ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 625

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Особая жестокость наказаний, широкое применение смертной казни.

  2. В праве закреплялась социальное неравенство различных категорий лично свободного населения.

  3. Право закрепляло патриархальные отношения в семье и неограниченную власть главы семьи.



Вавилон


Междуречье двух рек – Тигра и Евфрата (Месопотамия или Междуречье) – это регион, где одним из первых появились государства и правовые системы. Первые города-государства появились в этом регионе на рубеже третьего-второго тысячелетия до н.э. Ко времени возникновения Старовавилонского царства (20-17 века до н.э.) в Месопотамии сменилось немало государств-гегемонов, но объединить всю Месопотамию удалось только царь города Вавилон («Врата Бога») – Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 до н.э. Он создал обширную державу, которая простиралась от Персидского залива до Сирии. Распад единого государства в Месопотамии произошел в 1595 году до н.э., а в 538 году до н.э. его завоевывают персы.


Государственный строй Вавилона.


Верховная власть принадлежала правителю (царю). Его власть имела государственный и религиозный характер. Он был также верховным военоначальником. Со старовавилонского царства власть стала передаваться по наследству. Правитель дворца и первый помощник царя был «Мубанда», который выполнял важные общегосударственные функции. Он организовывал и контролировал общественные работы, управлял дворцовым хозяйством, ведал сбором налогов, участвовал в организации проведения военных походов. Страна делилась на области, которыми управляли царские чиновники – «Шуканакум». Их главными задачами были: сбор налогов, организация государственного хозяйства и суда. Они контролировали деятельность главных городских и сельских общин, которые назывались «Рабианум». В это время сохранялись общинные собрания, которые были урезаны неограниченной царской властью, но обладали следующими функциями:

  1. Административная (управление общинной землей).

  2. Полицейская (поддержание порядка под страхом коллективной ответственности перед царем).

  3. Финансовая (совершение денежных операций в интересах общины).

  4. Судебная (суд общины).

Вавилон, являясь деспотичным государством, имел ряд особенностей:

  1. Царская власть не была абсолютно деспотичной, так как:

  • сохранялось общинное самоуправление;

  • центральной власти не удалось подчинить ряд племен, поэтому она шла на компромиссы, и предоставляла племенам особые привилегии;

  • хотя царская власть обожествлялась, сам царь не приравнивался к Богам и даже не был верховным жрецом;

Царская власть опиралась на армию. При Хаммурапи была создана централизованная судебная система.


Законы царя Хаммурапи.


Законы царя Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. Структурно они делятся на введение, основную часть, включающую 282 статьи, и заключение.

Основные черты законов Хаммурапи:

  1. Сохранение пережитков древних обычаев.

  2. Казуистичность.

  3. Примитивность правовой техники.

  4. Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.

  5. Отсутствие деления на отрасли права.

  6. Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.

  7. Формализм и символизм правовых норм.

  8. Наличие объективного вменения, то есть возложение ответственности на невиновного. Например, если обрушился дом и погиб сын хозяина, то надлежало убить сына строителя.


Статьи с первой по пятую посвящены наиболее тяжким преступлениям.

С 6 по 25 – охране собственности царя, храмов, царских слуг и общинников.

С 26 по 41 – имуществу и службе воинов.

С 42 по 88 – операциям с недвижимостью.

С 89 по 126 – другим торговым и коммерческим операциям.

С 127 по 195 – семейному праву.

С 196 по 214 – умышленным и неумышленным телесным повреждениям.

С 214 по 282 – операциям с движимым имуществом, имущественному и личному найму.


Правовое положение основных категорий населения.


Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:

  1. «Авилум» (в переводе – «человек» или «сын человека»).

  2. «Мушкенум» (в переводе – «покорный»).




«Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме. Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса:

  1. Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

  2. Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.

«Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом. Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.

В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались «Вардум». Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.


В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:

  1. Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум».

  2. Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум».

Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.


Регулирование имущественных отношений.

Важнейшим субъектом права собственности на землю были царь, храмы, общины и частные лица. Царские и храмовые земли объединялись в единую систему государственных земель. Из этого фонда участками наделялись должностные лица и воины. Эти земли являлись владением целевого назначения и царь мог в любой момент их отнять.

Рабы являлись объектом собственности, но поскольку они были ценными работниками, то право собственности на рабов энергично охранялось законами.

Если человек нанес телесные повреждения рабу другого человека, то должен возместить хозяину половину стоимости раба, а если в результате операции умирал раб, то врач обязан был возместить раба за раба. Таким образом, законы рассматривали телесные повреждения или убийства рабов как имущественный вред, нанесенный хозяину.

