Файл: gotovye_shpory_po_pedagogike_moi-1068.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Педагогика – от «дитя» и «вести». Означает детоводство. П. Родилась из философии, еще в первобытном обществе. Потом люди пришли к выводу, что стоит создать такую профессию. Сначала обучение заключалось в обучении какой-л деятельности, потом стало развиваться и наконец стала зарождаться наука педагогика. Есть несколько концепций:1-такой науки нет. На самом деле это междисциплинарная область науки. 2- П. прикладная дисциплина. Ее ф-ия в опосредованном использовании знаний из других наук.3 – П. есть самостоятельная дисциплина, имеющая свой предмет и объект изучения. Объектом п.- явл. пед. практика. Пед. практика- процессы образования, воспитания, развития л. Это весь воспитательно-образовательный процесс. Предмет – то, что конкретно изучает. Это целеноправленно-организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанника,т.е. закономерность, принципы, методы, условия, успешной организации процесса. Ф-ии: 1- теоретическая (описательная-описание, изучение пед. опыта; диагностическая – выявление состояния пед.явлений, успешности, эффективности деятельности педагогов и воспитанников, установление причин и условий обеспечения эффективности; прогностический – экспериментальное исследование, построение модели описания), 2- технологическая (проективный-связан с разработкой метод. материалов; преобразовательная –направлен на внедрение достижений пед.науки в практику; рефлексивный – предполагающий оценку, осознание, анализ, влияние результатов науч.исследования на практику и последующую коррекцию). Категории:1-пед.процесс –специально организованное взаимодействие педагога и воспит-ка для решения задач воспитания.2-пед.взаимодействие-преднамеренный контакт педагога и восп-ка, следствием к-ого явл.изменения субъектов в поведении, деятельности, отношений и т.д.Если ничего не меняется- значит взаимодействие не успешно, важна взаимная активность.3-образование. Понимается в 2-х планах (процесс приобретения и усвоения соц.опыта, как уровень уже усвоенного соц.опыта).


2. Методы пед.исследования – это сами способы изучения пед.явлений, получения науч.информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Их можно разделить на 3 группы: методы изучения пед.опыта, методы теоретич.исследования и математические методы. Методы изучения пед.опыта-это способы исследования реально складывающегося опыта организации образ.проц. При изучения пед.опыта применяются такие методы как наблюдение(включенное и невключенное), методы опроса(беседа, интервью, анкетирование), изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, пед.документации. К методам теоретич.исследования относится эксперимент. Это спец.организованная проверка того или иного метода работы для выявления его пед.эффективности.Выделяют 4 этапа:теоретический, методический, собственно-эксперимент, аналитический.Различают:естествнный и лабораторный.Теорет.анализ-это выделение и рассмотрение отдель. сторон, признаков, особенностей, св-в пед.явлений. Индуктивные(движ.мыли от частных суждений к общему выводу) и дедуктивные методы-это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Математические методы- применяют для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Для проведения подсчеов имеются соответствующие формулы. Наиболее распростр.явл-ся: регистрация(выявление определенного качествау данного класса и подсчет кол-ва по наличию или отсутствию данного кач-ва), ранжирование(расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов), шкалирование(присвоение баллов или др.цифровых показателей исследуемым хар-кам).












3. Процессы восп, образования, обучения имеют коллективный хар-р.Методы их изучения: массовые опросы. Вопросы м.б. устными(интервью) или письменными(анкетирование). Также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Анкетирование-метод массового сбора материала с помощью спец. Разработанных опросников, называемых анкетами.Оно основывается на предположении, что чел.откровенно отвечает на вопросы. Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Едва ли не главное его преимущество-возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.


