ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 ЛЕКЦИЯ


Решая её, нужно определить, что означает психологическую готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует понимать эту готовность: наличие у ребёнка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению, либо в смысле личного уровня развития или в смысле достижения определённой структуры интеллектуальной и личностной зрелости. Также важна и проблема пед запущенности ребёнка, под которой подразумевается его неспособность к усвоению пед воздействий и ускоренному развитию, вызванными теми причинами, что на ранних этапах развития ребёнка плохо обучали и воспитывали.

8. обеспечение индивидуализации обучения – необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соотв с имеющимися у них способностями и задатками, а также применения к каждому ребёнку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.

9. проблема соц адаптации и реабилитации – приспособление детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровне. Соц реабилитация – восстановление нарушенных соц связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с др людьми. Решение перечисленных проблем требует от учителя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которых составляют психологические ЗУН.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЕТОДОВ ПЕД ПСИХОЛОГИИ.


Достижение любой науки в значит степени определяется развитием её методич аппарата, позволяющего добывать новые научные факты, и на их основе строить научную картину мира. В психологии принято выделять 3 уровня методологического анализа:

  1. общая методология – философский подход к анализу явлений д-ти

  2. частная методология – обеспечивает конкретную реализацию общефилософских методов в виде методологич принципов к объекту псих исследования

  3. совокупность конкретных методов, методик и процедур. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования. Пед психология использует методы др отраслей психологии. Наблюдения, опрос, эксперимент итд. Кроме общих методов в ПП есть и спец методы (психолого-пед эксперимент, псих-пед тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребёнка). Особое место занимает психолого – педагогический эксперимент – то исследование, к-е задумано и проведено со специальной развивающей целью. Все методы подразделяются на:

организационные методы ( касаются целей, содержания, структуры, организации, их состава и подготовки

-процедурные методы –форма реализации проводимого исследования в целом и его частей

-оценочные методы – способы психолого -пед оценивания результатов исследования


-методы сбора данных и обработки – собирается необходимая инфа об испытуемом, они служат для преобразования первичных качеств и количест рез-в исследования в теоретические выводы и рекомендации.

Кроме того выделяют ещё 2 группы методов, имеющие целью оказание прямого психол воздействия на ребёнка

-психол консультирование

-психол коррекция

Коррекция предполагает непосредственное воздействие психолога на заинтересованное лицо (психотерапия, соц-пед тренинг).


ПСИХОЛОГИЯ ПЕД Д-ТИ И ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ


ПОНЯТИЕ ПЕД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, концепции пед воздействия, процессы и их псих обоснование


Пед д-ть –целью является воспитание подрастающего поколения. Пед д-ть- объект исследования различных отраслей пед науки: дидактики, частных методик, теории воспитания. Психологич пед д-ти м определить как отрасль псих знания, изучающее то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели пед д-ти, как он осознаёт актуальность задач в зависимости от конкретных условий. Содержание и психология пед д-ти определяется соц факторами: местом и функциями учителя в обществе, требованиям и соц-психол факторами, т е соц ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и установками в сфере его пед д-ти.


СТРУКТУРА ПЕД Д-ТИ


Выделяют 3 компонента пед д-ти:

- конструктивный

-организаторский

-коммуникативный


В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбор учебного материала, различные методич разработки и его переработка для учащихся. Вся эта работа в итоге вливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструкт д-ти. Организаторский компонент занимает важное место в структуре пед –ти и составляет единое целое с конструктивным. Всё на уроке должно сочетаться с умением учителя организовать учебно – воспитательный процесс. Организаторский компонент включает в себя 3 направления:

1. организация своего направления

2. своего поведения

3 деятельности детей

Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности (изложение), но при этом не привлёк детей к мыслит д-ти. Можно сказать, что урок будет носить только развлекательный характер.


