ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.12.2020

Просмотров: 338

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. контроль каждого шага

2. своевременная помощь

3. избежание неуспеваемости и отбивания интереса от учёбы.

Занимались в США: Пресси, Краудер, Скиннер

Занимались в СССР: Талызина, Ланда, Матюшкин

Особенности:

1. Учебный материал делят на отдельные порции.

2. Учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению.

3. Каждый шаг завершается контролем.

4. Если всё сделанное верно, то идёшь дальше.

5. Если есть ошибки, то ученик получает помощь и выполняет дополнительное задание.

6. Как следствие – ученик сам осваивает материал в нужном темпе.

7. Преподаватель выступает в роли организатора, помощника и консультанта.

1. Предъявляет 1 дозу материала – Воспринимает инф-ию

2. Объясняет 1 дозу и действия с ним – Выполняет операцию по усвоению 1 дозы

3. Ставит контр. вопросы – Отвечает на ?

4.если у правильео отвечает, предъявл. 2 дозу, если нет, объясняет ошибку, возвращает к работе в 1 дозой – Переходит к след дозе или или возвращ. к изучению 1.

Достоинства: 1.мелкие дозы хорошо усваиваются, 2. темп выбирается у, 3. обеспеч. высок. рез. Недостатки: 1. не всякий материал поддается пошаговой обработке, 2. ограничение умств. Развития у репродуктивными операциями, 3. дефицит общения и эмоций.

29 Формы воспит. работы

1) определить уровень воспит-ти класса. (что хор., что плохо) 2) разработка внеклассных мероприятий. (беседы, экскурс., вечера) 3) разработка мероприятий по решению ведущей воспит-й задачи. (как повысить кач-во самост.раб) 4) офрм-ние плана воспит-й работы (по датам)

Ф-ции - формы: освобожденная, кл.рук. нескольких кл.,совмсщ.с ф-цией учителя, Авторские - история пед.насчитывает мн-во. Макаренко - теория коллектива. Сухомлинский. Пед-новаторы:80е гг. Никитин -система закаливания детей в семье. Ананашвили младшие шк. Иванов - с использованием методов коллективной творческой деятельности. Гуманистическое направление - Бондаревская. Каждый кл.рук.создает собственную систему с учетом целей, содержание, формы, методы, субъект; объект, результаты.



33.Методология педагогики.

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми фактами, для накопления и интерпретации кот. нужны научно обоснованные методы исслед.

Методология – наука о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В педагогике – совокупность теоретических положений о пед. познании и преобразовании действительности.

Под пед. исслед. понимается проц. и результат науч. деят-ти, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и мех-мах, содержании, принципах и технологиях.

Пед. исслед.: 1. Фундаментальные своим результатом им. обобщающие концепции, кот. подводят итоги теоретич. и практич. достижений педагогики.

2. Прикладные направлены на углубленное изучение отдельных сторон пед. проц.


2. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретич. положения.

Программа исслед. им. 2 раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач, формулировку осн. понятий, предварительный систем, анализ и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исслед.

Методы пед. исслед.: 1. Методы изучения пед. опыта (методы эмпирического познания пед. явл.) служат средством сбора научно-пед. фактов: наблюдение, методы опроса (беседа интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся, изучение шк. документации.

Эксперимент – спец. организованная проверка метода, приема работы для выявления его пед. эффективности.

Этапы: 1. теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта. предмета, задач, гипотез)

2. методич. (разработка методики исслед.)

3. собственно эксперимент (проведение серии опытов)

4. аналитический (колич. и кач. анализ).

2. Методы теоретического исслед.: теоретич анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы. Теоретич методы связ. с изучение лит-ры: составление библиографии, рефератирование, конспектирование, цитирование.

3. Математические и статистические методы применяются для обработки получ. Данных методами опроса, эксперимента, для установления колич. Зависимостей (регистрация, ранжирование, шкалирование)


34 ТРУДОВАЯ ШКОЛА - направление в педагогической теории и практике педагогики конца 19 в. - 1-й половины 20 в. В трудах педагогов 17-18 вв. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой деятельности в соответствии с физическими и интеллектуальными возможностями детей. И.Г. Песталоцци впервые связал мотивацию труда с природой ребёнка, а сам труд рассматривал как важнейший элемент обучающего воспитания и педагогически организованной среды. В России проблемой взаимосвязи труда и воспитания начал заниматься К.Д. Ушинский, ручной труд стал учебным предметом в народных училищах. В начале 20 в. ручной труд был введён в более чем 900 учебных заведениях России; к его преподаванию допускались лица со специальной и педагогической подготовкой, идеи Т.ш. пропагандировали сторонники свободного воспитания, Однако в условиях тяжёлого положения страны были снижены возрастные ограничения для получения профессионального образования до 15 лет, В 20-е гг была также разработана комплексная система обучения. Во 2-й половине 20-х гг. была частично возвращена предметная система преподавания при сохранении общего трудового характера школы.