Законы Хаммурапи защищали и частную собственность. Нанесение вреда чужому имуществу влекло за собой возмещение. Кража имущества дворца или храма возмещалась в тридцатикратном размере, а имущества мушкенума в десятикратном размере.


Обязательственное право.


В законах Хаммурапи выделялось два вида обязательств:

  1. Вытекающие из деликта, то есть причинение вреда.

  2. Вытекающие из договора.

Субъектом обязательств и сделок могли быть только полноправные хозяева.

Виды договоров:

  1. Договор купли-продажи. Договор оформлялся в письменном виде, где указывался объект купли-продажи, цена и обещание не оспаривать сделку.

  2. Договор займа. Договор порождал обязанность для должника вернуть долг в срок и уплатить проценты (до 35% годовых). Государство стимулировало ростовщительство торговцем. Так, ссуда, взятая у торговца, возвращалась в двойном размере. Несостоятельный должник отдавал в долговую кабалу (по сути, в рабство) членов своей семьи.

Хаммурапи, в связи с закабалением значительной степени свободных людей, ввел следующие ограничения:

  • долговая кабала ограничивалась тремя годами;

  • для договора займа устанавливался предельный процент (серебро – 20%, хлеб – 33,5% годовых).

  • Устанавливалась возможность неуплаты долгов в случае войны или стихийных бедствий, уничтоживших урожай.

  1. Договор аренды земельных участков. Арендатор земли обычно выплачивал 1/3 урожая с поля и 2/3 урожая с сада. Срок аренды – от одного года до пяти лет.

  2. Договор личного найма. Нанимались работники, имеющие силу, навыки. Устанавливалась фиксированная плата и наказание за некачественное выполнение договора. Некачественная работа каралась высокими штрафами, а не уплатившего разрывали с помощью скота.



Брачно-семейные отношения.


Брачно-семейным отношениям в законах Хаммурапи посвящено более 70 статей. Это было не случайно, так как семья была важнейшей общественной единицей, которая была связана через главу семьи с общиной и государством. Заключение брака оформлялось договором, как правило устным. Письменные договоры заключались тогда, когда оговаривались особые условия. Договор заключался между родителями жениха и невесты, а согласие последних не требовалось. Девочек выдавали замуж в 7-8 лет. Дочери давалось приданное, которое являлось гарантией её материального положения в случае развода или смерти мужа. Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если он служил во дворце. Дети от таких браков были свободными, но в случае смерти отца половина наследства отходила к хозяину раба.

Развод допускался в следующих случаях:

1. Если жена была бездетной. В этом случае жене возвращалось приданное.

2. При расточительстве и недостойном поведении жены. В данном случае приданное не возвращалось и жену могли оставить в доме в качестве рабыни.

Муж авилум мог отдать свою жену в кабалу, если в брачном договоре она не была ограждена от такой возможности. В тоже время законы снисходительно относились к внебрачным связям мужа. Муж мог брать себе наложницу, а жена, изменившая мужу, утоплялась, а убившая мужа – сажалась на кол. Однако женщина не была полностью бесправна. Жена авилума могла распоряжаться приданным, заниматься ремеслом, торговлей. Жена могла уйти к другому, если муж попал в плен и не оставил средств к существованию, но если он возвращался из плена жена была обязана вернуться к нему. Если муж бросил семью и ушел из селения, а затем вернулся, то жена была не обязана возвращаться к нему.

Таким образом, развод для мужчины был возможен практически в любое время, а для женщины был ограничен исключительными обстоятельствами. Отношения между родителями и детьми носили также патриархальный характер. По законам Хаммурапи отец мог отдать детей в долговую кабалу, а сыну, поднявшему руку на отца, отрубали пальцы.


Наследственные отношения.


Наследственные отношения строились по принципу семейной общности, то есть завещание не допускалось. Наследование шло в пределах семьи. Сыновья получали равные доли, а дочерям выделялось приданное. Если же муж покидал семью, то был обязан выдать на воспитание детей половину имущества. В этом случае просматривается один из древнейших видов алиментных обязательств.

Преступление и наказание.


Специальная система уголовного права, то есть норм, устанавливающих круг наиболее опасных для государства деяний и влекущих за собой особую репрессию, – государственное наказание – в Вавилоне еще не сложилась. Уголовное право основывалось на двух принципах:

  1. 1. Наказуемо то, что нарушает установленный традициями порядок.