ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 825

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступа¬ют равными партнерами и обладают взаимными правами и обязаннос¬тями. Государство не только вправе требовать от личности выполне¬ния ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность пе-ред личностью, выполняя определенные обязан¬ности. Следовательно, человек может требовать от государства ис¬полнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей без¬опасности со стороны государства, своей собственности, восстановле¬ния нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осу¬ществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности.Однако у личности есть не только права, но и определенные обя-занности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции.4. Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юриди¬ческим средством воздействия на другие ветви власти. Данный прин¬цип - не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Правовое государ-ство как такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Это наличие развитого гражданского общества; эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принци¬пам и нормам международного права; высокая роль суда как незави¬симого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирова¬ние прогрессивного законодательства и др.

11. Форма правления.

Форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти.три ее составляющие: форма правления, государственное устрой¬ство и государственно-правовой (политический) режим.Форма правления раскрывает три главные характеристики государ-ства:организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с насе-лением;компетенцию этих органов.Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осу-ществляет верховную власть.Различают две основные формы правле¬ния: монархию и республику. В различаются монархии неограниченные или абсолютные и ограниченные.Для абсолютной монархии характерны следующие типичные черты:1) наличие единоличного правителя;2) династическое наследование власти;3) пожизненность правления: законы монархий не предусматрива¬ют никаких оснований для отстранения монарха от власти;4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.Ограниченные монархии обычно подразделяются на дуалистические и парламентарные. Дуалистическая форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха суще-ствуют представительные органы с законодательными и контрольны¬ми функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, кото¬рый осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх наделен правом абсо¬лютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.Парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности.Характерны черты:1) полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти;2) исполнительная власть реализуется правительством, которое от-ветственно перед парламентом;3) правительство формируется из представителей партии, победив-шей на выборах в парламент;4) главой правительства становится лидер партии, обладающей бль-шинством депутатских мест в парламенте;5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобрита-нии, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.Для республиканской формы правления характерны следующие черты:1) верховная власть осуществляется выборными органами;2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки вре¬мени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;3) срочность полномочий высших представительных органов влас¬ти (парламент);4) использование институтов демократии в разнообразных формах;5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.В настоящее время республиканская форма правления — самая рас-пространенная в мире. Различают две ее основные разновидности — президентскую и парламентар¬ную республики.Президентская особенности:1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;2) выборы президента на основе всеобщих выборов;3) президент обладает значительными полномочиями, он самосто-ятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К президентским рес¬публикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответст¬венность перед парламентом, а не перед президентом.К осо¬бенностям этой республики относятся:1) верховная власть принадлежит парламенту;2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специ-альной коллегией, образуемой парламентом;3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;4) объявление парламентом вотума недоверия правительству озна-чает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.В настоящее время парламентарными республи¬ками являются Фин-ляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.Во многих государствах используется форма правления в виде сме-шанной республики с элементами президентской и парламентарной респуб-лик. Например, наряду с сильным президентом, который одно¬временно является главой правительства, в формировании правитель¬ства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры мини¬стров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. .



12.Форма гос устройста.

В современной юридической и политической литературе обычно выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация.Унитарное государство представляет собой единое, слитное госу-дарство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:1) единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парла¬мент, прави-тельство, Верховный суд);2) одна система законодательства;3) единое гражданство;4) единая судебная система;5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;6) административно-территориальные единицы не обладают поли-тической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компе-тенцией в экономической, социальной, культурной сферах. Форма унитарного государства дает возможность более полной кон-центрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.Федерация — сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных об-разований. В строго научном смысле федерацией является союз госу-дарств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные — Россия и малонациональные — Германия, Австрия и др. К федера¬тивным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др.Федерации характеризуются следующими чертами:1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия), свое гражданство (США);2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федера¬ции;3) две системы законодательства — общефедеральная и субъектов;4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интере¬сы субъектов;5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);6) двухканальная система налогов; 7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.Дан-ный вопрос особенно важен для федеративного государства. Су¬ществует четыре способа размежевания компетенции:1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а ос-тальные вопросы относятся к ведению субъектов;2) определяется исключительная компетенция субъектов, а осталь¬ные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);3) устанавливаются две компетенции — федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения).Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, неза-висимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). В настоящее время ни одно государ¬ство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации.


Одной из важнейших форм государственного устройства, хотя и менее распространенной по сравнению с другими, является конфедерация, которой присущи следующие особенности:1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательст¬во, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;2) она создается на договорной основе, поэтому носит доброволь¬ный характер;3) для достижения целей, послуживших основанием для объедине-ния, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограни-ченному кругу вопросов;4) отсутствие единого гражданства и единой территории;5) рекомендательный характер актов органов конфедерации; для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъек¬тов объединения;6) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансо¬вые средства образуются по соглашению субъектов;7) осуществление обороны конфедерации союзной армией, кото¬рая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;

8) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.Конфедерация — временный союз государств, обычно неустойчи¬вое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.



