Файл: Взаимосвязь и взаимозависимость экономики предприятия и других экономических наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бизнес требует квалификации, технологической дисциплины, некоторые работники сопротивляются.

    • Бессубъектность персонала как тормоз развития бизнеса.
    • Несовместимость личности и функции.
    • Бизнес требует средств на развитие, а персонал - на социальные программы.
    • Рентабельность бизнеса предусматривает увольнения.
  1. Цели руководителей - Цели руководителей
    • Борьба руководителей разных служб за ресурсы статусы, полномочия.
    • Внутрифирменная конкуренция за клиентов.
  2. Цели руководителей - Цели персонала
    • Руководители стремятся обеспечить собственникам доходность, подчиненные требуют роста зарплаты.
    • Спонтанное управление и требование порядка.
    • Руководители требуют полной отдачи, персонал работает по минимуму.
  3. Цели персонала - Цели персонала
    • Частные группы интересов за счет других.
    • Противоречие интересов между: зарабатывающими и обеспечивающими подразделениями, закупающими и торгующими, инноваторами и консерваторами.

Корпоративное планирование предполагает различные уровни масштабирования. Тем не менее, даже на маленьких предприятиях редко формулируется только одна цель.

Современная концепция управления деловыми организации предполагает, что в конечном итоге, усилия менеджмента должны быть направлены на достижение главнейшей экономической цели - повышения стоимости бизнеса , которая складывается из двух составляющих - прибыльности операций и уровня использования капитала. Таким образом, руководство должно в первую очередь стремиться повышать доходы, снижать затраты, сокращать период оборачиваемости денежных средств, распродавать непрофильные активы и выводить вспомогательные функции на аутсорсинг.

Рис. 5.1. Схема повышения стоимости бизнеса

Вероятно, правильнее было бы сказать, что стремление к стоимости бизнеса - цель скорее собственника, чем самого бизнеса. Собственник (учредитель, инвестор) создает бизнес, приглашает руководителей или руководит сам, руководитель нанимает персонал. Все они являются источником организационных целей. Однако и собственник, и руководители, и персонал могут осуществить свои цели только через бизнес. А цель бизнеса телеономична , ибо бизнес существует только в расчете на клиента. Если у бизнеса нет покупателя его продукта, то бизнес исчезает. Отсюда следует, что основная цель бизнеса - создание, расширение и развитие клиентской базы. (Пригожин А. , 2003).


В целом, можно выделить три типа целей бизнеса :

  • телеономические - уровень выживания;
  • направленные - уровень стабильного функционирования в заданных условиях);
  • устремленные - уровень проактивных действий.

Соответственно, каждый тип можно рассматривать в ряду значимых внутренних аспектов организации :

  • уровни целеобразования;
  • управленческие ценности;
  • стили управления;
  • методы управления;
  • типы организационной культуры.

Условно это можно представить в виде таблицы:

Типы целей

Телеономия

Целенаправленность

Целеустремленность

Уровни целеобразования

"Встроенные цели", жизне-обеспечение (сохранение целостности, равновесия, прибыльность и т.д.)

"Настройка" на стабильные цели (тип клиентов, услуг и т.п.)

Способность к порождению новых целей, к изменению условий

Управленческие ценности

Самосохранение

Выбор из имеющихся вариантов

Изменение среды

Стили управления

Неактивный
Поддержание равновесия и функционирования

Реактивный
Адаптация изменениям среды

Проактивный 
Формирование среды (новых потребностей, услуг)

Методы управления

Контроль

План

Формирование образа будущего

Типы организационной культуры

Интеграция "все вместе"

Профессионализм. Качество работы

Идеология фирмы. Авангардные ценности и цели.

Для обеспечения эффективной работы, в организации следует время от времени проводить диагностику целей. Необходимо найти ответы на вопросы: между какими целями существуют рассогласования? Как соотносятся между собой все эти цели? Где основные противоречия? Между какими целями назревают конфликты? Каким образом проводить согласование этих целей?

Диагностика целей должна выяснить следующее:

  • Соответствие целей. Насколько соответствует цель организации окружающей ее среде? Имеется ли достаточное число потребителей для обеспечения выживания организации?
  • Ясность целей. Достаточно ли конкретно сформулирована цель, чтобы включать одни вещи и исключать другие?
  • Согласие относительно целей. В какой степени люди демонстрируют в своем неформальном поведении согласие с декларированными целями?

  1. Назначение производственной подсистемы предприятия.

Исследование производственных систем может осуществляться на основе структурного и функционального подходов.

Структурный или объектный подход характеризуется разделением производственной системы на составляющие элементы (объекты) по определенным признакам и сложившимся связям между ними. В рамках такого подхода формируется производственная структура, когда основным элементом является рабочее место, на котором выполняется производственная операция как основной элемент производственного процесса. На основе структурного подхода формируются иерархические уровни и соответственно вертикальные связи в производственной системе.

Функциональный подход предлагает выделение функциональных подсистем, в основе которых лежит их роль в реализации целей системы или определенный вид деятельности. Наибольшее применение функциональный подход получил в 70-х годах в рамках ситуационной теории менеджмента. Он дает представление об основных рычагах и механизмах, приводящих в действие систему и обеспечивающих ее сбалансированную работу в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Любое предприятие (организация) состоит из совокупности взаимосвязанных систем, каждая из которых имеет определенную функцию и действует в соответствии с задачами организации и играет важную роль в ее выживании.

