Файл: Педагогическая антропология шпоры ВСЕ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.12.2020

Просмотров: 542

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Педагогика:

· как наука - это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

· наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

· наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

По происхождению термин педагогика в дословном переводе - детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

Объект педагогики - воспитание в широком смысле.

Предмет педагогики - система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман).

Основными функциями педагогики как науки являются: описательная, объяснительная, преобразовательная, прогностическая (Способы установления, составления прогнозов.), воспитательная.



15.Этапы становления и развития личности ребенка. Роль и значение кризисов



Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.


На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.



После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.



КРИЗИСНЫЕ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии.

Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.


Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций

(усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать.

Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее "распылению" или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл

"работа – рождение детей – отдых", чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в "интересе к следующему поколению и его воспитанию". Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.



16. Первые этапы становления и развития личности ребенка. Роль учителя.



Младенчество. Ребенок приобретает большинство функций, интенсивно развивается. Вес утраивается, рост удваивается. До 1 года общение носит интимно – личностный характер. После кризиса 1 года меняется социальная ситуация развития. Ребенок начинает ползать, ходить. Ведущий вид деятельности – манипулятивно – манипулятивный. Появляется автономная речь ( использует арсенал звуков, имеющихся у ребенка. Автономную речь нельзя поддерживать, а нужно исправлять. Нужно читать книги, учить стихи.) В этом возрасте запоминается лишь то, что ярко, интересно, т.к. память носит непроизвольный характер. Очень полезно рисовать и лепить из пластилина – развивается мелкая моторика, которая напрямую связана с развитием мозга.

Собственно детство. Ведущий вид деятельности – игра. Типы игры: 1) способствующие физическому развитию. Все, что р-к усваивает в этом возрасте, вырабатывается на уровне бессознательного. Действенный пример родителей более эффективен. 2) игры, направленные на социальное развитие. Игра в детский сад, больницу, школу. Играю в то, с чем знакомятся (пожарника,) как бы примеряя все роли на себя. Игры помогают установить субординацию между собой. У детей появляется потребность общения со сверстниками. У детей появляются товарищи. В игре сразу видны способности детей – лидер, подчиняющийся, организатор. 3) игры на интеллектуальное развитие. Хорошо совмещать интеллектуальные игры с играми на физ развитие. (съедобное-несъедобное). Чтение необходимо для интеллектуального развития. Пересказывание развито еще плохо. Таким образом надо стимулировать речь, память. Зная много стихов, ребенок знает много речевых оборотов. Нужно стимулировать их использование, предлагая вспомнить как было в стихотворении. Возраст 3 лет рассматривается как кризисный период, это момент, когда ребенок начинает выделять себя в мире людей, когда происходит открытие своего собственного «Я», ребонок отстаивает свои интересы и желания или наоборот становится плаксивым. В этот период жизни у взрослого появляется возможность приучать ребенка к саморегуляции и самооценке своего поведения.


Появляется масса возможных развлечений (театр, кино, цирк). Во всем ребенку очень важно сопереживание. После спектакля нужно обсудить что было хорошо, что плохо. Тогда это запомнится. К 4-5 г игры усложняются. Сначала ребенок просто усваивает роли, потом появляется сюжетно – ролевая игра, переход от прямого сюжета к игре по правилам.

В дошкольном возрасте закладываются такие качества как доброжелательность, оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность и т.д. Ребенок начинает усваивать правила поведения в общении со сверстниками и «чужими» взрослыми. Формируются первые оценочные суждения. Возможно проявление эмоциональных привязанностей, проявление чувства симпатии и антисимпатии.



17. Проблема подготовки ребенка к обучению в школе

В 6/7 лет ставится вопрос готовности ребенка к школе. Готовность ложна быть: интеллектуальная (общее интеллектуальное развитие ребенка), социальная (умение общаться, определять вое место в коллективе, различать общение между учителем, детьми и родителями) и психологическая (адекватная самооценка). Нужно вырабатывать адекватную оценку других людей, произвольность речи, памяти, внимания.

У младших школьников обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Развитие связанное поступлением ребенка в школу, что вызывает необходимость адаптации в ней. Успеваемость и дисциплина выступают важным критерием оценочных суждений. Одна из важных особенностей – авторитет учителя. Ребенок относительно легко может изменять свои оценки под влиянием авторитета учителя. Еще одна особенность - интуитивное принятие ценности знания.3-яя особенность – их стремление к совместной деятельности. Дружба младших школьников основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайно возникающих интересов(сидят за одной партой, живут в одном доме и т.д.) Они способны высказывать личные мнения, суждения по поводу конкретных событий, давать оценку поведения как собственному, так и товарищей. Проявляют готовность для понимания смысла общественных норм и требований, к-ые предъявляют к ним. Процесс РЛ млад.шк. хар-ся «потерей детской непостредственности». Это прежде всего приобретение ребенком новых характеристик его поведения, формирование к-х становится возможным с принятием новой соц.роли ученика и освоением новых прав и обязанностей, обусловленных новой соц.ролью.



