ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 874

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17. органы гос-ва.

Орган государства — это часть государственного механизма, его ос-новная ячейка, обладающая определенными специфическими призна¬ками:1. Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государст-венную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.2. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.3. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций го¬сударства.4. Для осуществления функций государственные органы располага-ют необходимыми материальными средствами, к каковым можно отнести раз¬ного рода материальные ценности и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выполняющие текущую государст-венную работу, но не являющиеся органами государства.Таким образом, орган государства — это юридически офор¬мленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государ¬ственного механизма, состоящая из государственных служащих, наде¬ленная государственно-властными полномочиями и необходимыми ма-териальными средствами для осуществления в пределах своей компе-тенции определенных задач и функций государства.Разносторонность и многосложность деятельности государственно¬го механизма обусловливает значительное число его органов. По раз¬личным научно обоснованным критериям они классифицируются на соответствую-щие виды.Так, органы государства по такому критерию, как юридический ис-точник их легитимности, подразделяются на:а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Прези¬дент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерст¬ва и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокура¬тура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);б) органы, учреждаемые в установленном законодательством по-рядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Ад-министрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодатель¬ной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотрен¬ных видов, именуются первичными ор¬ганами, ко второму — вторичными, производными от первых.На основе принципа разделения властей государственные органы де-лятся на законодательные, исполнительные, судебные.По действию в пространстве государственные органы подразделя-ются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федераль¬ным органам.По длительности действия государственные органы делятся на по-стоянные и временные. Абсолютное большинство государственных ор-ганов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и дея-тельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоя-тельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военно¬го положения).По способу решения вопросов органы государства могут быть коллегиальными (т.е. коллективные образования – Правительство РФ), другие — представлены одним лицом, т.е. единоначальные (Президент РФ).








18. Правовое социальное гос-во.

Конституции ряда современных государств закрепили их характе-ристику в качестве правовых. Но идея правового государства не явля¬ется порождением лишь нынешних обществ. В юридической литера¬туре выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказыва¬лись идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля — «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых при¬сутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие об¬щего порядка.

На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спино¬за, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Классическим выразителем идей правового государства в эпоху бур-жуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против зло-употребления властью, а свободу индивида характеризовал как свобо¬ду следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых Канта и Гегеля.

И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а пра-вовом обществе. Государство он понимал как «объединение множест¬ва людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать прояв¬ление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоот¬ношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.

Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теорети-ческую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действи-тельность. Правовое государство он определял как «царство реализо-ванной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Глав¬ным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полез¬ность для общества и людей в целом.


Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, англий¬ский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые яв-ления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социалистического правового государства.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового.

Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство — это не про¬сто демократическое образование, а высший его тип. Чаще всего выделяют четыре основных признака правового госу¬дарства:


1. Господство, или верховенство, права предполагает:

во-первых, создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

во-вторых, по своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им;

в-третьих, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных пра-вовых актов.

2. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод лич¬ности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, госу¬дарственных органов, от посягательств других субъектов. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей перед законом.

3. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступа¬ют равными партнерами и обладают взаимными правами и обязаннос¬тями.

Государство не только вправе требовать от личности выполне¬ния ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность пе-ред личностью, выполняя определенные обязан¬ности. Следовательно, человек может требовать от государства ис¬полнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей без¬опасности со стороны государства, своей собственности, восстановле¬ния нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осу¬ществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности.


Однако у личности есть не только права, но и определенные обя-занности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установлен¬ные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.

4. Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юриди¬ческим средством воздействия на другие ветви власти. Данный прин¬цип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках.

Исходя из вышеизложенного, можно определить правовое государ-ство как такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества; эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принци¬пам и нормам международного права; высокая роль суда как незави¬симого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирова¬ние прогрессивного законодательства и др.



19. Разделение государственной власти в правовом государстве.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.


Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.В ряде стран функцию конституционно-правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя. В нашей стране такую функцию выполняет Конституционный суд Российской Федерации. В США эта функция возложена на Верховный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие.


20. Правовой статус личности.

Правовой статус индивида обозначает политико-правовую категорию, связанную с социальной структурой общества и состоянием законности. В правах и обязанностях фиксируются основные юридические принципы взаимоотношений личности и государства. Правовой статус личности как самостоятельная юридическая категория говорит о возможности личности участвовать в правах и обязанностях, отвечать за их правомерную или неправомерную реализацию. Эта категория, прежде всего, связана с понятием правосубъектности. В любом случае правосубъектность содержательно состоит из прав и обязанностей. Государство, признавая права и обязанности личности, наделяет ее правосубъектностью. Правосубъектность, не являясь элементом правового статуса личности, определяет его характеристику. Правовой статус личности состоит из системы прав, свобод и обязанностей, которые выступают как единая система. Юридическое основание правового статуса личности заключается, прежде всего, в Конституции, которая представляет собой юридический комплекс прав, свобод и обязанностей. Единство правового статуса личности в государстве все же предполагает и дифференциацию на: общий, специальный и индивидуальный правовой статус.