию  КСЗИ.  На  данном  этапе 
планирования  осуществляется  перевод  целей  в  конкретные,  при­
вязанные  к  определенным  срокам  и  ресурсам  задачи.

16.3.  Факторы,  влияющие  на  выбор  способов

 

планирования

Необходимость учета  при  планировании большого  числа фак­

торов,  определяющих 

условия  обстановки

,  требует  использова­

ния  различных  приемов  и  способов  работы  для  достижения  по­
ставленных  целей  (по  сбору,  обработке  и  анализу  поступающей 
информации,  подготовке  предложений для  принятия  обоснован­
ного  решения,  проведению  расчетов,  разработке  и  оформлению 

распорядительных документов  и  доведению  их  до  подчиненных, 

контролю  за  их  выполнением).

Рассматривая  действия  должностных  лиц  при  планировании, 

можно выделить 

методы работы,

 характеризующиеся совокупно­

стью  приемов,  способов  и  операций,  выполняемых  в  определен­
ной  последовательности  в зависимости  от условий  обстановки.


background image

Выбор  того  или  иного  метода  работы  при  планировании  на­

правлен  на  выработку  решения,  позволяющего  с  максимальной 
эффективностью  достичь  целей  функционирования  КСЗИ.

Можно  выделить  группы  факторов, 

влияющих  на  выбор  ме­

тодов  планирования.

  Они  определяются:  местом  процесса  пла­

нирования  по отношению к уровню  иерархии; условиями;  харак­

тером  и содержанием  поставленных и возникающих задач;  ресур­
сом  должностных лиц,  участвующих  в  планировании.

Рассмотрим  эти  факторы.

1. 

Процесс планирования осуществляется на различных уров­

нях  иерархии  КСЗИ

,  характеризующихся  наличием  информаци­

онной  взаимосвязи  между  ними.  Степень  этой  взаимосвязи  в  су­

щественной  степени  определяется  используемым  способом  рабо­
ты органов управления  —  централизованным,  иерархическим или 

их  комбинацией.

Под  централизованным  способом  планирования  понимается 

такое  распределение  функций  в  системе  управления,  когда  все 

составляющие решения  в  интересах любой ее  подсистемы прини­
маются  на  высшем уровне.  Централизованное  планирование осу­
ществляется вышестоящим руководством на глубину всех инстан­
ций,  задействованных  в  организации  системы.  Данный  способ 
обеспечивает наибольшие  показатели  качества распределения ре­
сурсов,  однако требует больших временных затрат и  применяется 

для  планирования  в  особо  важных  случаях.

Централизованное решение задач планирования бывает весьма 

проблематичным  в связи  с тем,  что  вышестоящий орган  управле­
ния  принципиально не имеет возможности с достаточной детали­
зацией  прогнозировать условия.  Кроме того,  цели  и  задачи,  соот­
ветствующие  определенному  органу  управления,  наилучшим  об­
разом  могут  формулироваться  и  своевременно  корректироваться 
именно  в  этом  органе  управления,  комплексно  сочетаясь  с  зада­
чами других  подсистем  и  уровней  иерархии.  По  причине  ограни­
ченного  количества  должностных  лиц  и  присутствия  неопреде­

ленности  в  исходной  информации  при  централизованном  плани­

ровании  не  представляется  возможным  решать  вопросы  всесто­
роннего  обеспечения  и  взаимодействия.

Преодолеть перечисленные недостатки позволяет 

способ иерар­

хического  планирования.

  Сущность способа иерархического пла­

нирования  заключается  в  распределении  функций  планирования 
между  органами  управления  различных  уровней  иерархии.  Такое 
заблаговременное  распределение  функций  дает  возможность  ис­
ключить дублирование  в  решении  задач  различными  инстанция­
ми,  значительно  сократить  потоки  обрабатываемой  информации 
и  повысить  оперативность управления  в  целом.

Условия

в которых осуществляется  процесс планирования

относятся  к другой  группе  факторов.  Планирование,  проводимое


background image

заблаговременно,  дает возможность принимать решения  с доста­
точно высоким уровнем детализации. Это обусловлено отсутстви­
ем  жестких  ограничений  на  ресурсы  планирования,  возможно­
стью проведения многовариантных расчетов для прогнозируемых 

условий,  возможностью  организации  тесного  взаимодействия  с 

должностными лицами других подсистем и уровней иерархии, вы­

шестоящих,  подчиненных  и  взаимодействующих  органов  управ­

ления.  Вместе  с  тем  при  заблаговременном  планировании  реше­

ния  принимаются в условиях большой  неопределенности  задач  и 
условий  реального  применения  СЗИ.

Наиболее сложные условия для планирования возникают в 

усло­

виях  чрезвычайных ситуаций.