Коммуникативный компонент включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, учителями. Именно отношения учителя к ученикам определяют успех его организаторской д-ти и эмоциональное благополучие школьников в процессе обучения. Выделяют 5 отношений:

  1. эмоционально положит активный

  2. эмоц положит пассивный

  3. эмоц отрицат активный

  4. эмоц отрицат пассивный

  5. неуравновешенный

коммуникативная сторона д-ти проявляется во всём пед процессе. Нужно учитывать подход к каждому учащемуся. Учитель д заметить всё то, что помогает или мешает ему. Щербаков выделяет кроме вышеизложенных компонентов психологич ф-ии пед д-ти:


  1. информационная функция (владения материалов и искусством его подачи)

  2. развивающая ф-ия (управление развитием личности в целом)

  3. ориентационная ф-ия (направленность личности, её идеалы)

  4. мобилизационная (активизация умствен д-ти учащихся)

  5. исследовательская ф-ия (творч поиск в пед процессе умение провести эксперимент, обобщить опыт).


Ф-ИИ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧ-ВОСПИТ ПРОЦЕССА.


В словаре Даля учитель определяется как наставник, преподаватель, т е выделятся 2 основные функции: руководство приобретением и реализацией соц опыта ученика и передача накопленного человеческого знания. Эти ф-ии явл-ся основными на всём протяжении истории человечества. При этом учитель в совр школе выполняет ряд ф-ий:

1. учитель – организатор учебного процесса в школе, он источник знаний для учащихся.

2. учитель – классный руководитель.

3. соврем учитель не может не быть соц психологом, т к он должен регулировать отношения учащихся.

4. каждый учитель является пропагандистом пед знаний.


ПЕД ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Главным требованием является любовь к детям, любовь к пед д-ти, наличие спец знаний в той области, к-й он обучает детей. Широкая эрудиция, пед интуиция, высокоразвитый интеллект, высок уровень культуры и нравственности, профес владение разными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врождёнными, они приобретаются упорным трудом работы педагога над собой. Дополнительными, но стабильными требованиями являются общительность, артистичность, весёлый нрав, хороший внешний вид и другое. Все эти качества важны, но без каждого из них педагог может обойтись. Главные и второстепенные пед качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которых кажд отдельн учитель представляет собой уникальную личность. Педагог д иметь незаурядные пед способности. Выделяют след пед способности:

  1. дидактич способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал.

  2. экспрессивные способности – позволяют найти наилучшую эмоцион форму выражения материала.

  3. персептивные способности –выражающиеся в психологич наблюдательности педагога, проникновение во внутр духовное состояние учеников.

  4. организаторские способности – обеспечивают дисциплину и порядок в классе, продумываемое использование каждой минуты на уроке.

  5. авторитарные способности – способности к внушению, сильному эмоциональному влиянию, и умению на этой основе завоевать авторитет среди учеников.

  6. академич способности – усвоение ЗУН в соотв области науки.

К спец пед способностям относят пед такт, способность к воспитанию детей и общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высоко-морального отношения к учащимся пед совершенной формы обращения с ними. Пед такт включает в себя ориентацию учителя в приёмах и средствах воздействия. Учитель может положит влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки, не будет наказывать.



ПРОБЛЕМА ПЕД ОБЩЕНИЯ


Пед общение – важный компонент труда учителя, создающий атмосферу пед личности. Учитель, умеющий создавать спокойную обстановку предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики перегружены и имеют пониженную самооценку. В этом смысле пед общение важнее пед технологии. Пед общение д б личностно развивающим, эмоц комфортным и решать след задачи:

  1. взаимообмен информацией между учителем и учеником.

  2. взаимопонимание, умение смотреть на себя со стороны

  3. мобилизация резервов участников общения

  4. взаимодействие и организация совместной д-ти

  5. разумное и пед целесообразное самопрезентация личности учителя и учащихся, взаимная удовлетворенность участников общения.

Такой широкий спектр задач требует оптимизации пед общения по задачам, средствам и результатам. Взаимодействие учителя с учениками – важный путь воспит влияния взрослых. Учитель достаточно подготовлен к организации взаимоотношений с учащимися, но на практике эти отношения складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога.. соврем учитель не может не быть соц психологом, т к он должен регулировать отношения учащихся. ого человнческого знания. ени

  1. автократичный стиль – при этом стиле учитель осуществляет единичное управление руководством коллектива без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель предъявляет требования и осуществляет жёсткий контроль за их выполнение. Авторитарному стилю свойственны основные черты автократичного стиля рук-ва, но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение всегда принимает учитель в соотв со своими установками.

