ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 605

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Англия в период абсолютной монархии (конец 15 – середина 17 века).


Оформление абсолютизма в Англии происходило в более ранний период, чем во Франции. Это было связано с особенностями расстановки политических сил. Сословной базой английского абсолютизма было мелкое и среднее дворянство и городская буржуазия. В отличие от стран континентальной Европы, английский абсолютизм мирился с парламентом как с представительным учреждением. Особенностью английского абсолютизма было сохранение местного самоуправления. Остаются неизменными институты суда присяжных, мировых судей, выборных шерифов. Еще одна особенность – отсутствие постоянной наемной армии. Вместе с тем, происходит постоянное усиление военного флота.

Высшим органом управления в этот период был тайный совет, который регулировал внешнюю торговлю, управление колониями. С целью укрепления своего положения королевская власть учредила 2 чрезвычайных судебных органа, что нарушало традиции английской судебной системы:

  1. Звездная палата (рассматривала дела о государственных преступлениях).

  2. Высокая комиссия (рассматривала дела по религиозным преступлениям).

Эти органы не руководствовались обычными законами, а наказание назначали произвольно, исходя из интересов безопасности короны и государства. В 1629 году Карл I распускает парламент и начинает править единолично. Оппозиция подавлялась. Политика Карла I привела впоследствии в революции.


Право средневековой Англии.


Средневековое право формировалось в виде обычаев, которые являлись основным источником права. Нормандское завоевание оказало большое влияние на англосаксонское право и положило начало формированию единой правовой системы. Эта система получило название «общее право». Оно складывалось под воздействием англосаксонских и нормандских обычаев и решений королевских судов. Не нее также оказывало влияние каноническое право. Нормы общего права регулировали широкий круг общественных отношений. Нормы общего права получили закрепление в письменных отчетах о судебных решениях. Со второй половины 13 века отчеты стали издаваться ежегодно, что создало предпосылки для формирования главнейшего института английского права – судебного прецедента. На развитие права большое влияние оказал институт королевских приказов.

Истец обращался к королю за защитой своих прав и король за определенную плату мог принять иск к рассмотрению. Королевские приказы создали условия для формирования особой системы норм «права справедливости». Подданный, в случае нарушения своих интересов со стороны суда, обращался к королю. Король, а позже лорд-канцлер, рассматривали обращения и выносили решения, причем они не были связаны действительным правом, а могли руководствоваться римским, каноническим правом и голосом собственной совести. Важнейшими источниками права были нормативные акты, исходящие от короля и парламента.







Имущественные отношения.



Номинальным собственником земли являлся король. Английское право знало 2 вида владения земли: свободное и зависимое. В свою очередь свободное владение делилось на 3 вида:

  1. Пожалованные земли, которые можно было отчуждать, передавать по наследству.

  2. Заповедное держание, при котором земля передавалась по наследству прямым родственникам. Отчуждение было запрещено.

  3. Пожизненное владение. После смерти держателя земля переходила сеньору.

С 13 века появляется еще одна форма свободного держания земли – аренда, а с 14 века возникает доверительная (трастовая) собственность. Суть этого института состоит в том, что собственник имущества передавал его во владение и управление другому лицу, а доверенное лицо управляло имуществом в интересах собственника.

Английское право знало различные сделки, среди которых особо выделялись торговые сделки. К 17 веку формируется законодательство, регулирующее деятельность торговых и промышленных компаний. Сделки оформлялись в виде договоров, которые подразделялись на формальные (они заключались в письменной форме и регулировались общим правом) и простые (неформальные) договоры, которые регулировались правом справедливости.


Брачно-семейные отношения.


Брачно-семейные отношения регулировались нормами канонического права. Брак признавался только церковный. Женщина не имела права самостоятельно заключать договоры и распоряжаться имуществом.


Уголовное право.


После нормандского завоевания выделяется 2 вида преступлений:

  1. Государственные.

  2. Преступления против частных лиц.

В 14 веке различалось 3 основных вида преступлений:

1. Измена (государственное преступление), которое подразделялось на великую измену (восстание против короля, убийство короля, членов его семьи, канцлера, королевского судьи, фальшивомонетничество) и малую измену (убийство слугой хозяина или его жены, убийство женой мужа, убийство священнослужителем вышестоящего духовного лица).

2. Фелония (тяжкое преступление). Сюда относится: убийство, разбой, воровство, поджог, изнасилование.

3. Мелкое уголовное преступление, которое называлось мисдиминор.

Наказания отличались жестокостью, а с 15 века получает развитие так называемое кровавое законодательство. Парламент нередко издавал статуты, устанавливающие наказание за бродяжничество. Все нищие, не имеющие разрешение на собирание милостыни, с 14 летнего возраста подлежали клеймению, а при повторном уличении подлежали смертной казни или тяжким телесным наказаниям.