35Воспитание патриотизма.

Патриотизм как кач-во личности проявл. в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить Родине. Проявлением высокого ур-ня культуры межнациональных отношений выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. С содержат. т. з. патриотич. воспит. осущ. в проц. включения у в акт. созидательный труд на благо своей Родины, формир-я бережного отношения к истории отечетва, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания готовности к установлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев и культуры этносов. Важную роль в патриотич воспит. играет организация работы по изучению гос. символов РФ. Форимир. культуры межнац. общения способ. изучение ин. яз.



36 Традиц. Обучение

Основные идеи педагогики сотрудничества. Новаторство в педагогике.

А. Ильина, Т. Гончарова, М. Шаталов, М. Щетинин.

Основные принципы новой модели.

1. Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе.

2. Активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя.

3. Идея деятельного становления призвания человека.

Изменилась структура образовательного процесса в новой модели образования. Если структура традиционного образования сводилась к следующей логической схеме: предмет – учитель – воспитанник, то в новой модели образовательного процесса стала иной: воспитанник – призвание – предмет – урок – воспитанник.

В традиционной схеме образования предмет для воспитанника задается внешними целями, не затрагивающими интерес и его мотивацию. Новая модель образования сначала связывает воспитанника с призванием, а затем мотивировано, под призвание вводится предмет, специально адресованный воспитаннику в качестве урока.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов. Название технологии было дано группой педагогов – новаторов.

Педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели. Она вся “рассыпана” по сотням книг, статей. Поэтому она считается “проникающей технологией” входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Ее характеристики:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, общеобразовательная.

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

В концепции среднего образования Российской Федерации сотрудничество практикуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Учитель – ученик.

Традиционное обучение: учитель – субъект, а ученик – объект педагогического процесса.

В педагогике сотрудничества: ученик субъект учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами.

Ученик – ученик.

Сотрудничество в отношениях “ученик – ученик” - принимает различные формы – содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества.

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями.


Принципы сотрудничества распространяются и на окружающую среду – родителей, семью, общественные и трудовые организации.





37 Содержание образования.

Одним из осн. средств развития личности и формирования ее базовой к-ры выступает содержание образ-я.

Содержание образования – педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Содержание образ-я определяется целями и задачами образ-я.

Факторы, влияющие на формирование содержания образования:

1. Заказ общества.

2. Степень удовлетворенности содержанием образования, принципы научности.

3.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их оптимальные возможности.

4. Потребности личности в образовании.

Принципы отбора содержания:

1. Принцип соответствия содержание образ-я требованиям развития общества, науки, культуры.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общ. образ-я отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию (необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения).

3. Принцип структурного единства содержания образ-я на разных ур-нях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, уч. предмет, уч. материал, пед. деят-ть, личность у.

4. Принцип гуманитаризации связан с созданием условий для акт. творч. и практич. освоения у общечеловееской к-ры.

5. Принцип фундаментализации содержания требует интеграции гуманитарного и естественонауч. знаний, установления преемственности и междисциплинарных связей.

Содержание образов: 1) научные ЗУН 2)мировоззренческие, нравств-эстетич идеи. 3)элементы соц, познават и творческого опыта.

Носители содержания образования:

1. Учебный план. 2. Учебный предмет. 3. Учебная программа.

4. Учеб. лит-ра.

Учебный план – нормативные документы, которые направляют деятельность школы. Имеется базисный учебный план, типовой учебный план, уч. план школы.

Единица учебного плана – учебный предмет (2).

Учебная программа – документ, характеризующий определённый предмет. Утверждается в министерстве образования. Содержит перечень тем, пояснительную записку (задачи, методика, порядок изучения), указывает на практические, лабораторные работы, предъявляет основные требования к знаниям и умениям.


38ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы П.с. имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик. Осн. положения П.с.: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями. Ряд положений П.с. опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому П.с. вызвала большую полемику. П.с. дала импульс творческой деятельности мн. педагогов, инициировала деятельность авторских школ.


39 Целостный пед. проц., его сущ-ть и стр-ра.

Пед. процесс – совокупность многих проц-ов, в ходе кот. соц. опыт, к-ый перед-ся от поколения к покол-ю и станов-ся кач-вом лич-сти. Пед проц. включ. в с. след. проц-сы: обуч-е (цель – обучить), развитие (цель – развит-е памяти, мышл-я, творч.способн-й) и воспит-е (цель – формир-ние мировоззрения и нравств-сти). ( Пед проц. – не просто совокупн-сть, а некое нов. образ-ние, к-ое имеет свои законом-сти. Все проц., входящие в пед. проц. ориентир-ны на формир-ие гармонично развитой лич-сти.

