ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.12.2020
Просмотров: 1064
Скачиваний: 1
167
и
современное
состояние
компьютерных
сетей
,
а
также
их
про
-
граммного
обеспечения
мы
будем
рассматривать
в
главе
4,
а
сей
-
час
несколько
слов
скажем
еще
об
одном
важном
достижении
,
которое
в
90-
х
годах
перешло
из
разряда
экспериментальных
в
общедоступные
.
Речь
идет
о
мультимедиа
-
технологиях
.
Букваль
-
ный
перевод
слова
multimedia
— «
многие
среды
».
Имеются
в
виду
типы
объектов
,
с
которыми
имеет
дело
компьютер
.
В
пре
-
жние
времена
вариантов
было
немного
:
стандартный
компьютер
вводил
,
обрабатывал
и
выводил
только
строки
символов
или
не
-
подвижные
картинки
,
на
большее
не
хватало
ни
мощности
про
-
цессора
,
ни
объема
памяти
,
ни
возможностей
устройств
вввода
-
вывода
.
Однако
в
последние
годы
эти
характеристики
достигли
такого
состояния
,
что
появилась
возможность
существенно
рас
-
ширить
класс
обрабатываемых
объектов
.
Прежде
всего
компьютер
перестал
быть
глухонемым
,
прими
-
тивные
пищалки
уступили
место
современным
звуковым
кар
-
там
,
которые
представляют
собой
,
по
-
существу
,
специализиро
-
ванные
компьютеры
с
собственными
микропроцессорами
,
пред
-
назначенными
для
обработки
звуковых
сигналов
.
Разработка
таких
устройств
потребовала
глубоких
теоретических
исследо
-
вания
в
области
акустики
и
физиологии
слухового
восприятия
,
в
результате
были
разработаны
способы
представления
звуко
-
вой
информации
и
стандарты
на
аудиофайлы
,
которые
позволи
-
ли
практически
без
потери
качества
хранить
,
обрабатывать
и
вос
-
производить
музыкальные
записи
большой
длительности
.
Еще
большие
успехи
были
достигнуты
в
части
обработки
движущихся
изображений
.
Проблема
здесь
в
том
,
что
простое
воспроизведение
каждого
кадра
«
по
точкам
»
порождает
такой
объем
данных
,
с
которым
даже
современные
процессоры
не
мо
-
гут
справиться
в
режиме
реального
времени
.
Лишь
в
середине
90-
х
годов
совместными
усилиями
математиков
,
программистов
и
инженеров
—
разработчиков
видеокарт
были
созданы
методы
сжатия
и
представления
изображений
,
позволившие
уменьшить
объем
вычислений
в
тысячи
раз
и
сделать
видео
доступным
сред
-
нему
персональному
компьютеру
.
Тотчас
же
на
прилавки
мага
-
168
зинов
хлынул
поток
видеоигр
,
других
развлекательных
и
обучаю
-
щих
программ
,
которые
в
полной
мере
использовали
новые
воз
-
можности
компьютера
.
Новый
импульс
развитию
мультимедиа
дал
Интернет
.
В
ми
-
ровой
паутине
образовалось
множество
узлов
с
архивами
музы
-
кальных
произведений
,
видеороликов
.
Появились
технологии
по
-
токового
аудио
,
когда
радиостанции
переводят
свои
передачи
в
цифровую
форму
и
посылают
через
сеть
всем
желающим
.
Люби
-
тели
экзотики
могут
воспользоваться
услугами
«
живого
видео
»:
в
самых
живописных
местах
планеты
установлены
видеокамеры
,
которые
непрерывно
передают
в
Сеть
пейзаж
с
видом
на
гору
Фуд
-
зияма
,
панораму
Елисейских
полей
в
Париже
или
внутренний
вид
аквариума
с
плавающими
рыбками
.
В
результате
многие
люди
стали
покупать
домашние
компьютеры
совсем
не
для
вычисле
-
ний
,
а
для
доступа
к
различным
мультимедийным
информацион
-
ным
ресурсам
.
Объективно
происходит
процесс
слияния
элект
-
ронных
средств
массовой
информации
—
радио
и
телевидения
—
с
мировой
компьютерной
сетью
в
единую
информационную
супермагистраль
.
Думается
,
это
произойдет
совсем
скоро
—
в
первые
десятилетия
нового
XXI
века
.
Замечание
о
промышленных
стандартах
Проблема
стандартизации
на
компьютер
-
ном
рынке
является
принципиальной
,
сейчас
самое
время
сказать
о
ней
несколь
r
о
слов
.
Только
в
далеком
прошлом
про
-
граммы
были
абсолютно
автономны
и
загружались
в
чистую
па
-
мять
.
Любая
современная
программа
функционирует
в
среде
дру
-
гих
прграмм
,
обменивается
с
ними
данными
и
передачами
управ
-
ления
.
Поэтому
для
каждой
технологии
существует
множество
ус
-
ловий
,
соглашений
,
рекомендаций
,
обеспечивающих
такое
взаи
-
модействие
.
Некоторые
наиболее
важные
соглашения
оформле
-
ны
юридически
как
международные
и
национальные
стандарты
.
К
ним
относятся
,
например
,
стандарты
ISO — International
Standard Organization, ITU — International Telecommunication Union,
ANSI — American National Standard Institute (
США
),
государствен
-
ные
стандарты
России
и
СНГ
(
ГОСТ
)
и
др
.
Такими
стандартами
169
закреплены
международные
кодировки
символов
,
описания
наи
-
более
употребительных
языков
программирования
,
форматы
и
процедуры
обмена
данными
в
сетях
и
т
.
д
.
