ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛКТИВА ШКОЛЬНОГО КЛАССА


Социализация личности школьника зависит как от состояния соц среды, так и от позиции самой личности. Наиб значимой для ученика соц средой явл-ся его школьный класс. (Рассалимо- самостоятельно изучить, тест Кеттало ). Коллектив – это группа высокого уровня развития, в к-й межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым сод-ем совместной д-ти. Интегративность группы ведёт к согласованности актов поведения членов группы. Коллектив – система интегративных и дифференциальных признаков. Это качественное своеобразие межличностных отношений. Направленность –содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг к-х объединяется большинство его членов, это готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними.


ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Это способность класса к самоуправляемости, умение выходить из трудных ситуаций, выдвигать лидеров – организаторов, умение подчиняться требованием своих товарищей.


СОГЛАСОВАНОСТЬ МНЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ - это готовность каждого взять инициативу и повышенную ответственность.


Интеллект коммуникативность – способность класса быстро находить общий язык, приходить к общему мнению.

Псих климат - это преобладание того или иного псих настроя, это степень защищённости кажд учащегося.


Подготовленность группы как уровень ЗУН в том или ином виде совместной групповой д-ти.


ПСИХОКОРРЕЛЯЦИОННАЯ Д-ТЬ ПСИХ СЛУЖБЫ


Эта работа осуществляется через индивид псих консультации родителей , учителей и учащихся. Необходимой частью работы явл-ся разрботка методов, задач, критерия д-ти конкретной школы по управлению развитию коллект д-ти. Нужно, чтобы процесс психодиагностики носил непрерывный характер, был целостным и завершённым. Просветительская ф-ия необходима, т к без неё инфа, получаемая педагогами и родителями остаётся лишь фрагментарной, не позволяющей ориентироваться в полной мере в проблемах воспитания и обучения. Гл целью явл-ся пробудить интерес к собст личности и личности др человека, помочь стать психологом для самого себя.


ПСИХ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УРОКА


Урок явл-ся ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей д-ти учителя. Именно на уроке происходит интеграция всех д-й учителя, учитель целостно выражает требования образования и воспитания. Цель псих анализа урока в том, чтобы установить причины неудач и дифференцировать успех случайный и успех заранее предвиденный. Такой успех м опираться только на понимание учителем псих основ обучения и воспитания. Эффективность обучения и воспит на уроке зависит от внешних условий, т е от мастерства учителя, рационального построения учебной программы, методов обучения, оснащённости ТСО. Зависит эффективность и от внутр условий, определяющихся личностью самих учащихся: уровнем их умственного развития, их отношений к учёбе. Учитывая это, псих анализ урока следует вести по 2м направлениям:


- организация урока учителя

- организованность самих учащихся.

Важно учитывать организацию познавательной д-ти, псих контакт с классом и творческое рабочее самочувствие учителя.







ПСИХОЛОГИЯ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ


Процессы воспитания нач-ся с определения его целей. Гл цель – формирование и развитие ребёнка как личности, к-я обладает полезными качествами, необходимыми для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не м устанавливаться раз и навсегда. Изменение общественного устройства и соц отношений ведёт к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к человеку. Цели воспитания остаются устойчивыми лишь в стабильной развитие общества. Во времена соц- экономич преобразований они становятся неопределёнными. Задача воспитания определяется в 1ую очередь так называемыми общечеловеческие и нравственными ценностями: добро и зло, гуманность к природе, духовность, свободы, скромность, бескорыстность. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными увлечениями. Личность должна самосовершенствоваться. Общая цель соврем воспитания – сделать детей высоко нравственными, духовно богатыми, внутренне свободными. Кроме общей выделяют специальные цели воспитания, к-е учёные описывают лишь приблизительно, т к они м стать другими, когда общество начинает двигаться к след этапу развития. Спец цели воспитания, соответствуют совр тенденциям, заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными предприимчивыми людьми, к-е стремятся к достижению своей цели.


СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ


В широком смысле это способ организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни воспитатели воздействуют на воспитанников с целью выработать определённые псих качества и форму поведения. Под псих средствами мы понимаем д-ия, предпринимаемые воспитателем, к-е направлены на изменение личности воспитуемого. К ним относят разные виды научения, убеждения, внушения, изменение соц установок, психотерапию, соц – псих тренинг и др виды псих коррекции. Средствами воспитания м б личный пример воспитателя, образцы поведения. Они делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственное личностное воздействие одного человека на другого в прямом общении. Косвенные – содержать воздействия, к-е реализуются с помощью каких – либо средств, безличных контактов друг с другом (кинофильм, чтение). По включённости сознания в процесс воспитания, его средства делятся на осознанные и неосознанные. По характеру того, на что самом объекте воспитания направлено само воздействие, его средства делят на: когнитивные, информационные и поведенческие. Но они бывают в комплексе.






ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ВОСПИТАНИЯ


Под институтами воспитания следует понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность (школа, семья). Сюда относят и СМИ и средства культуры, друзей, сверстников, внешкольные организации. Традиционно гл институтом воспитания явл-ся семья. След это школа, СМИ. Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетич воспитания. Они явл-ся одним из гл источников формирования общей культуры у человека. Личность воспитывается и через контакты, отношения. На воспитание ребенка наиб влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ.


Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности под влиянием воспитателя. До 2й половины 20 века б широко распространена теория воспитания, согласно которой личностные качества передаются по наследству. Поэтому часть характеристик личности воспитанию не подлежит (Фрейд). Это бингистические теории. 2ой группой являются социогенетические теории, авторы к-й утверждают, что всё, что есть личностного в человеке, возникает под влиянием соц условий и в принципе поддаётся воспитанию. Ряд теорий воспитания носит промежуточный вариант этих 2х теорий. Согласно их функционированию, развитие личности зависит как от биологической, так и от социальной составляющей личности. Псих теории воспитании различаются потому, какие псих свойства человека в них подчёркиваются.



УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ


1. воздействие д захватывать всю личность, и искусство педагога состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьников.

2. активность и самостоятельность учащихся

3. принцип развития д-ти. Деятельность д б организованной.

4. подкрепление , те отсутствие подкрепления, поощрения мешает ребёнку правильно ориентироваться в ситуации и приводит к уасанию мотива. Воспитание школьника немыслимо без знания возрастного и индивидуального. Индив подход предполагает учёт их индивид особенностей, те выяснение того, чем этот учащийся отличается от своих сверстников и как следует строить воспитат работу. Пед аспект индивид подхода явл-ся частью пед такта, а псих аспект выражается в изучении своеобразия личности школьника с целью организации пед целесообразного процесса воспитания. Психология воспитания интересуют индивид проявления и изучение только им присущих и неповторимых закономерностей и особенностей. Деятельность закрепляется основой формирования ч-ка как личность и определяющим условием существования и развития ч-ка как сщ-ва социального явлся совокупность разного вида д-ти, в к-ю включен человек. Освоение д-ти –важное условие развития психики человека. Поэтому решение воспит задач д опираться на соподчинение д-ти и её динамики. При построениях воспит воздействий адо учитывать характер и особенности чел-х д-ей, в к-ю включен ребенок, их значение, объем и содержание. В отечественной психологии понятия личность и д-ть рассматриваются как связанные явления. Разрабатывая проблему д-ти, соврем психологи опираются на идею об отражении и происхождении сознания из трудовой д-ти, о ведущей роли труда в поведении и д-ти ч-ка. По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Они хар-ся:


-любая потребность имеет свой предмет, т е она всегда есть осознание нужды в чём-то

-всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется

-потребность обладает способностью воспроизводится

Потребности выражаются в мотивах, те в побуждениях к д-ти. Разным видам д-ти соответствуют разные мотивы. Важное место в системе направленности личности также принадлежит мировоззрению, убеждению и направленностям личности. Мировоззрение имеет хар-ки: научность, систематичность, логич последовательность, доказательность, степень обобщённости и конкретности, связь с д-ю и поведением. Убеждения – это осознанный мотив поведения, придающий всей д-ти особую направленность и значимость. Убеждения хар-ся :