4.Развитие л. Не все понимают л.одинаково. В псих-ии есть 2 подхода: 1-любой человек, обладающий сознанием. Выготский утверждал, что РЛ происходит через кризисы.2-человек, достигший определенного уровня развития. В науке есть несколько подходов: 1-биологизаторский-чел-к рождается л., в него заложена некая программа, к-ую он реализует в течении жизни. Если что-н ему не заложено это бесполезно ему внедрять. 2-социологизаторская-чел-к рождается ‘tabula rasa’(чистая доска). Его становление зависит от окружения в к-ой он живет. Л.не только осознает, но и несет ответственность за свои поступки.Это явление социальное и биологической в своей основе. Принадлежность к обществу и личная активная деятельность- непременное условие и важнейшие хар-ки л. Л. проявляется только во взаимодействии и общении с др.людьми. В П.»развитие» понимается как развитие психики чел-ка, т.е. его воображении , речи, памяти и т.д. Развитие-совокупность количественных и качественных изменений. В фил-ии понимается как изменение от простого к сложному. Оно включает в себя: изменение организма, изм.уровня псих.развития, изм.соц.статуса. На РЛ влияют факторы: среда, наследственность, воспитание. В основе дв.сил лежат противоречия, но Р.происходит только при их разрешении.Группы против:1-между потребностями, возникающими под влиянием общества и достигнутым уровнем РЛ. 2-между новыми потребностями л. и ранее усвоенными привычками, нормами жизнедеятельности чел-ка. 3-несоответствия между новыми знаниями, приобретенными в процессе жизнедеятельности и прежними представлениями и привычками.


5. Факторы РЛ. Их 3:наследственность, среда, воспитание(оно понимается уже, чем развитие, но шире, чем получение образования, если воспитание рассматривается как отдельный феномен, то развитие входит в него). Наследственность-? дискуссионный. Под Н.понимается передача от родителей к детям определенных св-в и особенностей заложенных в его генетической программе(генотипе).К наследуемым относятся: анатомо-физиологическая структура чел.(способность речи, прямохождение); особенности организма(группа крови, цвет глаз).Различают: наследуемое, врожденное, индивидуальное. Качества хар-ра не наследуются. По Н.передаются задатки, а не способности.Реализация зависит не столько от среды, сколько от активности самого ребенка. Среда-совокупность всех условий, к-ые окружают чел. и к-ые воздействуют на него.Различаются: природная(климат, географ.положение)влияет опосредованно; социальная –способ производства материальных благ духовной жизни общества, социально-экономические и политические условия жизни чел.Все это макросреда, но есть еще и микросреда, т.е. самое ближащее окружение чел. Ведущим в развитии и воспитании л. явл. Саморазвитие и самовоспитание. Это целенаправленная деятельность самого чел. на развитие определенных качеств и черт.










6. Возрастная периодизация РЛ. Различные признаки кладут в основу классификации. Выготский- на основе кризиса. Возраст – конкретное относительно ограниченное во времени ступень РЛ. Она хар-ся совокупностью закономерностей психических, социологических изменений, являющихся общими для всех нормально развивающихся людей. Возраст хар-ся общностью соц.ситуацией тоже. Еще одним основанием явл.ведущий вид деятельности,т.е. вид деят.в наибольшей степени способствующий РЛ. Вед.вид.деят. не всегда совпадает с вед.потребностью. Вед.потребность у подростка-общение, а вед.деятельность-учеба. В дошкольном возрасте закладываются такие качества как доброжелательность, оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность и т.д. Ребенок начинает усваивать правила поведения в общении со сверстниками и «чужими» взрослыми. Формируются первые оценочные суждения. Возможно проявление эмоциональных привязанностей, проявление чувства симпатии и антисимпатии. Возраст 3 лет рассматривается как кризисный период, это момент, когда ребенок начинает выделять себя в мире людей, когда происходит открытие своего собственного «Я», ребонок отстаивает свои интересы и желания или наоборот становится плаксивым. В этот период жизни у взрослого появляется возможность приучать ребенка к саморегуляции и самооценке своего поведения.


