ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.12.2020
Просмотров: 341
Скачиваний: 1
Реб обучается, развиваясь, и развивается, обучаясь.Соц-я - проц формир-я личности в определ соц усл-ях, проц усвоения чел-ом соц опыта, в ходе кот чел преобраз его в собств ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему повед-я те нормы и шаблоны, кот приняты в данной группе и общ-ве. Проц соц-ии включ освоение к-ры человеческих отношений и обществ опыта, соц норм, соц ролей, новых видов деят-ти и форм общения. Понятие соц-ии более широкое, чем понятие «воспитание». С. не = восп.
42 Развитие отеч образования
в конце 20 - начале 30г. г. -1 период. Развивалась интенсивно, Изучение личности педагога велось:
в области анатомо-физиологических характеристик, в области интеллекта, рецепторов, моторики, в научной организации труда, подготовки и повышения квалификации.
Исследования соматической, двигательной, интеллектуальной сфер дали обширный материал существующих требований в пед. Д о типичных проф. заболеваниях педагогов (проф. травматизм). Начало исследованиям положили высказывания Н. К. Крупской об учителе.
Важнейшим качеством педагога Крупская считала творческий подход к образоват. процессу. Недопустимы фальшь и неискренность, необходимо единство слова и поступка учителя.
" Крупская требовала знания детской психологии. Луначарский: педагог д/б самым универcальным и самым прекрасным человеком в государстве, т. к. он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил". "Педагог должен осущ-ть в себе ч/кий идеал". П. П. Блонский. "Педагоги д/б воспитанными и образованными людьми, д/постоянно самосов-ся".
С. Т. Шацкий: "Самая важная идея, которая д/б понята учителем - это эволюция пед. дела, эволюция работы и искание формы, путей, методов, связей, причин и следствий пед. явлений, тесно связанных друг с другом".
Пед. Д д/б живой, переходящей из одной формы в другую, д/б ищущей".
в середине 30-х годов - II период.
Вопрос о разработке профессиографических проблем пед. труда был снят, но изучение личности педагога и его профессии продолжалось, анализ конкретного пед. опыта увеличивался Затем осветились проблемы авторитета учителя, проблемы пед. мастерства (пед. такта).
Большое значение в педагогике имели Макаренко, Сухомлинский:"Ни один учитель не м/б универсальным воплощением всех достоинств.
В послевоенные годы: В целом в этот период опред. затишье. Целостной системы научно-обоснованных требований к професии и личности учителя не было.
в конце 50 - начале 60 г. г. - III период.
Новый подъем: появление крупных монографий, сложнее и строже методики исследований. Используется сравнительная критика, выводы по экспериментальным данным, разработка проблем учителя на основе анализа структуры пед. Д и закономерностей воспит. процесса.
Общие закономерности профессиональной подготовленности и формирования личности учителя. (Сластенин, 1976).
В последние десятилетия намечается переход к разработке теоретических проблем пед. образования (т. е. из описательной в объясняющую).
14.Урок- осн форма обуч, кая хар-ся: рамки во врем, пост состав, на изуч 1 тему, творец и организатор -У. Классиф: изуч нов матер, совершенств ЗУ, обобщения, комбинир, контр и коррекц. Комбинир: (распр) жесткая структ (3-4 мин – организ мом, 12-15 – проверка зн, 15-20 – изуч нов мат, 5- закрепл, 1- д/з). Нов матер: цель- передача объемн матер; структ: организ начало, постановка целей и задач, объясн нов, Д/з с коммент, подвед итогов. Совершенст: организ, цели и задчи, упр, подвед итогов, Д/з с коммент, коррекция зн. Обобщ: цель- научить переносить приобрет опыт в нов усл и сит; организ, цели задчи, повтор матер (дискусс, беседа). Конт-ля: цель- насколько усвоили; организ, цели задчи, оценивание у. Цель урока- у-кам ее надо объясн, она д/б целью у. У сами должны формулир цели урока.
К нетрадиц формам орг-и урока относ: урок-лекция, у-беседа, кино-урок, урок смешанный (соч-е разл видов урока), у-ролевая игра (урок-конкурс деловых людей, интервью, поле чудес и т.д.). Нетрадиц-му уроку присуща вариативность структуры, он основан на творч-ве, импровизации, взаимодействии уч--ка и уч-ля при их увлечённости совместной творч деят-ю. Такие уроки развив мышление, оперативную деят-ть, вырабатывает умение действ-ть. Возм-ти модернизации урока связаны с сочетанием традиц-х и нетрадиц-х форм урока
40.Концепция происхождения воспитания.