18. Подростковый возраст

Общение в подростковом возрасте приобретает самостоятельный вид деятельности, отодвигая на второй план учебу. Характерно снижение авторитета старших, учителя, важным становится авторитет товарищей. Именно в детской среде подросток имеет возможность реализовать ощущение собственной значимости. В общении со сверстниками подросток обнаруживает сходство в новых потребностях, стремлениях, переживаниях, требованиях в отношении к старшим. В этом возрасте их волнуют ценности, которые близки более сверстнику, чем взрослому. В общении подростков появляются личные отношения, которые специфичны для взрослых. Они начинают различать: товарищи, близкие товарищи, близкий друг. Повышается роль нравственного компонента. В общении высоко ценятся такие качества как: уважение, равенство, верность, помощь товарищу, смелость, честность и т.д.У них проявляются умения сравнивать, анализировать поступки товарищей, видеть их этическое содержание. Необычность, уникальность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор. Большую тревогу вызывают подростки, которые оказались не принятыми или «отвергнутыми» в классе. Половая идентификация – одно из направлений развития чувств взрослости. Все изменения, которые происходят в развитии личности подростка, требуют изменения и в системе взаимоотношений с взрослыми. У подростка проявляется стремление быть взрослым, но нет навыков проявления своей взрослости и сам подросток это хорошо понимает. Нежелание или неумение взрослого найти подростку новое место рядом с собой или тормозит его развитие или оно приобретает нежелательные варианты и формы проявления.


19. Старшие школьники. Проблема самоопределения

В юношеском возрасте общение играет важное воспитательное значение. Чувство взрослости трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самоуважения, которое проявляется в стремление выработать сою индивидуальность. В общении удовлетворяется потребность в признании своей личности, индивидуальных особенностей, своей непохожести на других. Для юноши становится важным чувствовать себя нужным в группе, иметь в ней определенный престиж и авторитет. Особое место занимает уединение, своеобразная форма общения с самим собой. Завоевание личностью внутренней свободы – один из путей к свободе от группы. В юношеском возрасте усиливается потребность в дружбе. В основе которого лежит потребность в понимании другого и себя другими, а также в самораскрытии. Дружба может приобретать новое качество: возникает первая влюбленность. У девушек, в связи с их ранним созреванием, потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков, а потому их интерес первоначально направлен на ребят постарше. У юношей возникает необходимость выработать «мужскую» линию поведения в общении с девушками, т.к. юношам принадлежит инициатива ухаживания. Большие трудности испытывают те, которые «запаздывают» в своем развитии: имеют низкий рост, «щуплое» телосложение. Возможны и негативные последствия развития личности в этой ситуации: замкнутость, проявление комплексов неполноценности и т.д.

Новообразование – любовь.



20. Псих-пед хар-ка личности ученика


Схема псих-пед характеристики личности ученика.
Общие сведения.
Фамилия, имя. Дата рождения. Класс, общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.
Учебная деятельность.
1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам). 2. Общее умственное развитие (кругозор, начитан-ность). 3. Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению). 4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления. 5. Развитие мышления (отли-чает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обоб-щать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения). 6. Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет инте-рес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности). 7. Умение учиться (соблю-дение режима дня, организованность, умение само-стоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее).
Труд.1. Отношение к труду, любит ли трудиться и что именно привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы. 2. Организо-ванность и дисциплинированность в труде. 3. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям? 4. Какие виды труда предпочитает?
Общественная деятельность и активность.
1. Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно). 2. Интерес к общественной жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли обществен-ные события с учителями и товарищами). 3. Какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические, никаких не имеет) и как их выполня-ет?
Направленность личности учащегося и специальные способности.
Интересы (перечислить, чем интересуется учащийся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности). 2. Отметить, есть ли особен-ные способности к какой-либо деятельности (музы-ке, рисованию…), в чём они проявляются. 3. О чём мечтает и что намеревается делать в будущем
Дисциплинированность.
1. Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость). 2. Выполнение тре-бований взрослых (выполняет охотно или по прину-ждению, часто ли отказывается выполнять требова-ния и какие). Отметить наиболее типичные наруше-ния дисциплины.
Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.
1. Положение в коллективе. 2. Отношение к товари-щам по классу. 3. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?). 4. Отношение к воспи-тателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).
Особенности характера и темперамента.
1. Ярко выраженные положительные и отрицатель-ные черты характера: а) черты направленности лич-ности (по отношению к людям, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.); б) волевые черты характера (настойчивость, самостоя-тельность, упрямство, лёгкая внушаемость, уступчи-вость и т.д.). Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное), чем вызываются смены настроения.
Общие психолого-педагогические выводы.
Основные достоинства и недостатки формирую-щейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, отсутствие навыков работы и т.д.).
Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей работы с учащимися.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧ-Е УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКА.
Предлагаемый план изучения школьника надо рассматривать в качестве ориентировочного. План может по отдельным своим частям изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, если характеристика составляется на слабо успевающего ученика, то, естественно, всё, связанное с данным фактом, должно быть предметом особого внимания.
рекомендуется постепенно накапливать материал об особенностях личности изучаемого школьника. Для этой цели лучше всего завести дневник, в котором отмечать все, связанное с занятиями и поведением ученика. На страницах дневника в первой графе ставится дата, во второй описывается тот или иной факт поведения ученика, в третьей даётся объяснение (истолкование) факта с указанием непосредственной причины, его вызвавшей.
Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позво-ляет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод изучения продуктов деятельности, эксперимент.
Характеристика ученика не должна быть односторонней. При многих недостатках в личных качествах ученика у него найдутся и положительные черты. И, наоборот, при многих личных достоинствах есть и какие-то недостатки, которые надо заметить и оценить.
Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на положительные особенности личности школьника, развивая и укрепляя их, преодолевать недостатки.
Характеристика школьника не будет полноценной, если не познакомиться с условиями жизни и воспитания детей в семье. Неоднократно беседуя с родителями школьника и лично наблюдая домашний уклад жизни семьи, можно составить довольно правильное представление о положительных и отрицательных сторонах семейного воспитания ребёнка.
Характеристика должна быть насыщена конкретными сведениями о действиях и поступках ученика.