ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 599

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Английский парламент как и прежде состоял из верхней палаты – палаты лордов, где места занимались по наследству (потомки баронов, вассалов короля), по назначению короля и по должности (2 архиепископа и 26 епископов). Нижняя же палата, палата общин, формировалась путем выборов. Города и графства до 1832 года посылали в палату общин такое количество депутатов, которое определялось королевской грамотой, а не зависела от численности избирателей. Из 240 городов, посылавших депутатов в палату общин, только в 22 было более тысячи избирателей. После «Славной революции» в Англии формируется парламентская система управления, то есть это система, при которой партия, добившаяся большинства мест в парламенте, формирует правительство, ответственное перед парламентом, а не перед королем. В исторических условиях Великобритании 18 века эта система приобрела форму «управления кабинета». Кабинет министров возник не в результате какого либо законодательного акта. Сначала из Тайного совета выделяется коллегия для управления страной, затем в нее входят лица, возглавлявшие основные министерства, и коллегия превращается в правительство его величества. Правительство по поручению короля формирует лидер партии, получившей большинство мест в парламенте. Король теряет право вето в отношении законопроектов, принимаемых парламентом, право объявлять войну и заключать мир перешло от короля к парламенту, так же как и право помилования по политическим преступлениям. В этот период происходит и окончательное оформление ряда государственных учреждений, прежде всего полицейских органов. В 1782 году учреждается министерство внутренних дел. В его функции входило:

  1. Осуществление королевской прерогативы помилования, ответ на петиции граждан королю.

  2. Поддержание порядка и руководство полицией графств и городов.

  3. Система гражданской обороны.

  4. Регистрация избирателей и организация выборов.

В начале 19 века окончательно формируется парламентская система. Практически все члены парламента являлись вигами или тори. Деятельность партий была сосредоточена в парламенте, а правительство формировалось и распускалось по решению парламентского большинства.


Парламентские реформы 19 века.


В 1832 году парламент принимает «Билль о парламентской реформе». По нему 56 населенных пунктов с числом жителей менее 2-х тысяч человек лишались представительства в парламенте. Города с числом жителей от 2-х до 4-х тысяч посылали в парламент вместо двух депутатов только одного. Из освободившихся 143 мест в парламенте 78 передаются графствам и 65 мест новым крупным городам. В результате, увеличивается число избирателей, хотя избирательное право получают только плательщики высокого подоходного налога. После реформы партия вигов стала называться либеральной, а тори – консервативной партией.


В 1867 году проводится вторая парламентская реформа. 52 депутатских места передаются крупнейшим промышленным городам и графствам. Избирательное право получили средняя и мелкая буржуазия, а также наиболее обеспеченные слои рабочего класса.

После этой реформы получает завершение принцип ответственности правительства. Стало правилом, что кабинет министров пребывает у власти до тех пор, пока имеет поддержку большинства палаты общин. Влияние короля на правительство уменьшается. Премьер-министром становится лидер парламентского большинства, он же формирует кабинет министров по поручению короля.

В 1884 и 1885 годах принимаются законы, которые составляли основу третьей избирательной реформы. С 3-х до 5.5 миллионов увеличивается число избирателей (сказался имущественный ценз). Право участвовать в выборах получили сельскохозяйственные рабочие и мелкая сельская буржуазия, имеющая ценз оседлости 6 месяцев. Упраздняется имущественный ценз для городского населения. Не получили избирательного права сыновья, жившие в семье, служащие, рабочие и слуги, не имеющие постоянного места жительства. Устанавливается правило «множественности голосов», то есть человек мог голосовать по месту проживания и в месте, где находилась собственность, обеспечивающая имущественный ценз. Были созданы избирательные округа по 50 тысяч избирателей и в стране устанавливается мажоритарная система выборов, то есть когда учитывается относительное большинство голосов. В результате, позиции консервативной и либеральной партий укрепились и они сменяют друг друга у власти попеременно.

По форме правления Великобритания являлась парламентской монархией, однако с 18 века полномочия короля практически переходят к кабинету министров. Укрепляется руководящая роль правительства в отношении парламента, то есть кабинет осуществляет руководство деятельностью парламента. Более того, право законодательной инициативы во 2-ой половине 19 века превращается в монополию правительства. Таким образом, кабинет министров определял направления государственной политики.

