ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
Содержание общения явл-ся передача полезной информацию, на основе которой люди м формироваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним ч-м в обществе с др людьми зависит от отношения людей друг к другу, определяемых эталонами межличностного восприятия. Данные эталоны не всегда осознаются человеком, к-й их применяет. С возрастом эталоны становятся более обобщёнными, и связанные с ценностями, идеалами и нормами. Они становятся более дифференцируемыми.
РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Система воспитания получила название коллективистической. В ёё основе тезис, согласно к-му воспитание и полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив. Своими практич советами Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играт важную роль в перевоспитании личности. Др исследователь этой проблемы Бегтярев провел серию опытов, в к-х доказал, что влияние группы на индивида е всегда и не во всём положительно. Т о влияние коллектива м б как положит , так и отрицательным. Как считает Немов высоко развитые дет коллективы оказывают только положит влияние на воспитание личности, но такие данные были 6-8 % в доперестроечное время, а сейчас эти цифры намного меньше. Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют изменения наших взглядов. Немов предполагает след условия положит влияния коллектива на личность:
-
нельзя утверждать по прежнему, что всякий поступок ребёнка, не рассчитанный на интерес коллектива, вреден для общества
-
целесообразно уравнять в пед правах личность и коллектив, ребёнка и взрослого, детские пед коллективы.
-
не только отд личность должна брать на себя опред обязанности перед коллективом, но и коллектив д иметь обязанности перед каждой личностью.
СЕМЬЯ КАК СОЦ-ПСИХ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ,
Своеобразным коллективом в воспит личности явл-ся семья. Семья играет в воспитании основную долговременную роль. И качества как страх и доверие, уверенность и робость, сердечность и теплота в общении. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают влияние на его развитие. Самые лучшие отношения в семье – доверительные. Причинами аномалий явл-ся нарушения супругами этики, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, псих поддержки и защиты. Др причиной явл-ся неоднозначность понимания семейных ролей, завышенные требования друг к другу. Самыми же существенными факторами являются несовместимость нравст позиций супругов, рассогласование их точек зрений. Основным способом практич устранения отрицат влияния перечисленных фактором явл-ся достижение взаимопонимания и гармонизация отношений супругов. Для достижения воспит целей родители обращаются к различным средствам воздействия (наказывают, поощряют). Более действенна похвала от родителей, с которыми ребёнок находиться в дружеских отношениях. Установлено, что ребенок, на которого кричат, отчуждается от традиции, при этом проявляет повышенную агрессивность. Специфич условия для воспитания складываются в неполной семье. Мальчики в таких семьях бывают более задиристыми и беспокойными. При изучении таких особенностей родительского стиля поведения как положит эмоции, сотрудничество, было обнаружено, что они оказывают существенное влияние на развитие ребёнка. Стиль поведения родителей связан с личностным развитием детей.
ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ
Соц установка имеет 3 компонента:
-знания
-эмоции
-действия
Воспитание соц установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих, и пед воздействие на соц установку ребенка включает:
Привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интересов, предъявление новой информации или убеждений. Психологами было установлено, что если отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным, чем без этой процедуры. Т к соц установки включают рациональные и иррацион компоненты, то любой из них м использовать для направленного пед воздействия. Воспитание на рацион компоненте апеллирует к разному ребенку. При исп-ии эмоц формы воздействия обращаются к след приёмам : ссылка на авторитет, обращение к образцу, и используются, когда логич аргументы слабы или отсутствуют. Иногда используют приём возбуждения страха у детей, но он не очень эффективен. Эффективность пед воздействия определяется тем, как относится воспитываемый ребёнок к воспитателю. Людям свойственно преувеличивать или приуменьшать свои расхождения во мнениях, существующих между ними и теми людьми, к-е придерживаются соотв мнения.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
Этот вопрос встал недавно. Т е с того момента, когда начала распространяться кибернетическая теория управления на явления и процессы. Управление предполагает не только д-ть учителя, оно включает то, что м так или иначе влиять на воспитанника, формировать у него взгляды, позиции. Управление воспитанием включает в себя элементы как:
-
проектирование развития личности
-
планирование воспит воздействий
-
организацию воспит воздействий
-
регулирование и корректировку хода воспит воздействий на основе текущего сбора информации
-
итоговый учёт и контроль соответствия конечных воспит результатов проекту развития.
Псих аспект в этой схеме представлен в виде конечного результата. Его нельзя охарактеризовать в завершённом виде. Большинство психологов исходят из теории о том, что внешние д-ия превращаются во внутренние. Различают внешнее и внутреннее управление. На первом этапе формирования личностного свойства внешнее управление осуществляется:
-
воспитателем, руководителем, коллективом, к-ые выбирают пед образец
-
через организацию продолжит д-ия образца
-
за счёт носителя через организацию положит д-ия образца. Внутр управление на этом этапе – готовность воспринимать и осваивать образец. Элементом управления здесь явл-ся интерес.
На 2м этапе (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что:
-
воспитатель подбирает пед образец и программирует мотивы
-
актуализируется уже сложившийся мотив, но уже заглушенный
-
осуществляется коррекция мотивации
Самоуправление мотивац сферы проявляется в саморегуляции выбора мотива из уже имеющихся. На 3м этапе – выбор формы поведения на основе мотивов.
Внешнее правление:
-
выбор приемлемых мотивов поведения
-
прекращения развертывания мотивов поведения
на 5м этапе происходит превращение привычной формы поведения в свойства личности. Высшая форма самоуправления – самовоспитание. Самовоспитание – сознательная работа школьников по формированию у ебя общественно ценных качеств личности, преодоление недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Перед психологией воспитания стоит этот вопрос. Гомезо выделяет 2 критерия воспитанности:
-
уровень сформированности нравственных потребностей, чувст, привычек
-
уровень преднамеренности произвольности поведения.
Моральная устойчивость человека невозможна без умения управлять своими желаниями и своим поведением. Маркова указыват, что важно для оценки эффективности труда чителя являются те псих изменения, к-е происходят в рез-те труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность включает:
-
запас нравственных представлений
-
нравственные убеждения
-
реальное нравственное поведение
Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию