Файл: gotovye_shpory_po_pedagogike_moi-1068.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14. Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Три метода воспитания – это три стороны пед.влияния на становление л.: 1-педагог способствует восприятию мира.2-педагог помогает ребенку осмысливать этот мир. 3- педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка. Метод, по словам В.В. Краевского должен отвечать 3 требованиям: 1-д.б. заложена цель.2-способы достижения цели.3-субъекты достижения цели. Воспитание- целесообразный процесс воз-ия на л. с целью форм-ия определенных качеств и опыта поведения. Метод-способ, путь, совокупность приемов по достижению цели.




15. Использование методов форм. сознания осуществляется с помощью устного и печатного слова. Рассказ – это монолог по форме, изложения яркого, красочного, достаточно краткого и эмоционально насыщенного. Большое значение особенно в млад. сред. возрасте имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деят-и. 3 задачи имеет:1-вызвать ‘+’ нравств. чувства.2-раскрыть содержание нравств. понятий и норм поведения. 3-преставить образ нравственного поведения и стремление подражать ‘+’ примеру. Лекция-это монолог воспитателя, содержащий достаточно объемную, сложную, логически выстроенную информацию.Применяется в основном в старших классах. Беседа – диалог, с целью выяснения мнений, суждений партнеров по определенному ?. М.б. индивидуальной или групповой. Цель – подвести к заранее продуманному педагогом выводу. Дискуссия(диспут) – цель-убедить другого чел. в чем-л. Обмен суждениями. Убеждение – (как метод)- это воздействие на сознание л. посредством обращения к его критической части. Внушение – обращение к некритической части убеждения, форм-приказ. Объяснение - анализ «разложение» на состовляющие того или иного факта, явления. Промежуточным между (знанием-суждением-убеждением) и (действием-поступком-поведениея) стоит требование (краткая по форме, но большая по содержанию формулировка, выполнение к-ого необходимо,м.б.простыми и сложными)и личный опыт.


16. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни чел. правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплиниров-сть как качество л. характеризует ее поведение и проявляется в выдержанности, внутр.организованности, ответсвенности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам. Школьная дисцип. – одна из форм проявления дисцип.общественной. Дисциплинир-ть как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит отражение в понятии культура поведения. В нее входят: культура общения, к.внешности, к.речи, и бытовая к. Воспитание к. общения требует форм. доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. К. речи – это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразит.языковые ср-ва. К. поведения детей в значительной мере формируется под влиянием л.примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, сложившихся в школе и семье.



17.С др.времен известны такие методы стимулирования как: поощрение, наказание, соревнование и субъективно-прагматический метод. Поощрение – выражение ‘+’ оценки действий воспитанников. Оно основано на возбуждении ‘+’ эмоций. Виды поощрения разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д. Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Наказание – это метод пед. воздействия, к-ое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др.людьми. Как и др. методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания(осуждения). В школе практикуются: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание, отстранение от занятий. Субъективно-прагматический метод основывается на создании условий,когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно.












18. Среди трудных Блонский выделяет следующие типы: неуспевающие, дезорганизаторы, ленивые, единственные дети в семье, психически недоразвитые дети. Сегодня же существуют различные подходы к определению трудности. Психологи Хевит и Дженкинс выделяют 2 большие группы: дети с «социализированными формами»(не характерны эмоциональные расстройства и к-ые легко приспосабливаются к соц.нормам) и дети с «несоциализированным», агрессивным поведением(находятся в очень плохих отношениях с др.детьми и со своей семьей. В отечественной литературе выделяют: педагогически запущенные (деформации связаны со школьным уч.-воспит. Процессом, отношением к уч.деятель., учителям, нормам и т.д, но они отличаются трудолюбием, имеют четкие профес. намерения), социально запущенные(не только плохо учаться, но и имеют хронические отставания по уч.предметам, они профес. не ориентированнысужен сфера интересов, отчуждены от семьи и школы, характерны серьезные соц.отклонения: бродяжничество, наркомания, пьянство, правонарушения и т.д.), психически нездоровые(с отклонением психического развития и нервно-психическими заболеваниями).


19. Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и др. членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семья и ребенок – зеркальное отражения друг друга.В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Общение родителей с детьми сводиться к контролю за учебой, а сам контроль к выяснению оценок. Сколько семей, столько особенностей воспитания. Можно выделить такие виды: 1-семьи, уважающие детей. 2-отзывчивые семьи. 3-материально-ориентированные семьи. 4-враждебные семьи. 5-антисоциальные семьи. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.Составными компонентами Сем.восп.явл-ся: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.



20.Патриотизм как качество л. проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам, в интернационализме – уважение и солидарность с др.народами и странами. Оно осуществляется в процессе включения учащихся в активный творческий труд на благо Родины, формировании бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа. Важную роль играет организация работы по изучению гос. символов РФ: герба, флага, гимна, символики др.стран. Формирование культуры межнационального общения способствует изучению иностранных языков, раскрывающих культуру, традиции и обычаи страны. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижении нашей страны в области науки, техники, культуры.



















21. Формиров.эстети. культуры-это процесс целенаправленного развития способности л. к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Цель – разностороннее развитие эстет. активности л, проявляющий себя в практической деят-ти – отношении к чел, природе,обществу,искусству,обычаям и традициям народа, формам поведения, к миру вещей, самому себе. Эстет-и развитая л. становиться способной чутко воспринимать проявление прекрасного в окружающей жизни, наслаждаться этим, объяснять это другим. Задачи: 1-развитие эмоционально-чувственной сферы. 2-раскрыти и развитие художественных способностей детей, форм. интересов, наклонностей и предпочтений. 3-накопление элементарных знаний и впечатлений. 4-форм. эстет. понятий, суждений, оценок и идеалов. 5- развитие и форм. эстет. вкуса в выборе достойных произведений искусства и бытовой жизни. 6-выработку потребности в постоянном общении с прекрасным в окруж. жизни.7-форм. эстетич.культуры посредством расширения эстет. кругозора, передачи опыта. 8- побуждение творить прекрасное в повседневной деятельности, труде, быте, чел.отношениях. 9-форм. у ребенка привычек и норм поведения в соответствии с эстет. идеалом. Задачи можно рассматривать и в контексте его основных направлений: художественное, историко-культурологическое, филологическое, нравственный аспект, экологический, физический,деятельный, бытовой, учебный.


22. Каждый поступок мы оцениваем при этом используя понятие морали. Мораль понимается как обычай, нрав, правило. В качестве синонима к этому слову use понятие этика, обозначающую привычку, обыкновение, это также наука, изучающая мораль. В зависимости от того как освоена и принята чел, мораль и как он соотносит свои убеждения и поведение с мораль.принципами можно говорить об уровне нравственности.Нравст.-это личностная хар-ка, объединяющая такие качества и св-ва, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение чел.Правило, имеющее общий хар-р,т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма-это правило, требование, определяющее как чел.должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в кот. они действуют. Для каждой такой области( профессиональные, межнациональные и др.) есть свое исходное начало, к-ому подчинены нормы – нравственные принципы. Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец поведения, к к-ому стремятся все считая его разумным, полезным, красивым. Формирование основ нравст.культуры школьников осуществляется в системе нравст. воспитания в условиях школы, семьи, общества.



23.трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся , оно является базой трудового воспитания. В условиях школы решаются следующие задачи труд. воспитания: форм. у учащихся ‘+’ отношения к труду, развитие познавательного интереса к знаниям, воспитание высоких моральных качеств, вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками. Содержание труд.восп. составляют след. виды труда: 1-учебный труд(труд умственный и физический на уроках трудов, пришкольных участках и т.д.). 2- общественно-полезный труд (труд по обслуживанию в школе и дома: уборка класса, уход за насаждениями, бытовой труд дома; тимуровская работа и т.д.). 3- производственный труд (участие в создание материальных ценностей, включение детей в производственный труд – это ученические производственные мастерские и цеха, школьные и межрайонные заводы и т.д).












25. Акселерация - (от латинского «акселерацио» - ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Тело растет быстрее, чем созревают психические ф-ии, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. Среди основных причин акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. А также: радиоактивное загрязнение среды обитания чел., уменьшение кол-ва кислорода в атмосфере. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физ.развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.


26. Крупская рассм-ла коллек. как среду развития ребенка и придавала большое значение организац. единству детей в условиях коллек. деятельности. Макаренко доказал, что никакой метод не м.б. выведен из представления о паре: учитель + ученик, а м.б. выведен из общего представления об организации школы и коллек. Сухомлинский, усматривая задачу школы в обеспеч. творч. саморазвития л. школьника в коллек., предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного пед. процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллек. учащихся с пед. коллек. Он в основу своей воспит. системы творч. развития л. положил идею направленного развития у ребенка субъективной позиции. Положение л. в системе коллек. отношений зависит от ее индивид. опыта. Там, где соответствие налицо, включение л. в систему сложившихся отношений легче. Как сложатся отношения коллек. и л., зависит не только от качеств самой л, но и от коллек. Есть 3 модели отношений между ними: 1- л. подчиняется коллек.(конформизм).2- л.и коллек. нах-ся в оптимальных отношениях(гармония). 3-л. подчиняет себе коллектив(нонконформизм).



27. ПО - целенаправленное, последовательно изменяющ. взаимодействие преподавателя и учащегося в ходе и результате к-ого решаются задачи образования, развития обучаемых. Ф-ии ПО:1-обучающая (реализуется посредством постановки и решения образов. задач: усвоить те или иные знания, сформировать умения, навыки в той или иной области деят-ти). 2- воспитывающая (в ходе и резулт. ПО на основе знаний, приобрет-ого опыта, воспитываются запланированные черты характера, форм. мировоззрение и определ. отношение к миру). 3- развивающая (качественные и количественные изменения св-в, качеств, хар-к психики, восприятия, памяти, речи и т.д.). Решаются: посредством постановки и решения определ. задач. На уроке ставится общая образовательная цель: изучение такого-то материала, ознакомление, тренировка и т.д. Обучение ведет за собой развитие и всегда оказывает воспитывающее воздействие.


28. Закономерность – это внутренняя существенная связь обучения, к-ая обуславливает их необходимое проявление и развитие. Закономерности ПО зависят от: 1-уровня и темпа развития общества; потребности и возможности общ., уровни развития и возможности пед.науки и практики. 2- процессы препод. и учения взаимосвязаны в целостном воспит.-образоват. процессе. 3- цель обучения определяет содержание, методы и формы и в свою очередь они обусловливают степень достижения цели.4-ПО эффективен только при соответствии(не тождественен) цели учителя и учащегося.Конкретные закон-сти: 1-ПО закон-о зависит от уч.возможностей учащегося(интеллектуальных, волевых, эмоц.).2- ПО зависит от учета и опоры на возраст и психол. особенности л.(степень тревожности, экстра-,интравертность и т.д.). 3- ход и результат ПО зависит от учета индивидуальных особенностей учащихся. 4- обучение связано с целостным форм. и РЛ. 5- обучение зависит от индивид., психол.особенностей учителя, уровня мастерства и т.д.






29. СО – (основоположники: Лернер, СКаткин, Кролевскй)- процесс усвоения соц.опыта, накопленное поколениями, адаптированный для изучения школьников. Компоненты содержания образования (см. табицу): инф-ия о мире (знание – совокупность сведений, воспринятых, фиксированных в памяти, усвоенных и готовых к воспроизведению; виды зн:1-основные понятия и термины отражающие и науч.понятия и повседневную жизнь.2- факты науки и повсд.жизни.3-основ.законы и закономерности.4-разнообразные теории.5-зн. о способностях деятельности и методах познания.6-оценочные знания), опыт осущ.сп-в деят.(умения-это способность, приобретенная знаниями и опытом совершать определ. действия. Основ.хар-кой явл. их осознанность. Навык – бессознательный, автоматизированный компонент сознател.действия. Они бывают: общенауч.(нужны при обучении любого предмета) и спецефическими.(форм.отдел. предмет.областью), опыт тв. деят. и опыт эмоц.отнош. Гос.стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразоват.подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, ср-ва обучения и контроля.В гос.стандарте выделяют 3 группы: федеральный, национально-региональный и местный, школьный. Гос.стандарты приобретают реальное воплощение в форм.СО в след.документах.