Судебный процесс носил обвинительный характер, а с переходом к абсолютизму утверждается инквизиционный процесс. Стала применяться формальная система доказательств, то есть каждое доказательство имело строго определенную силу, например, показания священников имели большую юридическую силу, чем показания светского лица. Основным доказательством считалось собственное признание вины. Привлечение обвиняемого к уголовной ответственности осуществлялось:


  1. В порядке суммарного производства. Предназначалось для рассмотрения менее тяжких преступлений, предписывалось общим правом, не признавало пыток, а дела рассматривали шерифы, мировые судьи, суды сотен и графств.

  2. Уголовное преследование по обвинительному акту. Складывалось из 4-х стадий:

    • Арест.

    • Придание суду.

    • Судебное разбирательство.

    • Вынесение приговора.

Допрос не редко сопровождался жестокими пытками. Обжалование судебных решений не допускалось.


АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.


В 7 веке центром консолидации арабских племен стал Хиджаз (западная часть аравийского полуострова). Движение за государственное объединение в Хиджазе совпало с началом развития религиозного учения ислама. Проповедником новой религии стал Мухаммед (570-632 год). В своих проповедях Мухаммед, которого арабы считали пророком ислама, учил вере в единого Бога – Аллаха. В новой религии внимание народных масс привлекла идея равенства всех арабов, уверовавших в Аллаха. В результате вооруженной борьбы сторонников Мухаммеда с противниками новой религии в 7 веке на аравийском полуострове образовывается единое государство – Халифат, во главе с Мухаммедом. Это государство прошло в своем развитии несколько этапов:

1. Ранний Халифат первых выбранных халифов, образовавшийся после смерти Мухаммеда. Период – с 632 по 661 год.

2. Халифат Омейядов (Тамасский Халифат ) – 661 – 750 год.

3. Халифат Аббасидов (Багдадский Халифат) – 750 – 1258 год.

На первых двух этапах происходит быстрое территориальное расширение государства путем завоевательных походов мусульман. В период расцвета (8 – первая половина 9 веков) Халифат объединил Пиренейский полуостров, Северную Африку, Аравию, переднюю Азию, Иран, Ирак, часть Закавказья и среднюю Азии. Со второй половины 9 века началось раздробление государства и окончился Багдадский Халифат был уничтожен в 1258 году в результате нашествия монголов.


Государственный строй.


На государственный строй арабского Халифата решающий отпечаток наложила мусульманская религия. Под ее влиянием Халифат приобретает форму теократической монархии. На облик государства также наложили отпечаток деспотические традиции Древнего Востока. Пророк Мухаммед являлся не только главой исламской общины, но и возглавил государство. Его власть была неограниченной и освящалась именем Бога. При Мухаммеде существовал совет, имевший совещательный характер и состоящий из ближайших учеников. После смерти Мухаммеда вопрос о власти был решен следующим образом: так как после смерти пророка непосредственный контакт с Богом был утерян, главой государства стали избирать ближайших сподвижников Мухаммеда, как лиц, наиболее просвещенных в заветы пророка.

Халиф обладал верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Важнейшим должностным лицом в государстве был визирь. Он стоял во главе дворца, контролировал государственные доходы и расходы, ведал государственным имуществом, почтой, строительством ирригационных сооружений. Помимо визиря, власть которого практически не отличалась от светской власти халифа, назначались визири, выполнявшие определенные функции. Центральный аппарат управления при первых халифах еще не сложился. Четко выделялось лишь финансовое ведомство. Государство сначала не имело четкого административного деления. Сначала оно делилось на области и провинции и существовало деление по религиозному принципу на 3 части:


  1. Священная земля Мекки и окрестности, где могли находиться только мусульмане.

  2. Остальная земля Хиджаза, где не мусульмане могли находиться не более 3-х дней в месяц.

  3. Остальная территория государства.

Позднее создаются административные районы, во главе которых находились эмиры, назначающиеся главой государства.

В период Тамасского и Багдадского Халифатов происходит формирование центрального аппарата управления. Официально учреждается должность великого визира, который руководил деятельностью центральных ведомств.

С конца 8 века визиры фактически управляли государством.

В период Тамасского Халифата складываются 4 ведомства, которые назывались диваны (военный, финансовый, чиновничий и почтовый). Затем количество диванов увеличивается до 10. Создается развитая налоговая система, постоянное войско, единая денежная система. При Омейятах государство было поделено на 5 наместничеств во главе с наследным принцем – эмиром. При Аббаситах было создано 11 наместничеств, а с 9 века власть эмиров становится наследственной. В результате появляются династии местных правителей и складываются предпосылки для раздробленности государства на независимые эмираты.