  1. высокой осознанностью

  2. своей тесной связью с миром чувств, т е эта система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом явл-ся идеал. Идеал – образ, к-му руководствуется личность в данное настоящее время и которая определяет план самовоспитания. В неосознанным убеждениям относятся установки и влечения личности. Развитие д-ти приводит к появлению её видов и форм. Мотивы являются побудителями к различным видам д-ти. Единая взаимосвязанная система мотивов д-ти, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Известно, что одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении. В зависимости от мотива , к-м руководствуется ребёнок, формируются качества личности. Поведение побуждаются не одним, а несколько разными по содержанию и по строению мотивов, где выделяются ведущие и подчинённые мотивы. Необходимые изменения мотивов, их иерархия обеспечивается целенаправленной организацией д-ти. Поэтому в психологии принято говорить о системе мотивов -мотивации. Дети шк возраста участвуют в различных видах д-ти, каждый их к-х характеризуется не только опред составом, но и наличием ведущей д-ти. В ней перестраиваются частные психологич процессы и от неё зависят основные психич изменения каждого периода развития ребёнка. Например ребёнок дошк возраста в игре осваивает основные обществ функции и нормы поведения людей. Развитие ведущей д-ти обуславливает изменения в псих процессах и личности ребёнка на данной стадии её развития. Поэтому спец организация ведущ типа д-ти выступает как основное условие, БЛАГОДАРЯ К-МУ МОЖНО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ВЛИЯТЬ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА И НА ФОРМИРОВАНИЕ У НЕГО В ПРОЦЕССЕ ЭТОЙ Д-ТИ ТРЕБОВАЕМЫХ МОТИВОВ И ЦЕЛЕЙ. Ельпонин установил, что у детей дошк и школьного возраста развивается мотивационно -потребовательная сфера. Младшие и старшие школьники формируют интеллектуальные способности и операционально технические возможности. Учёт закономерности психики ребёнка позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.




РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СИЛЫ ЛИЧНОСТИ


Формирование нравств сферы предполагает форм-ие нравств сознания и поведения школьников. Под нравств сознанием принято понимать отражение в сознании человека принципов и норм д-ти, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к обществу и общественному делу. Ребенку необходим большой объём нравственных представлений. Запас нравственных знаний как ориентир при выборе способов поведения. При этом усвоение нравст форм и понятий ещё не обеспечивает формирование нравственного поведения. Псих исследования показали, что нередко дети хорошо зная нравств нормы, не следуют им в своём поведении. Поэтому процесс воспитания нельзя свести только к словесному воздействию. Здесь важна организации д-ти учащихся. Недопустимо, чтобы вербальные методы обучения и воспитания преобладали над их конкретной д-ю, превращение нравственных знаний в убеждения требуют их закрепления. Целенаправленное построение д-ти, осуществляемое на основе нравственных понятий и пронизанное нравственными эмоциями составляет основу формирования нравственного поведения. Нравств сфера личности, единство сознания. Поведения, чувств и привычек наиболее успешно формируется спец организованной системе воспитания, где в этой д-ти специально координируются нравственные отношения друг с другом, коллективом и с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, привычек, превращающихся в мотивы поведения и нравственные убеждения.




СОЦ -ПСИХОЛОГИЧ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ

Правильное воспитание представляет собой научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воздействие предполагает правильное восприятие и оценку. Известный психолог Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что с рождением ребёнка , его общение с окруж людьми направляется особой потребностью, к-я состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе тесно переплетаются с отношением к другим людям. Оценка позволяет выяснить как он воспринимает данную личность, способствует образу Я. Лисиной было установлено, что на протяжении первых 7ми лет возникают 4 основные формы общения:

  1. ситуативно–личностное общение.

  2. ситуативно-деловое общение. Оно начинается от 6 месяцев до 2х лет. Он охватывает предметные игры.

  3. внеситуативно -познавательное общение (от 3 до 5 лет). Оно связано с развитием общепознавательной активности, в рз-те которой изучая окруж действительность, ребёнок задает много вопросов взрослому.

  4. внеситуативно- личностное (6-7 лет). Оно служит познанию ребёнком мира людей и взаимоотношениям.