13. гос режим.

Понятие «государственный режим» показывает, какая государст-венная атмосфера сложилась в обществе, каков в стране уровень де-мократии, какими средствами обеспечивается государственная власть.В каждом государстве складывается свой государственно-право¬вой режим, имеются свои особенности осуществления государствен¬ной власти. Вместе с тем в теории государства и права сложились классификации этих режимов, деление их на определенные группы.Самая распространенная классификация — деление режимов на демократические и антидемократические. Между ними распо¬лагаются отдельные разновидности и переходные формы.Для демократического режима характерны следующие черты:1) народовластие, т.е. признание народа единственным источни¬ком государственной власти;2) свобода личности в экономической сфере, т.е. свобода предпри-нимательства и признание частной собственности;3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражда-нина;4) осуществление государственной власти на основе принципа разде-ления властей;5) выборность и сменяемость органов государственной власти;6) децентрализация государственной власти;7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих ре-альную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;9) политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобяза-тельной официальной идеологии; многопартийность, свобода мне¬ний, убеждений;10) наличие легальной оппозиции.


Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.

Как политический режим тоталитаризм представляет собой все-объемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сфе-рами жизни общества и опирается на систематическое примене¬ние насилия или угрозу его применения.Для тоталитарного режима характерны следующие черты:1) идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;3) монополия на информацию;4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;5) слияние государственного и партийного аппарата;6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);7) упразднение местного самоуправления;

8) отрицание частной жизни и частной собственности, домини-рующее положение государственной собственности.Одна из разновидностей тоталитаризма – фашистский режим, который имеет свои особен¬ности, в частности:а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «неполноцен¬ные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат унич¬тожению;б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим го-сударствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократи¬ческого централизма.Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не суще-ствует, однако периодически можно наблюдать всплески или от¬дельные проявления фашистской идеологии.Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тота¬литарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг — правящая элита, которая возглавляется лиде¬ром и пользуется большими привилегиями и льготами. Для автори¬тарного режима характерно:1) власть элиты не ограничена законом;2) народ отстранен от управления государством и не может кон-тролировать деятельность правящей элиты;3) в политической жизни допускается существование многопар-тийности, но оппозиционные партии запрещаются;4) имеются сферы, свободные от политического контроля, — эко-номика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом поли-тическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет интересов государства перед личны¬ми интересами;

6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых про-тивников строя.




15. функции гос-ва.

Функции государства — это главные социально значимые направ-ления деятельности на конкретно-историческом этапе развития об¬щества. Выполняя определенные функции, государство по¬средством проводимых реформ, преобразований, правового регулиро¬вания общественных отношений воздействует на состояние общест¬венных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное со¬стояние.функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные про¬цессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.


1.классификация функций государства по формам деятельности, основанную на прин¬ципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделя¬ются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохрани¬тельные).

2.По продолжительности действия функции государства подразделя-ются на постоянные и временные

3. по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономи¬ческая, социальная, эко-логическая функции). Производные — это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля.

4. классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении





























16. Механизм гос-ва.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки:

Во-первых, механизм государства — это система го¬сударственных органов, основанная на единстве принципов его органи¬зации и деятельности.Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структу-рой, отражающей определенное место, которое зани¬мают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего за-креплен принцип разделения властей на законодательную, исполни-тельную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Кон-ституции определено, что государственную власть в России осущест¬вляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госу¬дарственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; го¬сударственную власть в субъектах Российской Федерации — образуе¬мые ими органы государственной власти.Согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправ-ления не входят в систему органов государственной власти.В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное во-площение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимо-связанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государ¬ственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государ¬ства.В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло¬женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, на ко¬торые опираются в своей деятельности отдельные государственные ор¬ганы и без которых не может обходиться ни одно государство (различные материальные ценности, бюджет¬ные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функциони¬рования государственных органов).Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к вы-воду: механизм государства — это прони¬занная едиными, законодательно закрепленными принципами, основан¬ная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, по¬средством которых осуществляются задачи и функции государства.Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это законодательные от¬правные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распро-страняется лишь на некоторые звенья государственного механизма.(принцип осуществления судопроизводства на основе состяза¬тельности и равноправия сторон).Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: 1. Принцип народовластия проявляется в демократической органи-зации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный народ..2. Принцип гуманизма — соци-альное государство, политика которого направлена на удовлетворение ду-ховных и материальных потребностей личности, обеспечение благо-состояния человека и общества.3. Принцип разделения властей.4. Принцип федерализма-Российская Федерация со¬стоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.5. Принцип законности заключается во всеобщности требования со-блюдать и исполнять законы. Рассмотренные общие принципы организации и деятельности ме-ханизма государства, выраженные в Конституции РФ, получают свое под-крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци¬пов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в феде¬ральных законах.