ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
1.понятие форм и средств обучения. Развитие –личное развитие человека. Обучение –целенаправленное воздействие учителя и учащегося, в ходе которого решаются задачи воспитания и развития личности. Результаты обучения- в узком смысле является знаний и навыков. Знание: понимание и сохранение в памяти абстрактных и конкретных средств о явлениях. Умения способность воспользовать действия, опираясь на знания. Навыки автоматическое умение
2.практические методы обучения,псих.основы.Метод обучения-это способ совместной деятельности учителя и учащихся для решения учебно-воспитательной задачи.В практические методы входят упражнения,опыты,лабораторные работы.Упражнение используется на этапе закрепления материала.Правила использования методов обучения:1.не существует универсального хорошего единственного метода обучения,2.в процессе обучения нужно использовать комплекс методов.
3.наглядные методы и средства обучения.Входят иллюстрации и демонстрации.Иллюстрация-1.в поле зрения ученика должно быть не более 1-2 пособий одновременно,2.показ пособий должен сопровождатся словами учителя.Фильм,демонстрация-1.должен также предваряться словом учителя.
4.домашняя работа как форма обучения.методика ее организации. Смотри по опорному сигналу, принцип опорного сигнала в 1 семинаре
5.принцип доступности его псих.основы.пути реализации.
6.самостоятельная работа в процессе обучения. Смотри по опорному сигналу, принцип опорного сигнала в 1 семинаре
7.принцип учета возрастных индивидуальных особенностей обучения.в дидактике существует непостоянное число принципов.одним из них является принцип учета возрастных особенностей(классич.принцип).Наличие в психике у подростков критически-логического барьера восприятия может помешать им усваивать тот материал,который не предназначен для их возраста и особенностей понимания.В 12 лет у ребенка обнаруживается так называемый «интеллектуальный провал»,а вот в период с 15 до 18 лет у молодых людей появляется высокий этический барьер восприятия.
8.принцип науки и его реализации.Принцип –это руководящая идея.На основе принципа строится процесс обучения.
9.словестные методы обучения,псих.основы.Подразделяются на рассказ,беседу,(Сократ)лекции.Беседа –это цепочка взаимосвязанных вопросов,каждый из которых стимулирует к новому вопросу,а ответ-в конце беседы.Противопоказания(беседа)-заранее не планировать вопросы,подготовку учкеников(запас знаний),объяснение=рассказ,Лекция-1.ограничение по времени,2.на этапе обобщения материала(крупной темы)
10.Принцип прочности и его основы.
! обеспечивается: -содержательностью материала, ощущением важности, его необходимости для общения
- яркостью материалов (напр: создание живых образов, установление ассоциаций, аппеляция к чувствам и мышлению Уч-ся)
- тренировокой в воспр-и усваемого мат с включением зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов
- самост творч применением мат при решении ком задач во всех видах реч д-ти
- сист контролем за усвоением мат
Рогова:
-
при ознакомлении с нов мат показывать его важность для общения
-
установите разл связи, кт затрагиваю мысли и чувства уч
-
обеспечьте встречу, неск раз, к усваеваемым мат, в разн контекстах
-
установите обр связь с помощью разл форм и видов контроля
-
проведите системат-ю яз мат на основе реч опыта
11.Проблемное обучение
Опирается на понятие – задача и действие. Проблемная задача, кт ставится Уч, явл той познавательной задачей, кт ученик должен решить. Познават задача х-ся противоречием м\у имеющимися знаниями. Умениями и предъявляемым требованием. Проблемная ситуация м.б.в рамках изучения любого уч.предмета. Главное, чтоб она вызывала у У стремление к поиску ее решения, путем анализа условий и мобилизации имеющихся знаний.
Пробл. обуч-е способствует самост-ти, творческому мышлению, разв умств способностей. Используется в ВУЗах, в чистом виде не исп-ся в шк.
Пробл обуч-е – это обуч-е решению нестандартных задач, в ходе кт У усваивают новые знания, умения, навыки.
Суть проблемной интерпретации учебного материала - препод не сообщает знаний в готовом виде, но ставит проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Пробл обуч-е можно назвать развивающим, т.к. его цель – это форм-е знаний, гипотез, их разработки и решений.
3 условия успешности пробл обуч-я: 1) обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы, 2) обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного), 3) значимость инф, получаемой при решении проблемы.