Правовое положение населения.


Процесс образования государства у арабов совпал с периодом становления феодальных отношений, однако пережитки прошлого, освященные мусульманской религией (равенство всех мусульман) оказались исключительно живучими, поэтому в Халифате не устанавливается общественный строй, присущий Европейским странам. Права и привилегии феодалов не были регламентированы в мусульманском праве. Мусульманское право не знает сословий, подобных духовенству и дворянству в европейских странах. В отличие от Западной Европы, феодальная иерархия в Халифате не сложилась как многоуровневая система вассальных отношений. Происходит разложение общины и закабаление крестьянства. Особенностью арабского государства было различие прав мусульманина и не мусульманина, например, иудеям и христианам запрещались браки с мусульманами, запрещалось иметь рабов мусульман, не разрешалось ездить на лошадях. К тому же не мусульмане платили подушный налог. Христиане и иудей пользовались автономией, руководствовались своими гражданско-правовыми обычаями, но за преступление они отвечали по мусульманскому праву. Характерная черта мусульманского права – это открытое закрепление преимуществ мусульман над неверными. В Халифате также сохранилось рабство, но широко развито не было. Правовое положение рабов не отличалось так сильно от положения свободных, как в античных государствах. Рабы могли заключать договоры, участвовать в военных походах. В случае удачи в военном походе раб, принявший мусульманство, обретал свободу.


МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.


Источники права.



Особенность мусульманского права состоит в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями. Мусульманское право – это единство положений правового, религиозного и морального характера. Этико-религиозные начала мусульманского права составляли образ жизни народа и определили своеобразие особой цивилизации. Основными источниками мусульманского права являлись Коран и Сунна. Коран – это книга, в которой записаны изречения Мухаммеда. По мнению мусульман догматиков считается, что Коран храниться на небе, а на земле люди пользуются его копией, состоящей из 114 глав и 6225 стихов. Они не представляли собой композиционного единства, то есть Коран – это конгломерат догматических, ритуальных и юридических предписаний. Собственно правовые нормы делятся на 2 категории:

1. Нормы, которые содержат ясные указания на решение каких либо судебных дел (около 100 стихов).

2. Нормы, в которых имеются лишь косвенные заключения по какому либо виду правоотношений (около 150 стихов).

В Сунне содержаться придания о решениях и наставлениях пророка, сохранившиеся в памяти учеников (приблизительно 4500 приданий), где сформулированы правила религиозного культа и нормы взаимоотношений между мусульманами.

Третий источник мусульманского права – Фетва. Это толкования шариата, данное крупными мусульманскими законоведами и представителями высшего духовенства на основе судебных прецедентов. Однако в начале 11 века было запрещено толковать Коран и Сунну в юридической области.

Четвертый источник – это Адаты. Адаты – это правовой обычай. Он мог приниматься только в случаях, когда то или иное отношение не было урегулировано Кораном, Сунной, Фетвой.

Пятый источник мусульманского права – Кануны. Это были постановления халифов.

Четвертый и пятый источник не являлись официальными источниками права, однако в реальности они сыграли определенную роль в формировании мусульманской правовой системы.

Уже в средние века мусульманское право приобретает нечеткое деление на основные отрасли:

  1. Право личного статута. Основные институты этой отрасли: брак, развод, завещание, наследование по закону, обязанности по воспитанию детей, ограничение правоспособности.

  2. Муамалат, который регулировал вопросы собственности, различные виды сделок, порядок исполнения обязательств и т.п.

  3. Уголовное право.

  4. Судебно-процессуальное право.


Право личного статута.


Право личного статута представляет собой наиболее развитую отрасль, поскольку в личном и семейном праве содержаться нормы ритуального и религиозного поведения, считающиеся самыми важными в мусульманском праве. Основным субъектом мусульманского права является семья. Власть главы семьи – неограниченная и все члены семьи были обязаны ему подчиняться. В Коране официально закреплено второстепенное положение женщины в обществе. В качестве основных субъектов брачного договора признаются мужчина (жених) и родители невесты. Главным условием заключения брака являлось согласие сторон, которые договорились о размере выкупа. Разновидностью мусульманского права являлся принудительный брак, при котором достаточно согласие только родителей. Другим необходимым условием при заключении брака признается социальное равенство сторон мусульманского вероисповедания, личная свобода, физическое здоровье, наличие источников существования у супруга. Возраст вступления в брак – достижение половой зрелости. В мусульманском праве запрещается женщинам мусульманкам выходить замуж за неверного (не мусульманина). Брак заключался в мечети муллой в присутствии 2-х свидетелей мужчин. Вместо 1 мужчины могли свидетельствовать 2 женщины. Регистрация брака в письменной форме была необязательной.