7. У младших школьников обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Рвзвитие связанос поступлением ребенка в школу, что вызывает необходимость адаптации в ней. Успеваемость и дисциплина выступают важным критерием оценочных суждений. Одна из важных особенностей – авторитет учителя. Ребенок относительно легко может изменять свои оценки под влиянием авторитета учителя. Еще одна особенность- интуитивное принятие ценности знания.3-яя особенность – их стремление к совместной деятельности. Дружба младших школьников основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайно возникающих интересов(сидят за одной партой, живут в одном доме и т.д.) Они способны высказывать личные мнения, суждения по поводу конкретных событий, давать оценку поведения как собственному, так и товарищей. Проявляют готовность для понимания смысла общественных норм и требований, к-ые предъявляют к ним. Процесс РЛ млад.шк. хар-ся «потерей детской непостредственности». Это прежде всего приобретение ребенком новых характеристик его поведения, формирование к-х становится возможным с принятием новой соц.роли ученика и освоением новых прав и обязанностей, обусловленных новой соц.ролью.


8.Общение в подр. возрасте приобретает самостоятельный вид деятельности, отодвигая на второй план учебу. Характерно снижение авторитета старших, учителя, важным становится авторитет товарищей. Именно в детской среде подр. имеет возможность реализовать ощущение собственной значимости. В общении со сверстниками подр. обнаруживает сходство в новых потреб., стремлениях, переживаниях, требованиях в отношении к старшим. В этом возрасте их волнуют ценности, к-ые близки более сверстнику, чем взрослому. В общении подр. появляются личные отношения, к-ые спецефичны для взрослых. Они начинают различать: товарищи, близкие товарищи, близкий друг. Повышается роль нравственного компонента. В общении высоко ценятся такие качества как: уважение, равенство, верность, помощь товарищу, смелость, честность и т.д.У них проявляются умения сравнивать, анализировать поступки товарищей, видеть их этическое содержание. Необычность, уникальность одноклассника воспр-ся как нежелательный фактор. Большую тревогу вызывают подр., к-ые оказались не принятыми или «отвергнутыми» в классе. Половая идентификация – одно из направлений развития чувств взрослости. Все изменения, к-ые происходят в РЛ подр., требуют изменения и в системе взаимоотношений с взрослыми. У подр. проявляется стремление быть взрослым, но нет навыков проявления своей взрослости и сам подр.это хорошо понимает.Нежелание или неумение взрослого найти подр. новое место рядом с собой или тормозит его развитие или оно приобретает нежелательные варианты и формы проявления.



9.В юн. возрасте общение играет важное воспит. значение. Чувство взрослости трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самоуважения, к-ое прояв. в стремление выработать сою индивидуальность. В общении удовлетворяется потреб. в признании своей л., индивидуальных особенностей, своей непохожести на других. Для юноши становится важным чувствовать себя нужным в группе, иметь в ней определенный престиж и авторитет. Особое место занимает уединение, своеобразная форма общения с самим собой. Завоевание л. внутренней свободы – один из путей к свободе от группы. В юн.возрасте усиливается потреб.в дружбе. В основе к-ого лежит потреб.в понимании другого и себя другими, а также в самораскрытии. Дружба может приобретать новое качество: возникает первая влюбленность. У девушек, в связи с их ранним созреванием, потреб.в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков, а потому их интерес первоначально направлен на ребят постарше. У юношей возникает необходимость выработать «мужскую» линию поведения в общении с девушками,т.к. юношам принадлежит инициатива ухаживания. Большие трудности испытывают те, к-ые «запаздывают» в своем развитии: имеют низкий рост, «щуплое» телосложение.Возможны и негативные последствия РЛ в этой ситуации: замкнутость, прояв. комплексов неполноценности и т.д.