  2. демократический стиль руководства – учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Старается занять позицию первого среди равных, проявляет опред терпимость к критич замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблему коллективной жизни и делают вывод, окончат решение формулирует учитель.

  3. игнорирующий стиль руководства – учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнед-ть учащихся, устраняется от руководства ими, лишь формально выполняет обязанности.

  4. непоследовательный стиль – учитель в зав-ти от внешних обстоятельств или собственного эмоц состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Стиль руководства накладывает отпечатков на всю систему отношений учителя и учеников, как часты конфликты. Отношения зависят и от того, насколько педагоги учитывают возрастные особенности школьников. Уважение личности школьников является обязательным психологич условием возникновения доверительных отношений. В противном случае возникают конфликты, наблюдается возрастное своеобразие в протекании конфликтов. Стиль учителя формируется под влиянием субъективных и объективных факторов.



ПОНЯТИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТИЛЕ ПЕД Д-ТИ


Говоря об индив стиле пед д-ти имеют ввиду, что педагог учитывает свои индивидуальнее особенности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью из множества учебных воспит задач могут выбрать одни и те же, но реализую их по – разному. Рассмотрим осн признаки индивид стиля пед д-ти:

  1. в темпераменте

  2. в характере реакции на пед ситуации в выборе методов обучения

  3. в подборе средств воспитания

  4. в стиле пед общения

  5. в реагировании на действия и поступки детей в манере поведения

  6. в применении средств психолого -пед воздействий на детей.

Поэтому любой пед опыт копировать не стоит. Учитель должен стремится к тому, чтобы оставаться самим собой. Это повысит эффективность воспитания на основе заимствования передового пед опыта.


ПСИХОЛ ОСОБЕННОСТИ ПЕД КОЛЛЕКТИВА


В пед коллективе сущ-т определённое разделение труда и кооперация в процессе его. Они требуют от учителя владение навыками сотрудничества, и в 1ю очередь умение совместно добывать необходимую инфу, обсуждать проблему, понять точку зрения коллеги. Эти и др УН делового сотрудничества приобретает учитель в пед коллективе. Взаимоотношения учителей определяются целями и содержанием их деятельности. Отношения, к-е складываются, м назвать официальными и неофициальными. Офиц – общая система межличностных взаимоотношений. Охватывающая весь пед коллектив. А неофиц основаны на симпатиях отдельных учителей. Эффективная д-ть пед коллектива зависит от морального климата в нём. От него зависит самочувствие учителя в школе, его самоотдача. Пед коллектив, к-й объединён узами дружбы, взаимного уважения и симпатии становится могучим воспитателем детского коллектива.


ПСИХ СЛУЖБА В ШКОЛЕ И ЕЁ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ


ОСНОВЫ Д-ТИ ПСИХ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ


Она нужна для решения задач, консультации. Гл направлением работы псих службы являются:

  1. изучение личностных особенностей учащихся

  2. оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива

  3. оказание псих помощи в семье, в воспитания деей

  4. осуществление работы по проф ориентации

  5. организация и диагноста отклонений в психич развитии

3 функции псих службы:

1. психодиагностика

2.Психокоррекция

3. Псих просвещение


ПСИХ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И КЛАССА


Школа нуждается в достоверной псих информации о личности каждого ученика, о каждом классном коллективе, т е нужен псих диагноз. Получение психологич информации требует придерживаться след последовательности:

  1. определение базовых и рабочих понятий

  2. выделение осн свойств и понятий, доступных измерению

  3. постановка задач исследования

  4. подбор методик исследования

  5. анализ и интерпретация полученных знаний.


Итогом д б инфа о псих ресурсах школьник, классного коллектива как основа для совершенствования учебн –воспит процесса в целом и выбора оптимальных форм работы с классом и отд учеником.