Другие
рекомендации
не
носят
обязательного
характера
,
но
действуют
как
промыш
-
ленные
стандарты
de facto,
то
есть
признаются
производителя
-
ми
добровольно
под
страхом
потерять
свое
место
на
рынке
,
если
их
продукция
не
будет
вписываться
в
общепринятые
нормы
.
Ес
-
тественно
,
каждая
фирма
хочет
,
чтобы
ее
технические
решения
стали
общепризнанными
,
тем
самым
она
выигрывает
время
и
отрывается
от
конкурентов
.
Однако
навязать
свои
мнения
рын
-
ку
не
так
-
то
просто
,
это
удается
только
монополистам
,
да
и
то
не
всегда
(
вспомним
,
как
фирма
IBM
пошла
против
течения
,
предложив
нестандартные
решения
в
компьютерах
PS/2,
и
что
из
этого
вышло
).
Поэтому
на
современном
компьютерном
рынке
идет
непрекращающаяся
война
промышленных
стандартов
:
воз
-
никают
коалиции
одних
фирм
против
других
,
недавние
против
-
ники
превращаются
в
союзников
и
наоборот
;
акулы
рынка
за
баснословные
деньги
скупают
мелкие
фирмы
,
предложившие
перспективные
решения
.
170
3.2.
Языки
и
системы
программирования
В
этом
параграфе
мы
более
подробно
познакомимся
с
историей
создания
и
основными
концепциями
наиболее
известных
высоко
-
уровневых
языков
программирования
.
Предыстория
Первая
попытка
осмыслить
эту
проблему
была
предпринята
гениальным
Конрадом
Цузе
,
когда
он
,
работая
в
одиночку
в
разрушенной
послевоенной
Германии
,
при
-
думал
язык
Plancalcul.
Не
рассчитывая
увидеть
свой
язык
реализо
-
ванным
,
Цузе
писал
: «Plancalcul
родился
исключительно
как
резуль
-
тат
теоретической
работы
,
без
всякой
связи
с
тем
,
появится
или
нет
в
обозримом
будущем
машины
,
подходящие
к
программам
на
Plancalcul».
Тем
не
менее
Цузе
написал
множество
фрагментов
про
-
грамм
на
языке
,
причем
не
только
вычислительных
,
но
и
чисто
ло
-
гических
,
включая
программу
игры
в
шахматы
.
К
сожалению
,
это
достижение
немецкого
ученого
,
как
и
другие
его
работы
,
остались
незамеченными
и
невостребованными
.
Только
в
1972
году
работа
Цузе
с
описанием
языка
была
издана
целиком
.
Эта
публикация
зас
-
тавила
специалистов
задуматься
над
тем
,
какое
влияние
мог
бы
ока
-
зать
Plancalcul
на
развитие
язы
-
ков
програмирования
,
будь
он
широко
известен
раньше
.
Исключительно
важную
роль
в
становлении
теории
программирования
на
ранней
ее
стадии
сыграл
патриарх
отечественной
кибернетики
А
.
А
.
Ляпунов
.
Он
предложил
формальную
запись
програм
-
мы
в
виде
операторной
схемы
и
прочитал
в
1952/53
учебном
году
в
стенах
МГУ
первый
в
СССР
курс
программирова
-
М
.
Р
.
Шура
-
Бура
и
А
.
П
.
Ершов
171
ния
.
На
основе
операторной
схемы
М
.
Р
.
Шура
-
Бура
и
ученик
Ляпу
-
нова
А
.
П
.
Ершов
в
1954-56
годах
создали
первые
компиляторы
(
они
назывались
тогда
программирующими
программами
)
для
ЭВМ
БЭСМ
и
«
Стрела
».
Как
уже
отмечалось
,
пик
интереса
к
языками
системам
автома
-
тизации
программирования
и
приходится
на
1960-
е
годы
,
за
это
и
последующие
десятилетия
их
было
придумано
несколько
сот
или
даже
тысяч
.
Подобно
живым
языкам
человеческого
общения
,
ис
-
кусственные
языки
программирования
находятся
друг
с
другом
в
родственной
связи
,
они
рождаются
от
некоторых
предков
,
развива
-
ются
и
умирают
.
На
рисунке
изображена
схема
эволюции
избранных
языков
про
-
граммирования
в
виде
генеалогического
дерева
,
развернутого
ко
вре
-
мени
.
По
оси
абсцисс
отложены
годы
,
каждая
горизонтальная
линия
соответствует
истории
возникновения
и
развития
некоторого
языка
,
а
стрелками
показаны
идейные
связи
.
В
следующих
коротких
историях
эта
схема
раскрывается
более
детально
.
Кстати
,
о
написании
названий
языков
.
В
литературе
встречаются
самые
различные
варианты
—
и
маленькими
буквами
,
и
большими
,
и
латиницей
,
и
кириллицей
.
Пос
-
ле
оживленной
дискуссии
признано
правильным
написание
их
как
имен
собственных
—
строчными
буквами
с
заглавной
.
Бессмертный
Fortran
Прародителем
всех
языков
программиро
-
ваания
вляется
Fortran — FORmula TRANslator.
Судя
по
самому
названию
,
он
первоначально
предназначался
для
программировании
чисто
вычислительных
задач
.
Язык
был
разработан
в
фирме
IBM
по
руковод
-
ством
Джона
Бэкуса
(Backus, John;
р
.
1924).
Идея
появилась
в
1954
году
,
а
пер
-
вая
реализация
компилятора
для
IBM 704
выполнена
в
1957
году
.
Компилятор
по
-
ставлялся
бесплатно
вместе
с
ЭВМ
,
это
обусловило
его
вы
c
окую
популярность
Джон
Бэкус