ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8) Принцип стандартизации (стандартных управленческих ситуаций и решений). Суть его состоит в том, что большинство реальных управленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых стандартных или базовых. Процедуры выработки и реализации управленческих решений для стандартных ситуаций детально разработаны, а действия руководителя в этих случаях хорошо известны из практики.В случае, если управленческая ситуация не укладывается целиком в рамки стандартной, изучается возможность ее расчленения на стандартную и нестандартную части. Для нестандартной части ситуации необходим специальный анализ с целью нахождения специального, особого для данного случая решения.

Качество процесса подготовки и реализации управленческих решений определяется качеством всех используемых процедур и операций. Качество оценивается относительно норм, стандартов, критериев. Информационная подготовка -- это самая важная процедура ПРУР для достижения высокого качества. Основу системы качества составляет соотношение требований покупателя и предложений продавца. Оценку такого соотношения осуществляют эксперты (рис. 6). В случае достижения качества выдаются сертификаты, гарантирующие на некоторый период качество информационных технологий,

Разработка вариантов, выбор и реализация УР -- также достаточно подготовленные процедуры ПРУР. Разработка и реализация УР базируются на технологиях и методах, в описании которых имеется набор условий эффективного применения. Задача состоит в выборе лучшей технологии и лучшего метода из возможных вариантов. Правильность выбора и определяет качество этих процедур. Наборы технологий и методов для стадии подготовки УР и для реализации УР немного отличаются (табл. 2).

Процедура «согласование вариантов и утверждение УР» не имел общих разработанных регламентов. Существуют лишь многочисленные локальные правила согласовании и утверждений, а также перечень согласующих и утверждающих инстанций. Следовательно, хорошее качество по данной процедуре еще не достигнуто.

Процедура «контроль исполнения УР» достаточно хорошо разработана. Имеются типовые приемы контроля. Основу системы качества составляют регламенты проведения ревизии, аудита, технологического контроля. Для этих регламентов имеются утвержденные формы, нормативы, стандарты.

Процедура «информирование о результатах выполнения УР» также имеет все необходимые элементы для достижения высокого качества. Кроме того, данная процедура может в большой мере использовать информационные технологии, качество которых является одним из лучших.

Таким образом, из восьми процедур на сегодняшний день высокое качество могут обеспечить шесть процедур ПРУР (рис. 7):

- информационная подготовка и информирование о результатах выполнения;


- разработка вариантов, выбор, реализация и контроль исполнения УР.

Две процедуры еще не вошли в систему управления качеством -- это согласование вариантов и утверждение УР.

В результате в последовательной цепочке выполняемых процедур имеются такие, которые имеют низкое значение качества и тем самым существенно уменьшают общую оценку качества всего процесса ПРУР.

Однако для успеха всего процесса ПРУР необходим порядок и в сфере управленческой деятельности -- источнике УР. В этой сфере формируются международные и отечественные стандарты и нормативы. В настоящее время в рамках ПРУР руководствуются двумя стандартами -- ISO 900X и ГОСТ РФ Р 1. 0-92. Эти стандарты носят характер «оболочки» для заполнения их конкретными стандартами, нормами или нормативами в соответствии с требованиями, которые диктует диалектически изменчивая жизнь.

Системный подход к формированию высокого качества процесса ПРУР -- это обязанность, долг и естественная потребность профессионального руководителя.

Cущность стандартов ISO

ИСО 9000 - это пакет международных стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г.

Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако более чем в 90 странах мира они приняты в качестве национальных стандартов. В России некоторые стандарты ИСО утверждены в настоящее время в качестве государственных стандартов (ГОСТ). Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) участвует в работе Международной организации по стандартизации (ИСО) в качестве национальной организации по стандартизации, т.е. является национальным членом ИСО.

В 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включает в себя 24 стандарта (их номера начинаются с 9000 и 10000), а 15 декабря 2000 года была выпущена новая версия стандартов (ИСО 9000:2000).

Стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 могут быть условно разделены на три отдельные группы.

1.1. Первая группа - Базовые стандарты

Данная группа включает 4 стандарта ИСО (9001, 9002, 9003, 9004).

- ИСО 9001:1994 Системы качества - Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

- ИСО 9002:1994 Системы качества - Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.

- ИСО 9003:1994 Системы качества - Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.

- ИСО 9004:1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества.

1.2. Вторая группа - стандарты поддержки

Данная группа содержит стандарты, предназначенные для оказания помощи:

1. В выполнении деятельности, связанной с проверками (аудитами) системы качества, а именно:

- планирования, подготовки и проверки системы качества (ИСО 10011-1:1990);

- подбора и обучения экспертов для проверок системы качества (ИСО 10011-2:1991);


- подготовки и руководства программой проверок системы качества (ИСО 10011-3:1991).

2. В определении:

- терминов, наиболее часто встречающихся в стандартах и технических условиях (ИСО 8402:1994);

- областей применения стандартов (ИСО 9000-1:1994);

- базовых характеристик системы метрологического обеспечения качества, необходимых для измерительной системы поставщика (ИСО 10012-1:1992).

1.3. Третья группа - методические руководства.

Данная группа содержит методические рекомендации, представляющие собой документы по оказанию помощи:

1. В практическом применении ИСО 9001, 9002 и 9003 (ИСО 9000-2:1993, ИСО 9000-3:1991; ИСО 9000-4:1993).

2. В применении ИСО 9004-1 для:

- внедрения системы качества в сфере услуг (ИСО 9004-2:1991);

- управления качеством перерабатываемых материалов (ИСО 9004-3:1993);

- непрерывного улучшения качества внутри организации (ИСО 9004-4:1993).

3. В подготовке Руководств по качеству (ИСО 10013).

4. В подготовке и применении:

- планов по качеству (ИСО 1005);

- обеспечения качества в перспективном управлении (ИСО 1006);

- конфигурации управления (ИСО 1007);

- персональной ответственности за изучение потребностей потребителя и последующее их удовлетворение (ИСО 10014);

- планов непрерывного обучения и подготовки персонала (ИСО 10015).

В стандарте ИСО 9000-1:1994 обращается внимание на различие между требованиями к продукции и требованиями к системе качества.

Именно на основе этого различия стандарты ИСО 9000 применяются к любым организациям и любым видам продукции.

Требования к системам качества рассматриваются как дополнительные по отношению к требованиям к продукции.

В качестве ключевых целей ИСО 9000-1:1994 устанавливает:

- достижение, поддержание и стремление к постоянному улучшению качества деятельности с целью полного удовлетворения всех требований потребителя;

- обеспечение уверенности поставщика в том, что требования к качеству выполняются и происходит постоянное улучшение качества;

- обеспечение уверенности потребителей в том, что требования к качеству поставляемой продукции достигнуты;

- обеспечение уверенности в том, что выполняются требования к системе качества.

Согласно общим положениям ИСО 9004 успешная деятельность любой организации обеспечивается выпуском продукции, которая:

- отвечает чётко определённым потребностям, области применения или назначению;

- удовлетворяет требованиям применяемых стандартов и технических условий;

- отвечает требованиям общества (действующему законодательству и т.д.);

- учитывает требования защиты окружающей среды;

- предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

- является экономически выгодной.

2. ИСО 9000 ВЕРСИИ 2000 ГОДА

2.1. Система стандартов ИСО 9000:2000

В результате пересмотра комплекс стандартов ИСО 9000:2000 теперь содержит 5 базовых стандартов:

- ИСО 9000:2000 "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь";


- ИСО 9001:2000 "Система менеджмента качества. Требования" (устанавливает минимальный набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации);

- ИСО 9004:2000 "Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества" (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности);

- ИСО 19011:2000 "Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды";

- ИСО 10012 <Обеспечение качества измерительного оборудования>.