Кабинет министров обладал правом издавать правовые акты помимо парламента. Такое правительственное нормотворчество получило название делегированное законодательство. Объясняется это тем, что в стране не было писанной Конституции, то есть отсутствовали формальные препятствия для законодательных полномочий правительства. Таким образом, кабинет министров оказался во главе законодательной и исполнительной власти. В начале 20 века в парламенте сложилась конфликтная ситуация, поскольку палата лордов состояла из консерваторов, которые могли блокировать законы, принятые палатой общин, где большинство могло быть и у либералов. Это заставило либеральное правительство поставить вопрос о дальнейшем существовании палаты лордов, но ликвидировать ее они не смогли. Но в 1911 году палата общин принимает «Акт о парламенте», который впервые регламентировал отношения между палатами и порядок прохождения законопроекта через палаты парламента. Этот акт предусматривал упрощенный порядок принятия финансовых законов или биллей, и ограничивал в этом вопросе палату лордов. Срок полномочий палаты общин был сокращен с 7 до 5 лет, а члены палаты стали получать жалование. Буржуазная Англия долгое время сохраняла старую судебную систему. Только в середине 19 века были созданы новые суды – это суд по разводам и суд по завещаниям.


В 1867 году в судебную систему вводится институт апелляционных лордов, создается верховный суд по гражданским делам. Был создан департамент публичных расследований – учреждение, по своим функциям схожее с прокуратурой.

В 17-19 веках было издано много законов, заложивших начало институтам буржуазного права. Несмотря на внешнее отличие Английского права от права других стран, оно основывается на тех же принципах, в частности, неограниченное право частной собственности, свобода договора, формальное равенство всех перед законом и т.д. Значительная часть институтов английского права сформулирована не законами, а прецедентами. Другая особенность английского права состоит в том, что оно не имело стройного системного собрания действующих правовых норм. Статутное право представляло собой огромный ряд отдельных парламентских актов, накопленных за 500 лет.

Парламентским актом 1854 года было установлено, что в качестве источника права признается совокупность прецедентов, для применения которых определяются следующие правила:

  1. Высшие суды в своей деятельности независимы от решений низших судов.

  2. Суд первой инстанции не может быть связан решением судебного органа равной себе компетенции.

  3. Каждый суд должен руководствоваться в своих действиях выводами более высоких судебных инстанций.

  4. Апелляционные суды и палата лордов в своей деятельности сообразуются только со своими ранее принятыми решениями.


Социальное законодательство.


Частная собственность с широкой свободой распоряжения довольно рано укрепилась в отношении движимого имущества. Утверждение буржуазных начал в праве поземельной собственности совершалось медленнее. В 1646 году парламентский статут установил, что все земли, находившиеся в вассальной зависимости от короны, становятся свободной частной собственностью. Вместе с тем, после реставрации монархии вновь получил распространение майорат. В связи с развитием торговли и промышленных обществ получило распространение законодательство об акционерных компаниях. С 18 века образовалось огромное количество акционерных компаний, которые занимались исключительно выпуском акций. Чтобы остановить спекуляцию акциями и разорение пенсионеров парламент в 1720 году принимает закон, который запрещал образование акционерных компаний без разрешения правительства. Уже в начале 19 века вводится обязательная регистрация компаний и опубликование данных об их учреждении и деятельности, однако эти законы не затрагивали вопроса о солидарной ответственности всем своим имуществом по делам компании, то есть финансовое банкротство компании означало разорение всех ее членов. Парламентский акт в 1856 году отменял принцип солидарной ответственности акционеров. Теперь акционеры несли ответственность в пределах той суммы, которая составлялась из принадлежащих акций и поэтому взыскания не могли распространяться на остальное имущество. В 1862 году парламентский акт объединил все законодательство об акционерных компаниях. Великобритания стала первой страной, где появилось социальное законодательство. В 90-х годах 18 века парламент принял закон, который запрещал деятельность профсоюзов, объявлял недействительными договоры, заключенных рабочими с целью добиться повышения заработной платы, уменьшения продолжительности рабочего дня и т.д. Однако в результате стачечного движения в 1828 году эти акты были отменены. В 1802 году было запрещено использовать детский труд в ночное время и труд детей был ограничен 12 часами. В 1833 году продолжительность рабочего дня для детей ограничивалась 9 часами. Однако эти акты применялись только в промышленности. Во второй половине 19 века на предприятиях, с числом рабочих более 50 был установлен 10-и часовой рабочий день. Парламент принимает акт «О предпринимателе и рабочем» в 1875 году, который формально уравнял в правах предпринимателей и рабочих. Предоставлялась возможность заключать коллективные договоры. В 1880 году законодательно была установлена ответственность нанимателя за вред, причиненный жизни или здоровью работника. Был определен минимальный уровень заработной платы, а в 1911 году устанавливалось обязательное страхование трудящихся. В 1906 году закрепилось право профсоюзов на забастовку.


Заметнее всего феодальные пережитки складывались на семейном праве. Отношения супругов строились на основе главенства мужа. Только в 1857 году было разрешено прекращать брачные отношения путем развода, но преимущество все же отводилось мужу.


Уголовное право.