Воспитание – явление общественной жизни. В первобытнообщинном строе – коллективное воспитание. В родовой общине семейное воспитание. Материнское воспитание было главенствующим.
Сложение общества: необходимы люди, которые специально занимаются воспитанием. Здесь возникает разделение на тех, кого учить и тех, кому учить. Возникает расслоение общества: разделение воспитания богатых и бедных. В наиболее развитых странах существовали определённые обобщения, но это всё ещё в пословицах. Воспитание носит более жёсткий характер. В период рабовладельческого строя идёт осмысление педагогической мысли.
Древнегреческая философия – колыбель педагогического воспитания: спартанское и афинское воспитание. Афинское отличалось от спартанского: музыка, пение, грамматические школы. Спартанское – жестокое, афинское – гуманитарное. Афинское послужило основой для развития гуманистического воспитания. Родоначальник педагогики в древней Греции – Сократ. Он изобрёл майевтику – искусство ведения спора – с помощью наводящих вопросов добиваться истины.
Платон организовал собственную школу, где читал лекции – Платонова академия. Идеи воспитывающего обучения. Воспитание – важный фундамент в последующей жизни. Между наставником и учеником должны быть тесная духовная связь – платоническая любовь.
Аристотель Воспитание должно быть государственным. Сформулировал принципы воспитания. Большое внимание уделял нравственному воспитанию. Впервые говорил о единстве нравов и физического воспитания. Человек обладает растительной, разумной и животной душой.
В средневековье воспитанием занимались служители церкви. В основе – зубрёжка. Принцип – дисциплина. В духовной жизни господствовала религия. Дети феодалов получали рыцарское образование.
Добродетелей рыцарского образования:
1. Умение ездить верхом. 2. Плавание. 3. Метание копья. 4. Складывать стихи и петь песни.
В эпоху возрождения возникает идея о всестороннем и гармоничном развитии личности. Витторино де Фильтре, Рабле, Монтень (критиковали зубрёжку, выступали за свободу личности). Эразм Роттердамский – воспитание с колыбели. Монтень:– человек – наивысшая ценность. Он предпочитал снять перед богом шляпу, а не стать на колени. В 1623 Бэкон обозначил педагогику как науку. Родоначальник Ян Амос Каменский «Дидактика» 1654. Он всё обобщил. Ввёл перемену, каникулы, экзамены.Локк обращал больше внимания на проблему воспитания. Изложил свои взгляды на воспитание джентльмена.
Ж.Ж. Руссо основал идею свободного воспитания. Надо детям предоставлять полную свободу и надо идти за их способностями, развивать их самостоятельность. Знания надо добывать не из книг, а из жизни. Надо учить тому, что интересно. Надо развивать активность, самостоятельность, наблюдательность. Песталоцци: цель обучения – формирование человечности в гармонии всех сил и способностей человека. Он является основоположником начального обучения. Он разработал методику обучения счёту, речи. Основной труд – «Лингарт и Гертруда». И. Гербарт. Считается родоначальником дидактики. Разработал и заговорил о воспитывающем обучении: организация (организующая) дисциплины. Предложил
практические способы нравственного воспитания:
1. Сдерживающий 2. Направляющий 3. Нормативный 4. Взвешенно ясный
5. Морализаторский 6. Увещевающий
Дал новое определение методов обучения: описательного, аналитического, синтетического.
А. Дистервег. Обосновывал основные принципы самодеятельности (это решающий фактор), природосообразности, культуросообразности.
В России:
С. Полоцкий: открыл славяно-греко-латинскую школу. Воспитывал царских детей. Фактор – пример родителей и учителей. Выступал против теории врождённых идей.
Ломоносов: «Риторика», «российская грамматика».
Н. И. Новиков – первый журнал «Детское чтение для сердца и разума». У детей надо воспитывать любовь к труду.
Л. Н. Толстой: организовал школу. Не противостоял интересам ребёнка. Написал «Азбуку». Рассматривал человека как предмет воспитания. Имел опыт педагогической работы. Стержень его теории – это идея демократизации обучения и воспитания. Развивал идею народности воспитания. Главная задача учителя – научить ребёнка учиться.
Постреволюционная Россия:
1. Крупская – развивающая мысль. Занималась вопросами самовоспитания учащихся. 2. Блонский – издал учебник педология для тестирования учащихся.
3. Шатский. 4. Макаренко – обучение в колонии имени Горького, имени Дзержинского. 5. Сухомлинский – «Сердце детям». 6. Данилов – методология педагогики. 7. Щукина – занималась формированием интереса у детей.
8. Бабанский – разработал теорию оптимизации учебного процесса.
9. Скаткин – один из создателей теории образования.
10. Загвязинский
11. Краевский