10. Индивидуум – это чел. со своими психофизич. характеристиками. Субъект – чел, выступающий в качестве источника активности, носителя познават. и предметно -практич. деятельности, действ-й индивидуум. Чел – часть общества, определ-ий свое место в нем, и свое отношение к мир, людям, самому себе. Это субъект общественных отношений. Восп. рассм-ся как проц., некая деятельность, обозначает уровень результативности этой деятельности. Восп. рассм-ся как: 1-проц. формир. л. воспитанника.2-восп.-целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организация определенных отношений между ними, развитие активности, ведущей к усвоению ими общественно значимого соц.общества.3-восп-есть целенап. формир. у чел.системы отношений к окруж.миру. 4-ПВ-есть целенап. проц. организации пространства, создания условий жизни и деятельности чел, способствующих развитию и актуализации его сущностных сил(‘+’качеств, творч.способностей, умственных и физ.сил).Цель- способствовать развитию и самосовершенствованию. ПВ имеет свои особенности:1-цель восп.определ.обществом.2-ПВ,его цель и содержание определ.не только днем сегодняшним, но и будущим.3-ПВ это проц. двусторонний и активный.4-Восп.-процесс многофакторный,т.е.на результат влияют родители, друзья, погода и т.д.5-Восп-процесс многоступенчатый(форм-ие знаний, развитие чувств, навыков поведения; форм. понятий, развитие чувств, осознание действий, преодоление отриц. привычек; форм. убеждений, развитие и обогащение чувств, форм.устойчивых привычек, определенность нравственных и идейных принципов).6-восп-процесс длительный и малозаметный для внеш.восприятия.7-ПВ тесно связан с процессами обучения и развития.





















11. Закономерность-это объективно существующая, повторяющаяся взаимосвязь явлений, проц-в событий.Зак-ти ПВ обусловлены с одной стороны зак-ями РЛ и с др.стороны соц.явлениями в обществе: 1-восп.зак-но связано с развитием личности.2-требования общества могут и должны переходить во внут. мотивы поведения чел.Восп.ведет за собой развитие. 3-Результат восп.зак-но зависит от воздействий на чувства, сознание и организацию деят. в их совокупности.4-эффективность восп.зависит от учета, согласованности воздействия, совокупности объективных(действуют не на чел., а на ПВ. Наследственность, природные, бытовые условия)и субъективных(микросреда, семья, воспитатель, деятельность школы, культурно-восп.учреждения) факторов.5-эффективность восп. обусловлено целесообразностью организованной деят-тью воспитанников;единство цели, содержания и метода восп.6-зак-а взаимосвязь «деятельностей»:воспитателя(ф-ии его –развивающая, воспит-я, организаторская), воспитанника(деят. его-определенное отношение к миру, зак-но определяется и зависит от активности самой л. в соответ.условиях), их взаимодействие(должно быть гуманистическим,т.е. нравственное равенство,т.е. взаимная требовательность и ответственность, стремление к взаимному пониманию и уважению, корректность в проявлении своих мыслей и чувств).


12. Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникшая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой л. Самовосп.находится в непосредственной зависимости от содержания того или иного возраста. Потребность в самовосп.возникает у школьников уже в младшем возрасте. Потребность в самовосп.явл-ся высшей формой РЛ. Ведущим компонентом содержания самовосп.явл-ся формирование волевых и нравственных качеств. На самовоспитание влияют: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат, помощь учителя в выбое приемов и ср-в воспитания. По отношению к самовосп. Школьников коллектив выполняет две основные ф-ии: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовосп.и организует этот процесс. Наиболее распространенными приемами самовосп. явл-ся: самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка.


13. перевоспитание нацелено на изменение, преобразование неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности. Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определнных путей и ср-в, влияющих на изменение сложивщегося стереотипа поведения; активизацию позиций школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в уч.работе, в сфере досуга; применение системы требований, средств поощрения, порицания, стимулирования и контроля. Современная пед.мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становлнеия, развития и формирования. А.С.Макаренко, работающий с детьми тяжелых судеб и серьезных социальных отклонений, утверждал, что любого ребенка можно воспитать, если его поместить в нормальные человеческие условия.