ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 821

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

79. правовые стимулы и ограничения.

Внешнее воздействие на волю сво¬дится к двум основным методам: методу стимулирования определен¬ных видов деятельности и методу властных предписаний, реализация которого обеспечивается возможностью применения мер принуждения.

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъ-екта режим благоприятствования.

В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный инте-рес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция).

В своей деятельности люди учитывают, что желаемые или нежелае-мые ими правовые последствия обусловлены определенными юриди-ческими фактами. Поэтому в одних случаях они стремятся к возникнове-нию юридических фактов, а в других же, наоборот, препятствуют их появлению. Например, согласно статье 242 КЗоТ РФ, для получения пенсии необходим соответствующий трудовой стаж.На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъ-ективное право, которое выражает возможность действия и связано с удовлетворением собственных интересов.

Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облег¬чении условий их выполнения..

Поощрение выступает в роли стимула на уровне санкции, ведь сан-кции могут быть не только отрицательными, но и положительными.

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозакон-ного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Правовые ограничения, как и правовые стимулы, различны. В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограниче¬ние (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспози¬ция), наказание (санкция).

Фактами-ограничениями являются сдерживающие обстоятельства, установленные в гипотезе нормы права. В частности, в соответствии со ста-тьей 17 Семейного кодекса РФ факт беременности жены лишает мужа права на развод без ее согласия, препятствует прекращению пра-воотношения.

Правовыми ограничениями в диспозиции выступают юридические обязанности, ибо они сдерживают обязанное лицо от удовлетворения собственных интересов и заставляют его действовать в интересах управомоченного. В противном случае интересы управомоченного не будут удовлетворены. Обязанности позволяют действовать только жестко указанным в законе способом и тем самым ограничивают действия обязанного лица, сдерживают его от всех иных поступков, противоре-чащих обслуживаемому субъективному праву.

В диспозиции фиксируются и запреты, которые выступают своего рода пассивными обязанностями. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражда¬нина обязанность воздерживаться от запрещенных действий.


Среди правовых ограничений, близких к запрету, выделяют приос-тановления, которые выступают своего рода временными и конкретны¬ми запретами на использование должностными лицами, предприятия¬ми, учреждениями, организациями своих функциональных обязаннос¬тей.

Приостановление не является юридической ответственностью, ибо оно не содержит итоговой оценки, а лишь предполагает дальнейшее разрешение возникшего вопроса.

Следующим элементом в структуре правовой нормы выступает сан-кция, в которой устанавливаются различные виды наказаний. Право¬вые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порица¬ния) виновного, противоправного поведения, в результате которого че¬ловек в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Правовые стимулы необходимо рассматривать вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юриди¬ческих категорий, которые внутренне диалектически связаны и взаимообеспечивают друг друга в процессе правового регулирования





79. правовые акты.

ПРАВОВОЙ АКТ (англ. juridical act, law) - официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченнымсубъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Понятию «П.а.» соответствует понятие «юридический акт».

П.а. присущи определенные устойчивые признаки:

1это письменный документ определенного рода, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации.

2.П.а. имеет официальный характер, что проявляется в издании его от имени органа, организации либо государства.

3 издание П.а. допускается строго в пределах компетенции управомоченного на его принятие субъекта. Министерство, региональнаяадминистрация, городское собрание представителей и иные органы гос-ной власти и местного самоуправления.

4.П.а. обладает целевой ориентацией. В нем выражены в концентрированной форме социальные интересы. Акт может выражать гос-ную волю (если акт издан от имени государства), волю социальной общности (населения той или иной территории), властное веление (если актиздан гос-ным органом), согласие и равнопартнерские отношения. В любом случае интерес и воля получают строго определенную и обязательную форму выражения;

  1. П.а. предназначен для регулирования общественных отношений.

  2. П.а. обладает общеобязательностью.

  3. П.а. есть звено в реальной правовой цепи -правосознание, установки, правовые потребности, правоцелеполагание, правотворчество, правореализация, юридические действия и состояния.

ВИДЫ:

  1. Конституция РФ, устав субъекта РФ;

  2. закон с подвидами - федеральный конституционный закон, федеральный закон, кодекс.

  3. постановление и иные акты законодательных органов.

  4. указ и распоряжениеПрезидента РФ

  5. постановление, распоряжение и иные акты правительств РФ и ее субъектов

  6. ведомственные П.а. с подвидами

  7. П.а. самоуправления с подвидами актов местного самоуправления

  8. локальные (корпоративные) акты;

  9. решения судов и контрольно-надзорных органов

  10. публично-правовыедоговоры и соглашения



п.а. различаются также по порядку принятия. Речь идет об актах, принимаемых гос-ным органом в коллегиальном порядке. Это законы,постановления Государственной Думы и Совета Федерации, законодательных органов субъектов РФ, решения судов и др. Другая группа П.а. принимается на основе единоначалия - указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения главы областной администрации и др. Существуют также акты, принимаемые в коллегиальном порядке, но оформленные актами единоличного характера, напр., решенияколлегий министерств, которые чаще всего проводятся в жизнь приказами министра. В др. случаях предварительное коллегиальное обсуждение проектов актов служит способом их апробации, учета позиции специалистов, ученых, организаций-партнеров, а также общественного мнения. Научные, консультативные, экспертно-аналитические, координационные комиссии, советы и центры предназначены для этих целей.