Несмотря на отсутствие единого подхода к функциональному структурированию организации, чаще всего его основой является ресурсный подход. Так, например, в составе организации выделяются: подсистема техники, подсистема человеческих ресурсов и подсистема управления. Если организация рассматривается не только как форма устройства общественного производства, но также как форма социально специализированной деятельности людей, то в качестве функциональных подсистем чаще всего выделяют производство; финансы; персонал; менеджмент; НИР. Выделение функциональных подсистем служит основой формирования горизонтальных связей в производственной системе предприятия. В соответствии с функциональным подходом в производственной системе предприятия выделяются подсистема основного производства, подсистема вспомогательного производства и подсистема обслуживания. В рамках подсистем осуществляются определенные виды деятельности, самостоятельность и определенность целей и содержание которых позволяет объединить их в следующие функциональные подсистемы:


1. Подбор, расстановка, повышение квалификации, управление профессиональным продвижением кадров. Эта подсистема реализуется отделом кадров и входящей в его состав службой подготовки и повышения квалификации кадров. Подбор и расстановка кадров в соответствии со знаниями, опытом и способностями, а также дальнейшее повышение их квалификации, имеет важное значение, так как уровень профессиональной подготовки, особенно управленческих кадров, в значительной степени определяет успешную работу предприятия.

2. Внутризаводское стратегическое и тактическое планирование и прогнозирование. Для реализации этой подсистемы на предприятии создается планово-экономический или планово-производственный отдел. Основной направленностью этого подразделения является планирование производства и реализации продукции, развития предприятия, себестоимости, прибыли и рентабельности производства, труда и заработной платы, финансов, материально-технического обеспечения и социального развития коллектива.

3. Техническое развитие предприятия и техническая подготовка производства. Эта подсистема реализуется специально создаваемыми службами главного конструктора и главного технолога, которые занимаются конструкторской и технологической подготовкой производства, включающих:

  • решение задач по проектированию новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции;
  • обеспечение производства необходимой документацией по этой продукции;
  • проектирование новых и совершенствование уже освоенных технологических процессов;
  • опытную проверку и внедрение технологических процессов.

4. Организация и управление основным производственным процессом. Эта подсистема реализуется непосредственно в цехах основного производства. Управленческий персонал цехов и участков, участвующий в этом процессе организует и управляет процессом выполнения производственных программ с заданным ритмом и необходимого качества.

5. Организация и управление обслуживающими процессами. Эта подсистема охватывает вспомогательное и обслуживающее производства и реализуется ремонтно-механическим, инструментальным, энергетическим, транспортным и складским хозяйствами. Она включает решение задач обслуживания и ремонта всех видов оборудования и оснастки, обеспечения инструментами, всеми видами энергии, транспортное и складское обслуживание.

6. Оперативно-производственное планирование и диспетчеризация. Реализация этой подфункции возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия, которая осуществляет объемное планирование, обеспечивая тем самым рациональное построение производственной программы для предприятия и его цехов, оперативно-календарное планирование путем разработки календарных планов производства и календарно-плановых норм и диспетчерский контроль за производством, благодаря чему поддерживается ритмичность и равномерность выпуска продукции.


7. Управление качеством продукции. Основной целью этой функциональной подсистемы является реализация трех основных составляющих системы качества продукции:

  • обеспечение качества;
  • управление качеством;
  • улучшение качества.

Ее выполняет отдел технического контроля, который в рамках системы качества осуществляет контроль за качеством сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, параметров технологических режимов, на всех стадиях производства; участвует в разработке и осуществлении мероприятий по повышению качества продукции и предупреждению брака.

8. Организация труда, нормирование и материальное стимулирование. Эта подфункция реализуется отделом труда и заработной платы, подразделением, на которое возложена работа по разработке и внедрению рациональных форм организации труда на рабочих местах, систем обслуживания рабочих мест, внедрению прогрессивных приемов и методов труда, расчету технически обоснованных норм для всех категорий работающих и их внедрению, выбору оптимальных режимов труда и отдыха и созданию благоприятных условий труда на рабочих местах, а также применению рациональных форм и методов оплаты труда и материального стимулирования.

9. Организация материально-технического обеспечения и сбыта продукции. Эта подфункция реализуется соответствующим отделом, работники которого планируют потребности во всех видах материально-технических ресурсов, заключают договоры на их поставки, осуществляют приемку, размещение, хранение и их отпуск цехам и участкам предприятия, контролируют их использование.

10. Учет производства и реализации продукции и услуг, осуществление финансовой деятельности предприятия. Как правило, эту подфункцию реализуют бухгалтерия и финансовый отдел предприятия. Бухгалтерия занимается учетом материальных и денежных ценностей, расчетом заработной платы для всех категорий работающих, учетом производства и результатов хозяйственной деятельности, ведением бухгалтерской отчетности и т.д. Целью деятельности финансовой службы предприятия является управление процессами образования доходов (накопительная функция), осуществление расходов (распределительная функция), анализ и контроль за результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

11. Организационно-техническое и хозяйственное обслуживание производства. В рамках этой подфункции решаются вопросы обеспечения всех руководителей, структурных единиц предприятия и их работников всем необходимым для эффективного выполнения своих функций и обязанностей. Деятельность хозяйственной службы направлена на обеспечение работников канцелярскими принадлежностями, вычислительной и компьютерной техникой, мебелью и оргтехникой, расходными материалами, всеми видами связи, а также на поддержание чистоты и порядка в помещениях.