В совр П 3 осн формы проблемного обуч-я: - проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара, - частично-поисковая д-ть при выполнении эксперимента, на лаб работах, - самост исследов-ая д-ть
Проблемный метод предполагает след шаги: пробл ситуация→проблемная задача→ модель поисков решения→решение.
12.технологии обучения в современной школе.
13.закономерности процесса обучения. Этапы процесса обучения: Связан с процессом познавательной деятельности. Созерцание-рассматривать, изучение ( процесс сам. Исслед. – объяснение, учитель дает готовые задания.
Процесс обучения: 1. мотивация (внешние побудители,стимулы. Постановка целей 2 объяснение нового материала(совместная деятельность 3 закрепление материала 4 опрос-оценка учителя . Принцып- руководящая идея. На основе принцыпов строиться процесс обучения. В дидактике непостоянное число принципов.
1. Нгалядность-нвидит информацию
2.Воспитывающее и развивающее. Знание по предмету-формирование личности. Псих. Разрабатывают теории,которые показывают,как ребенок усвоил материал.
3.Сознатеольность и активность-активное обучение.
14.принципы и правила обучения.принцип –это руководящая идея,на основе которой строиться процесс обучения.В дидактике существует непостоянное число принципов.самые главные из них:
1.принцип наглядности.разработан педагогом Яном Амосом Каменскими предполагает,что в учебном процессе следует использовать такие средства обучения которые позволяют не только услышать,но и увидеть информацию наглядно.
2.принцип воспитывающего и развивающего характера обучения.Знание по предмету есть средство формирования личности ученика.Психологи разрабатывают теории,кот.показывают как ребенок усваивает материал.Автор этой теории Занков.Развитие интеллекта начинается с работы с конкретным материалом.Этот принцип учит анализировать материал.*ребенок –это не сосуд,кот.нужно заполнить знаниями.*Учитель должен иметь представление о психологии.
3.принцип сознательности и активности обучения.Если обучения пассивно-оно становится неинтересно.Этап мотивации обеспечивает активность ребенка.Нужно чтобы учитель владел приемами активизации познавательной деятельности.
Правила
обучения.(приемы)1.стимулирующая
новизна-использование фактов,кот.вызывают
удивление.2.видеть новое в знакомом.,(прием
отстранения и странности)3.прием мотивации
значимости вашего предмета(*вы сейчас
не знаете,но к концу урока узнаете)4.принцип
индивидуальности .ВасВас.Розанов
разработал эти принципы,возвратил в
педагогику философ.базу.Этот принцип
предлагает сохранение ив материале ,и
в ученике индивидуальности *личность-цель
образования*,Если школы не учитывают
принципы индивидуальности,то возникает
процесс обучения вообще.Учитель должен
увидеть изюминку в каждом ученике.5.принцип
учета возрастных индивидуальных
особенностей обучения.в дидактике
существует непостоянное число
принципов.одним из них является принцип
учета возрастных особенностей(классич.принцип).Наличие
в психике у подростков критически-логического
барьера восприятия может помешать им
усваивать тот материал,который не
предназначен для их возраста и особенностей
понимания.В 12 лет у ребенка обнаруживается
так называемый «интеллектуальный
провал»,а вот в период с 15 до 18 лет у
молодых людей появляется высокий
этический барьер восприятия.
Принц обуч
– наиб общие руководящие положения, в
кот выражены требования к содерж-ю,
организ-и, технологии и методике обуч.
ПО подразумевает те положения общеметодич
хар-ра, на кот опирается обуч и учение
вообще. Различ дидактич (общие) принципы
и методич (частные). Впервые дид пр
сформулир Яном Амосом Каменским в его
книге «Великая дидактика»:1) пр
сознательности и активности; 2) наглядности;
3) постепенности и систематичности
знаний;4) упражнений и прочного овлад-я
знания и навыками.+ п-п научности+ п-п
доступности+ п-п индивидуального
подхода+ п-п развив-его обуч . сознательности
и активности заключ
в целенаправл активном восприятии
изучаемых явлений, их осмыслении,
творческой переработке и применении.
Вытекает из целей и задач средней школы,
призванной готовить активных и самост
членов общ-ва, а также из ос-тей процесса
обуч, требующего осмысленного и творч
подхода к изучаемому материалу. Сознат
усвоение хар-ся: пониманием изученного,
осознанием путей получения нового
знания, умением применять знания.
