ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.12.2020
Просмотров: 1073
Скачиваний: 1
При проведении сопоставления данных нарушения трудоспособности, с одной стороны, и социально-средовых условий с другой, было отмечено, что пациенты с устойчивым уровнем трудоспособности на протяжении болезни были заняты преимущественно малоквалифицированным трудом, имели чаще вполне достаточное для выполнения ими видов труда среднее и средне специальное образование (22,9%). 27 больных (77,1%) с признаками снижения трудовой адаптации занимались в основном интеллектуальным или квалифицированным физическим трудом. Снижение их трудоспособности было наиболее заметно в связи с наличием более высоких профессиональных требований к ним.
Сохранение социальной адаптации больных коррелировало с их относительно благоприятным семейным статусом.
Пациенты 1 группы нуждались в постоянной дифференцированной психофармакотерапии, применяющейся при поддерживающем лечении вялотекущих форм шизофрении с учетом индивидуальной предпочтительности симптоматики, динамичной, с изменением дозировки в зависимости от глубины позитивных психопатологических расстройств. Так, при доминировании в ремиссиях позитивных нарушений, клинически схожих с симптоматикой предшествующих приступов, что указывало на их резидуальный характер, показано применение нейролептиков с широким спектром антипсихотического действия (лепонекс, галоперидол, дюрантные формы нейролептиков). В случаях же превалирования вялотекущих расстройств предпочтение отдавалось комбинированной психофармакотерапии (транквилизаторы, «мягкие» нейролептики, антидепрессанты). При преобладании симптоматики аффективного круга целесообразно назначение превентивной литиевой терапии, финлепсина.
Динамика показателей социально-трудовой адаптации у больных 2 группы (35 человек) по ряду основных параметров оказалась благоприятнее таковой у больных первой группы.
Уровень образования пациентов 2 группы был достаточно высок (65,7% случаев пациенты имели высшее и средне специальное образование). Однако в целом показатели уровня образования оказались ниже аналогичных у больных 2 группы, что может было объяснено более ранним началом доманифестных расстройств во второй группе наблюдений.
В сравнении пациентов 1 и 2 групп по характеру выполняемого труда, можно отметить преобладание на доманифестном уровне (во 2 группе) лиц, занимающихся умственным, и уменьшение числа занимающихся физическим трудом. На постманифестном этапе в обеих группах наблюдалось заметное снижение этих показателей за счет появления неработающих пациентов (находящихся на пенсии по возрасту и инвалидности).
Сравнение показателей динамики социальной адаптации на протяжении болезни с аналогичными у больных 1 группы показало: меньшее (в 3,5 раза) число пациентов со сниженным уровнем и большее (в 1,7 раза) число лиц с сохранным уровнем социальной адаптации во второй группе наблюдения.
Сравнение показателей динамики инвалидности с аналогичными у пациентов первой группы выявило преобладание во 2 группе лиц со стабильными , неизменными показателями инвалидности (41,7%), с облегчением группы нетрудоспособности (25%) и с полным восстановлением трудоспособности (8,4%).
Особенно отчетливо отражали нарастающую стабилизацию состояния больных, обусловленную редукцией позитивной психопатологической симптоматики изменения показателей временной нетрудоспособности и обращаемости за поддерживающей терапией. Если в начале постманифестного этапа 28 пациентов (80%) в ремиссиях принимали эпизодически или постоянно психотропные препараты, и лишь 7 (20%) обходились без них, то в отдаленные ремиссии уже 25 больных (71,4%) не принимали лекарства, и только 10 (28,6%) прибегали к терапии эпизодически. Если в начале доманифестного этапа 26 человек (74,3%) практически ежегодно находились на больничном листе от 1 до 8 недель, то в отделенные периоды ремиссии этот показатель снижался до 8,6% (3 пациента).
Таким образом, для восстановления доболезненного уровня социальной адаптации больных 2 группы и его дальнейшего повышения существенное значение, особенно в период редуцирования позитивных расстройств в ремиссиях имеет создание благоприятных условий труда и быта, применение адекватной поддерживающей психофармакотерапии. по мере формирования устойчивого состояния в ремиссиях снижается потребность в симптоматической терапии и социореабилитационных мероприятиях.
10. Характеристика пяти стратегий поведения больного на приеме у клинического психолога («нормальная», «защитная», «безразличная», «обвинительная», «агрессивная»).
Агрессивное поведение - адресованное другому человеку, группе лиц или собственной личности поведение, характеризующееся инициативностью и целенаправленностью. Целью агрессии является причинение вреда, нанесение ущерба, а специфическим способом достижения цели - применение силы или угроза ее применения. К признакам, квалифицирующим то или иное действие как агрессивное, относятся следующие основные черты:
1) наличие субъект-субъектного или субъект-объектного взаимодействия; вне процесса общения агрессии не существует, и в этом смысле она рассматривается как патологическая форма межличностного взаимодействия;
2) наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта;
3) наличие цели или результата действий, заключающейся в причинении вреда, нанесении ущерба;
4) использование в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрации превосходства в силе.
Агрессивное поведение описывается тремя группами факторов: субъектными (внутриличностными, характеризующими психическую деятельность агрессора, такими, например, как инициатива, мотивирующая агрессию эмоция гнева, относительно низкий уровень эмпатии), объектными (характеризующими степень изменения или разрушения объекта) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс.