  Это  связано  со  значительным  со­

кращением  временного  ресурса,  отличием  реальных  условий  от 
прогнозируемых,  дефицитом  ресурсов.

В основу деятельности планирующего органа могут быть поло­

жены  методы  параллельной  или  последовательной  работы  либо 
их сочетание. При наличии достаточного временного ресурса при­
меняется 

метод  последовательной работы,

  сущность  которого 

заключается в том,  что в каждой инстанции планирование осуще­
ствляется после  завершения всей работы  по  планированию в  вы- 
шестоящей  инстанции  и  получения  от  нее  соответствующих рас- 
поряжений.  В условиях ограниченного времени применяется 

ме­

тод параллельной работы.

  При этом принятие решения и разра­

ботка  документов  планирования  в  нижестоящих  инстанциях  на­
чинаются сразу после принятия решения и постановки задач стар­
шим  должностным  лицом,  а  при  ограниченных  сроках  —  после 
выработки  им  замысла  на  основе  получения  от  него  предвари­

тельных  распоряжений.

В  этих  и  ряде  других  случаев  наиболее  применим 

распоряди­

тельный метод работы,

 являющийся разновидностью метода па­

раллельной  работы  и  обеспечивающий  быструю  реакцию  органа 
управления  на возможные изменения обстановки.  Сущность это­
го метода заключается в том, что старший начальник,  приняв ре­
шение  по  назревшим  вопросам,  стремится  в  кратчайший  срок 

довести  задачи  до  исполнителей  и  незамедлительно  включить  в 

работу всю  систему управления.

Приведенные  методы  работы  обладают  рядом  положительных 

и  отрицательных  качеств  по  сравнению друг с другом.

Метод последовательной работы позволяет наиболее полно, глу­

боко и детально выразить в  планирующих документах решение  по 
организации  КСЗИ  и  подробно  определить ее  применение.  Одна­
ко  этот метод требует больших временных затрат и  поэтому прак­

тически малопригоден при планировании, когда обстановка может 

существенно  изменяться  за  очень короткий  период  времени.

Последовательный метод работы применяется при заблаговре­

менном  планировании,  когда  велика  неопределенность  в  сроках


background image

и способах реализации  угроз информации,  что вынуждает плани­

рующий  орган  разрабатывать  несколько  вариантов  плана,  кото­
рые  перекрывают имеющуюся  неопределенность в задачах систе­

мы  и  предстоящем  воздействии  на нее угроз.

В условиях ограниченного времени,  отведенного для проведе­

ния планирования, применяется метод параллельной работы. Для 

данного  метода характерен  поэтапный способ накопления  исход­

ной информации.  При жестких временных ограничениях не пред­

ставляется  возможной  детальная  выработка  замысла  на  различ­
ных уровнях иерархии, так как для этого нет достаточной инфор­
мации.  Вместо детальной  проработки  первой  части  решения  вы­

рабатывается  общая  концепция  на  организацию  КСЗИ,  опреде­
ляются  принципиальные  возможности  КСЗИ  по решению  задач, 

взаимодействию  с  другими  подсистемами,  организации  управле­
ния и  всестороннего обеспечения.  На следующем этапе  заверша­
ется  прогнозирование  предстоящих условий  функционирования, 
и  на  этой  основе  детализируются  все  составляющие  части  реше­

ния.  Окончательно уточняется  замысел  и  корректируются  основ­

ные  мероприятия для  его реализации.

Параллельный метод работы предполагает постоянное взаимо­

действие должностных лиц различных уровней иерархии, участву­

ющих  в  планировании,  что  снижает  неопределенность  исходной 
информации  и  позволяет  реализовать  принцип  пошаговой  дета­
лизации,  исключающий  необходимость разработки  большого  ко­
личества вариантов  плана.

Наконец,  при  действиях  органа  управления  в  условиях  жест­

кого дефицита времени  метод параллельной работы должен соче­

таться  с  распорядительным  методом.  В  этих  случаях  ответствен­

ные  должностные  лица  должны  сосредоточить  основное  внима­
ние  на решении  главных,  ключевых задач  и  предоставить  подчи­
ненным  (в  соответствии  с  их  функциональными  обязанностями) 
широкую  инициативу  в  решении  остальных  вопросов.

Умение рационально организовать планирование, правильно вы­

брать методы работы должностных лиц во многом определяют дове­
рие  к результатам  планирования.  С  позиции теории организацион­
ного  управления  под 

качеством  планирования

  можно  понимать 

способность органов управления своевременно и обоснованно при­
нимать и доводить до подчиненных соответствующие  решения.

16.4.  Основы  подготовки  и  принятия  решений

 

при  планировании

Центральное  место  в  сложной,  многогранной  и  трудоемкой 

деятельности  по  организационному управлению  на  разных уров­

нях  КСЗИ  занимают  процессы  подготовки  и  принятия  решений