Уголовное право было также достаточно архаичным, так как даже до сих пор оно не кодифицировано. В основе уголовного права лежит общее право. В уголовном праве сохранялись многочисленные правовые установления для которых характерна жестокость наказаний за незначительные преступления. Только в 1772 году были отменены пытки, а в начале 19 века отменены ордалии, четвертования, выставление у позорного столба. В 1828 году издается акт, который видоизменил нормы права, посвященные преступления против личности. В 1832 году был принят «акт против фальшивомонетничества», однако законодательная деятельность парламента в области уголовного права активизируется только во второй половине 19 века. В 1861 году принимаются 5 уголовных правовых акта:

  1. «Об ответственности за воровство».

  2. «За подлог».

  3. «За повреждение имущества».

  4. «Преступления против личности».

  5. «Против монетной системы».

В 18 веке около 50 составов преступления были наказуемы смертной казнью. Постепенно эта мера наказания применяется реже, а с 1861 года сохраняется за убийство, за пиратство, за измену. В 1868 году была отменена публичная казнь. В 1857 году ссылка преступника в колонии заменяется каторжными работами. Широко использовались судами денежные санкции, и если приговоренный к штрафу не мог его заплатить, то заключался в тюрьму.

ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.


Во второй половине 80-х годов 18 века во Франции разворачивается глубокий экономический кризис. В ряде провинций прошли мощные крестьянские восстания, усилились волнения городской бедноты. В условиях кризиса объявляется о созыве Генеральных штатов, которые не собирались с 1614 года. В мае 1789 открылось заседание Генеральных штатов, на которых важно было решить вопрос о путях преодоления финансового кризиса. На Генеральных штатах происходит конфликт между королем, духовенством, дворянством с одной стороны и третьим сословием с другой.

17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием на том основании, что они представляют большинство нации. Национальное собрание провозгласило себя высшим представительным и законодательным органом Франции. 9 июля Национальное собрание объявляет себя учредительным собранием. Попытки правительства разогнать учредительное собрание привели к тому, что 13 июля 1789 года началось восстание в Париже, против которого были направлены королевские войска. Восставшие создают орган городского самоуправления, названный Парижской коммуной, и начинается организация национальной гвардии. 14 июля 1789 года восставшие взяли штурмом королевскую крепость-тюрьму Бастилию. Это событие было началом революции, которая в своем развитии прошла следующие этапы:


1. 14 июля 1789 – 10 августа 1792 года. В этот период власть находилась в руках крупной буржуазии, которая добивается установления во Франции конституционной монархии.

2. 10 августа 1792 – 2 июня 1793 года. К власти в этот период приходят жирондисты. Это были представители средней торгово-промышленной буржуазии. В этот период ликвидируется монархия и провозглашается республика.

3. 2 июня 1793 – 27 июля 1794 года. В это время устанавливается диктатура якобинцев, которые представляли мелкую буржуазию и которые выступали в союзе с крестьянством, городскими низами. На этом этапе ликвидируется феодальная собственность на землю, решаются другие задачи антифеодальной революции.

В обстановке революционного подъема принимаются важные решения. Декретами учредительного собрания:

1. Ликвидировалось прежнее административное деление. Теперь Франция была разделена на 83 департамента, которые делились на округа и коммуны. В административных единицах предписывалось создание выборных органов власти.

2. Учредительное собрание вводит так называемое гражданское устройство церкви, т.е церковь ставилась под контроль государства, ликвидировалось административное подчинение французской церкви Ватикану. Из ведения церкви изымалось право регистрации гражданского состояния. Церковь также лишалась права на десятину.

3. Было провозглашено полное уничтожение феодального режима. Однако учредительное собрание ликвидировало только второстепенные личные повинности крестьян, а важнейшие повинности (барщина, ценз) должны были крестьянами выполняться.

4. Был принят ряд декретов, направленных на создание условий для развития капиталистических отношений. Упразднялся цеховой строй, ликвидировалась внутренняя таможенная система, были сняты ограничения на торговлю.

5. Отменялось сословное деление общества и привилегии, которыми пользовались представители сословий.

6. 26 августа 1789 года учредительное собрание принимает программный документ революции «Декларацию прав человека и гражданина». Эта декларация закрепила важнейшие принципы буржуазного строя. В ней излагались естественные и неотъемлемые права человека, утверждалось, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». К числу таких прав декларация относила свободу, безопасность, право на собственность, право на сопротивление угнетению. Источником суверенитета являлась нация, поэтому закон есть выражение общей воли.

Основываясь на этих положениях, декларация закрепляла принцип всеобщего избирательного права, провозглашался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а представительное законодательное учреждение объявлялось высшим органом государственной власти. Декларация закрепляла священность и неприкосновенность частной собственности. Вместе с тем, в 1789 году в противоречии с принципами декларации учредительное собрание устанавливает новый порядок выборов в органы государственной власти. Была введена цензовая избирательная система, а в 1791 году принимается закон «Ле Шабелье», который запрещал под страхом уголовного наказания создание рабочих организаций и проведение забастовок.