Спец-ка пед. проц. 1.Кажд. проц. имеет свою ф-цию, выполняя при этом и побочную ф-цию. Если мы говорим об образ-нии, побочными выступают воспит-е и развит-е. Когда мы занимаемся разв-ем, мы затрагиваем обуч-е и воспит-е. Все проц. неразрывно связ. между собой.

2. Кажд.из этих проц. имеет свои цели и задачи.3. Кажд. из этих проц. имеет свое содерж-е, методы, ср-ва и форма усвоения этого содерж-я. 4. Кажд. из этих проц. имеет продукт и рез-т.

Пед. проц. обусловлен 3 факторами: 1. Потребн-ти общ-ва и личн-ти. 2. Материально-технич-е и эконом-е возможн-ти ограниз условий пед проц. 3. Сами пед условия и их содерж-е.

Структура пед. процесса. ( Подласый) Выделял 2 группы.

1.Структурные компоненты: обучаемый \ обучающий, воспитуемые, условия обучения и воспитания. 2.Целевой компоненты: цели, задачи, содерж-е обуч-я, деятельностный компонент, результ-вный компонент.

Радченко выделял следующие компоненты структуры:

1. Цели и задачи, опред деят-сть в рамках пед проц. 2.Пед кадры, к-ые обеспеч-ют построение пед проц. 3. Научно-методич кадры (ученые-дидактики, обеспеч научное обоснование) 4. Обучаемые. 5. Материально-техническая база. 6. Финансовая обеспеченность системы.


41 Понятие о педсистеме

В Рос 2 сист школ — гос (бесплат) и частн. К к XX в сложилась след шк сист:1) нач образ - с 6 - 7 лет (4 - 3-летнее обуч на выбор родит);2) базовая ср шк (5-9 кл);3) полн ср шк (10-11 кл).В кач осн образ-х сист в Рос функц массо­вые общеобраз шк, гимназии, лицеи, шк-лаборатории, шк-интернаты (д/ одаренных детей и/ детей с отклонениями в разв-и).Этапы разв: 1) община, племя, семья – изначальн уч завед, кот вып образоват и воспитат функц. общ-е со старшими и участ с ними в труд Д (легенды, пословиц, песни).2) при дворцах и храмах появ спец структ, кот готов детей из знат сем к службе – из них развил образоват системы.3) возник-е ОС связ с промыш рев, машин про-вом треб опр объема общеобразоват и проф знан, семья уже не справлялась с функц траслятора значит расшир-я объема культура.4) законы об откр народ шк и разв нач обуч появ в к 17 в –нач 18 в в нек зап стран, залож основы гос ОС. 5) в 19 они в оформились в разн узы (нач, неполн ср, полн ср, проф, высш) и сохр до наш вр. 6) НТР во 2 пол 20 в разруш традиц представл люд о ж, ее ценностях – корен изм в сущест ОС.


13 Соц.воспит и соц.человека

Обр – соц институт и подструк об-ва. Опред-ся: пол, соц, экон, культ усл. Связь с культ, воспит. П-п культуроссобраз-ти и достаточности (Омолов).Нов парадигма, ориентир на воспит у ч чув соб дост-ва, своб, проф и общ компетенц. О и Р тесно связ – нельзя воспит, не передав зн, а всякое зн действ воспит-но. 3 плана: о как система, пр-сс (н наход общее м/у гуманит и ест-науч), рез-т (гос стандарт и сам ч и ур его обра-ти). Развит -изм ч, рост возм ч, формир псих и возрастн новообраз (форм нов типа строен л и ее деят-ти; психич и соц изм на опр возр этапе; пам, мышл, вн, воля, произвольн, рефлексия св деят-ти). Выг: разв- эволюц пр-сс, эволюц поступат движение, в ходе кого происход прогрессивн и регрессивн изм в ч. Источник- обуч и воспит (соц опыт). Усл – анатомо-физиол особ ч. Движ сила- противореч м/д достигнут ур-нем разв ч (его ум, зн и спос действия), сис мотивов) и типами связи с ОС. Направления разв: -целостное р, прежд всег психич по 3 напр - познав сфера, психологич структура и содерж деят-ти (стан-ние мотив, цел, задач, способ деят-ти, ср-в, метод и продукта), формир личности (самосозн, - оценка, ценност ориентиры, спос взаимод с ОС)\ воспитание процесс систематич и целенаправл воздействия на дух и физич разв-е личности в целях подготовки ее к обществ, культ и производств деят-ти. Обуч целенаправл педагогич процесс организации и стимулирования акт учебн деят-ти учащихся по овлад научными знаниями, умениями и нав-ми, разв-ю творч спос-тей, мировоззр и нравств-эстетич взглядов и убеждений. В проц обуч необход решать след задачи: стимулирование обществ-познават активности уч-ся, организ-я их познават деят-ти по овлад научными зн, ум и нав. Разв-е мышления, творч спос-тей и дарований. Совершенствов-е учебных умений и навыков. Восп, образ и обуч тесно связ др с др.