Как правило, в исследованиях, посвященных проблеме агрессивного поведения, выделяются три группы причин, влияющих на агрессию: биологические, социальные и психологические К биологическим факторам наиболее часто относят: наследственность, отягощенную психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также инфекций, интоксикаций. В качестве социальных факторов, оказывающих свое воздействие на агрессивное поведение, выступают: полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах и другие. Среди психологических характеристик, связанных с агрессивностью как свойством личности, рассматриваются: выраженность в структуре личности черт эгоцентризма, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, тревожности, а также склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, локуса контроля. Одну из центральных ролей в организации агрессивного поведения играют характеристики мотивационной сферы, а также уровень социализации индивида со степенью интериоризации регулирующих поведение морально-этических и правовых норм.
Среди видов агрессивного поведения выделяется агрессия физическая и вербальная (словесная - угрозы, оскорбления, критика). Если для детского возраста (Хекхаузен) характерно применение физической агрессии (у детей от 3 до 10 лет отмечается приблизительно 9 актов физической агрессии в час), то у взрослых она социализируется, приобретая социально приемлемые формы, превращаясь в агрессию вербальную. К наиболее социализированным формам вербальной агрессии относятся ирония, юмор, сатира. Агрессивное поведение бывает также гневным, мотивированным эмоцией гнева, и инструментальным, когда в рамках более общей деятельности агрессивное действие выступает в качестве инструмента, используемого для достижения какой-либо другой цели. Примерами инструментальной агрессии могут быть шантаж, взятие заложников. Агрессия подразделяется в ряде исследований на скрытую (мечты, фантазии, воображение сюжетов мести, сцен насилия, сны) и открытую, которая, в свою очередь, делится на прямую (непосредственно выражаемую адресованную лицу, спровоцировавшему агрессию), косвенную (когда вред причиняется не открыто, а косвенным путем - анонимные письма или сплетни вместо желаемой физической расправы над обидчиком) и перемещенную (со сменой объекта агрессии: вместо того, чтобы ударить обидчика, можно пнуть кресло, кошку, собаку, ребенка, хлопнуть дверью). Косвенная и перемещенная агрессия, как правило, наблюдается в тех случаях, когда лицо, спровоцировавшее агрессивные действия, защищено высоким социальным статусом, властью или физической силой.
Среди видов агрессивного поведения выделяется агрессия физическая и вербальная (словесная - угрозы, оскорбления, критика). Если для детского возраста (Хекхаузен) характерно применение физической агрессии (у детей от 3 до 10 лет отмечается приблизительно 9 актов физической агрессии в час), то у взрослых она социализируется, приобретая социально приемлемые
11. Определение психического дизонтогенеза. Виды психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.
Термин «дизонтогенез» (dys- греч. приставка, означающая «отклонение от нормы» + греч. ontos -сущее, существо + греч. genesis - развитие) впервые был употреблен Й. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.
Дизонтогенез - нарушение онтогенеза - индивидуального развития. Отсюда - дизонтогении - болезненные состояния, обусловленные нарушением развития организма и личности.
Виды психического дизонтогенеза
Ранние нарушения развития ЦНС могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами.
К биологическим факторам дизонтогенеза относятся:
1) генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные аберации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. п.);
2) внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, конфликты в системе крови, в частности резус-конфликт, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.);
3) патология родов;
4) ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухали мозга, энцефалиты, шизофрения и т. п.).
К социальным факторам дизонтогенеза относятся:
1) различные виды эмоциональной и социальной депривации;
2) разного рода социальные психологические стрессы.
Выделяют следующие виды психического дизонтогенеза у детей.
2.1. Недоразвитие
Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. olygos - малый, phren - ум) - особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. По образному выражению французского психиатра Жанна Э.-Д. Эскироля, олигофрен - бедняк от рождения, в то время как дементный - это разорившийся богач.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей-олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая - имбецильность и относительно легкая - дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития - дебильность - позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончании вспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей в дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В то время как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения, не прошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальную адаптацию.
Помимо дифференциации олигофрений по степени снижения интеллекта, приведенной выше, существуют и другие. В частности клинико-физиологическая классификация олигофрений, представленные в работах С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева (1965), Д. Е. Мелехова (1965). В педагогическом плане наиболее приемлемой является классификация олигофрений по М. С. Певзнер, предложенная в 1959 г. и доработанная к 1979 г. Автор выделяет пять основных форм состояния:
1. Неосложненная форма олигофрении.
2. Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики.
3. Олигофрении с нарушением различных анализаторов.
4. Олигофрении с психопатоподобными формами поведения.
5. Олигофрении с выраженной лобной недостаточностью .
2.2. Задержка психического развития
Эта группа состояний встречается значительно чаще, чем олигофрении. В данном случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении темпа ее развития. Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
Различают ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности. Необходимо отметить, что автор, приведенной выше, этиологической типологии ЗПР К. С. Лебединская, считает, что ЗПР психогенного происхождения лишь условно можно относить к группе ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать с педагогической запущенностью.
Согласно исследованиям Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупрова, в психологической картине ЗПР выявляется два базисных синдрома:
а) нарушение регуляции психической деятельности, реализуемой посредством произвольного внимания и
б) нерезкое недоразвитие познавательной деятельности. Если при психофизическом инфантилизме на первый план выступают недостатки регуляции поведения и деятельности, то при ЗПР церебрально-органического генеза - признаки неполноценности познавательной деятельности .
ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания такой категории детей. Многие из них, при адекватном индивидуальном подходе, способны удовлетворительно осваивать программу обучения массовой школы. Однако большая часть детей с ЗПР обучаются по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) по коррекционным программам в стенах массовой общеобразовательной школы. Обычно данное состояние диагностируется только в пределах до подросткового возраста. В более старшем возрасте эти состояния не диагностируются или переходят в другой вид пограничных состояний. «Благоприятный исход бывает не всегда: у части больных (20%) признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде психопатий» .