Одной из черт стандартов ИСО является их универсальность, т.е. применимость к любому виду деятельности.

Стандарты ИСО 9000 содержат минимальные требования, которым должны соответствовать работы по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает организация.

2.2. Принципиальные отличия новой версии стандартов:

1. На первом плане находятся вопросы определения ожиданий клиента и его удовлетворённость.

2. В большей степени подчеркивается ответственность руководства за качество.

3. Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности организации.

4. Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 14000).

5. Улучшена возможность применения стандартов любыми организациями, независимо от их размеров, отрасли или выпускаемой продукции.

6. Появилось требование измерения удовлетворённости клиента.

7. Выдвинуты требования, касающиеся управления ресурсами.

8. Устранена путаница с применением некоторых терминов. В новых стандартах термин "поставщик" заменён "организацией", "субподрядчик" - "поставщиком", "потребитель" назван "заказчиком".

TQM - новая философия бизнеса

"Всеобъемлющее управление качеством" - современная концепция, которая вобрала в себя множество уже известных методов организации работ, принципов увеличения комплексной производительности (т. е. не только производительности труда) и мероприятий по совершенствованию организационных процессов.

TQM призвана развивать успех предприятия по следующим направлениям:

. всесторонний учет потребительских требований;

. снижение количества нареканий со стороны потребителей;

. сохранение постоянной клиентуры;

. привлечение новых потребителей;

. повышение эффективности организационных процессов;

. снижение затрат за счет уменьшения потерь;

. повышение прибыльности;

. захват большей рыночной доли;

. поддержание конкурентного преимущества;

. ориентация на персонал.

Итак TQM - это новая система принципов, инструментов и методов организации работ, обеспечивающих такой уровень управления предприятием, который бы позволил добиться потребительского удовлетворения в стремительно изменяющихся условиях глобальной экономики.
Для того, чтобы реализовать TQM на предприятии, необходимо осуществить много различных преобразований, которые коснутся не только процессов управления, но и менталитета, отношения ко всему происходящему со стороны всех без исключения работников.



9) Менеджеры и организации представляют собой подсистему в рамках более крупной окружающей их системы, частью которой они и являются (Harrison, 1999). Внешней средой конкретной организации являются ее акционеры, которые прямо заинтересованы в результатах решений, принимаемых менеджерами. Корни управленческого решения уходят в окружающую среду, где в случае наличия необходимости и возможности формируется управленческая задача. Эта управленческая задача приводит в действие процесс принятия решений, который в случае удачи приводит к достижению поставленной задачи в заранее определенных временных и ценовых рамках. Успех или неуспех управленческого решения определяется его принятием или непринятием. То есть, можно сказать, таким образом, что управленческое решение берет свое начало во внешней среде, которая также является основой для его конечной оценки. Ясно, что в таком случае внешняя среда имеет наиважнейшее значение для оценки различных аспектов управленческого решения.

Организации, как и любые системы, изолированы от внешней среды и в то же время связаны с внешней средой таким образом, что из внешней среды они получают необходимые им ресурсы и передают в нее продукты жизнедеятельности, т. е. внешняя среда – необходимое условие существования систем. Поэтому функционирование организации определяется уровнем знания об окружающей среде.Внешняя среда представляет собой совокупность таких объектов, не являющихся элементами данной системы, взаимодействие с которыми учитывается при изучении системы. Взаимодействие выступает фактором, посредством которого происходит объединение частей в целое. Без взаимодействия частей система перестает существовать. Взаимодействие обеспечивает передачу информации от одного элемента системы к другому, от входа воздействия из внешней среды до передачи во внешнюю среду соответствующей информации.Внешняя среда воспринимается организацией одновременно и как система, содержащая благоприятные для организации параметры, и как система, включающая неблагоприятные факторы. Благоприятные параметры организация понимает как возможности (развития, повышения эффективности и т. д.), а неблагоприятные – как угрозы.

10) Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении.

Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.