82. Понятие и принципы законности.

Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением права .

Структурно законность состоит из двух юридических процессов-действий; правотворчества и реализации права. Хотя ряд ученых не считают правотворчество (законотворчество) элементом законности, полагая законотворчество в качестве предпосылки законности. Законность также предполагает позитивную реализацию права всеми субъектами права. Законность является определенным состоянием регулирования общественных отношений, состоянием правомерной деятельности. Деятельность субъектов права при этом должна соответствовать норме права (закону).

Законность - это идея, требование, режим и состояние правомерного соблюдения, исполнения, использования и применения права.

Законность означает точное действие юридических норм во времени, в пространстве, по кругу лиц в соответствии с их юридической силой. Законность является «общественно-политическим режимом жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц» . Термином «законность» также обозначается «позитивное (положительное) отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни людей» .

Условия законности образует определенная социальная среда, ее качественное состояние, обусловленное правовой культурой. В силу объективного действия права в обществе и отношения к реализации права субъектов права сознательное и положительное отношение к правовой действительности называется правозаконностью.


Состояние законности обычно связывается с реализацией и принципом верховенства закона. При характеристике законности имеет особое значение характеристика содержания права (ценностно-правовая значимость). Режим законности связан с реальным обеспечением основных прав и свобод человека, непротиворечивостью и беспробельностью права, правомерной реализацией права. Термин «законность» происходит от понятия «закон», который в качестве источника (формы) права занимает особое место в правовом регулировании, обладая рядом особых свойств. Но под законностью понимается исполнение не только законов, но и других правовых норм, принятых на основании закона, в дополнение к нему, при условии непротиворечивости иных норм нормам законов. Это определение является попыткой соединения широкого (соблюдение законов и подзаконных актов) и узкого (соблюдение только законов) понимания законности.

Законность означает, прежде всего, соответствие поведения субъектов права законам (правомерная реализация), за нарушение которых предусматривается юридическая ответственность (негативная реализация права по применению государством санкций негативного характера - штрафных, карательных, правовосстановительных). Необходимо разграничивать принципы и требования законности (правовые предписания), реализация которых делает поведение правозаконным. Требования законности показывают идеологическую направленность содержания правовых норм, эти требования конкретно связаны с деятельностью субъектов в определенных сферах (отраслях права). Каждый из принципов законности может быть представлен как совокупность требований (например, законы должны соответствовать Конституции, подзаконные акты должны соответствовать законам и т.д.).

Рассмотрим основные принципы законности.

Принцип верховенства законности означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности. Конституционный Суд, Прокуратура и другие правоприменительные органы осуществляют контроль за исполнением законности. Принцип законности должен распространяться на все правовые формы деятельности; правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, правореализационную. Принцип верховенства закона означает, что, прежде всего, должны исполняться законы и исполняться в соответствии с нормами закона во всех случаях, когда закон подлежит применению.

Принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия. Единообразное понимание и применение закона составляет режим законности. Единство законности означает единство всех форм правовой деятельности, их согласованность между собой (правотворчество, правоприменение, правоохрана). Единство законности означает не только одинаковое (единообразное) действие закона по территории, но и по субъектам. Обеспечение всеобщности (единства) правовых предписаний - задача государства, его правореализационной функции. Единство законности основывается на точном осуществлении законодательных установлений всеми субъектами права при наличии соответствующего контроля законности со стороны государства (режим законности). Единство законности исключает какой-либо произвол со стороны субъектов права.


Целесообразность законности означает связь законности с целесообразностью. Целесообразность не должна исключать законности, но должна всегда находиться в рамках законности. Целесообразность законности означает необходимость выбора варианта действия в соответствии с вариантами, не запрещенными нормами права. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность, она предполагает достижение общественной пользы и является вариантами содержательной характеристики законов. Закон действует до тех пор, пока не отменен. Законы считаются целесообразными и подлежащими применению, включая их отмену, изменение и дополнение. Необходимо своевременно устранять расхождения закона с реальной жизнью, учитывать в содержании законов реальные позитивные потребности общества;

Принцип реальности законности означает реализацию фактического исполнения правовых предписаний в деятельности субъектов права, неотвратимость ответственности за правонарушения. Содержание законов должно соответствовать объективным потребностям общественного развития. Нормативной основой законности являются правовые законы. Недостаточно формально-юридического установления законности, необходимо фактическое осуществление провозглашаемых форм права, единство формы и содержания (например, соответствие фактической и юридической конституции). Реальность законности обеспечивают гарантии законности - юридические, экономические, политические и др.

Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе. Данный принцип означает наличие в обществе средств и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека, интересов государства и общества в целом.

Принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности. Соблюдение и активная реализация права является в тоже время существенным условием и показателем уровня культурности общества. Чем выше уровень культуры, тем выше уровень законности. Функции права во многом реализовываются в условиях законности. Законность выступает важнейшей предпосылкой реализации права;

Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а, следовательно, и за нарушение режима и состояния законности. Законность в состоянии постоянной реализации является реальностью права, важнейшей социальной ценностью, основным методом регулирования социальных отношений. Борьба с правонарушениями, правовая идеология и культура призваны поддерживать действенность реализации данного принципа.