Активность - деятельное сост уч-ся, кот
хар-ся стремлением к учению, умствен
напряжением и проявл-ем волевых усилий
в проц овлад-я знаниями. Такую активность
уч-ся в обуч наз познавательной
активностью. П-п
наглядности
усвоение уч-ся знаний путем непосредств
наблюдений над предметами и явл-ями,
путем их чувственного восприятия. Хар-р
и степень исп-я наглядности различны
на разных этапах обуч. Конкретная
наглядность (например, рассмотрение
моделей геометрических тел) должна
постепенно уступать место абстрактной
наглядности (рассмотрению плоских
чертежей). П-п
постепенности и систематичности знаний
Излагать
знания систематически - значит при
изуч-и нового опираться на ранее
пройденное, выделять в нем главное,
вскрывать общую идею, формир-ть у учащихся
умение анализировать, систематизировать
и обобщать изуч явл-я и факты. П-п
упражнений и прочного овладения знания
и навыками Прочность
усвоения мб обеспечена четким выдел-ем
главного в уч материале, выявлением
внутр и внешн связей изуч материала П-п
научности Образоват
материал, составляющий содержание шк
обуч, должен в определ мере соответствовать
ур-ню совр науки. П-п
доступности
объем и содерж-е учебного материала по
силам учащимся, соответств ур-ню их
умств разв-я и запасу знаний, умений и
навыков.
П-п
индивид подхода.
адаптация обучения к содержанию и уровню
знаний, умений и навыков каждого
учащегося, к хар-ным для него ос-тям проц
усвоения, к устойчивым ос-тям его
личности. Принцип
развив-го обуч Выгодский:
обуч определ разв-е, - обуч обеспеч
овлад-е не только содержанием знаний,
но и методами, спос-ми их приобрет-я.
15.пути преодоления неуспеваемостей.метод опережения.Этот метод используется для экономии времени.Детям не хватает времени для усвоения нового трудного материала. Надо давать больше времен и дольше работать. Надо опережать программу и по- другому строить урок. Опережение результата. При подаче материала нужно немного забегать вперед, чтобы ученикам в дальнейшем было время усвоить материал. Сами ученики могут нагнать программу. Им могут объяснить материал их же одноклассники. Результат: Спокойная деловая обстановка, у учеников исчезает страх ничего не успеть. Ученики- союзники учителя. Происходит усвоение новых тем, никто не отстает от программы, исчезают пробелы в знаниях
16.функции процесса обучения.процесс обучения-это целенаправленные взаимодействия
детей и учителя ,в ходе которого решается задача обучения,воспитания и общего развития личности.Результатом обучения в узком смысле являются приобретения людьми знаний ,умения и навыков.Знание-это сохранение в памяти абстрактных и конкретных представлений о предмете.Умение-способность выполнять какое-нибудь действие ,опираясь на правила.Навыки-автоматизированное умение.Функциями самого процесса обучения являются 1.представление о предмете,2.объяснение(учитель дает готовые знания),3.автоматизация умений. Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед.процесса, в рез. кот. у обучающегося формируются определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва. Целенаправленное последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и ученика в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда происходит в общении. Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)
Ф-ии обучения.
1. Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана с расширением объема)
Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.
2. Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному ( с формированием отношений – мировоззрение)
Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами. ( со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы).
Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности. Образовательные: - сформировать у учащихся понятие ткань; познакомить с основными видами тканей, особенностями их строения и функциями - указать на связь строения с выполняемыми функциями.
Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения на основе связи строения с выполняемыми функциями;
- продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.
Развивающие: - продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Принципы обуч. – общ. нормы организации уч. проц., рекомндации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей.
Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидакт. проц.. Они носят х-р самых общ. указаний, правил, норм, регул. проц. обуч.
1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности у.
2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с современ. науч. знанием.
3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководстве учителя.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип доступности обучения.
7. Принцип прочности рез. обучения.
8. Принцип связи обучения с жизнью.
9. Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности учащихся. Принцип наглядности.
Эфф-ть обуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к восприятию и переработке уч. материала. Я. Коменский: «В проц. обуч. детям надо тать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты.»
Виды наглядности по линии возрастания их абстраутности:
1. Естеств. наглядность
2. Экспериментальная (опыты, эксперименты)
3. Объемная (модели, макеты)
4. Изобразительная (картины, фотографии, рис.)
5. Звуковая
6. Символическая или графическая (графики, схемы)
7. Внутренняя (образы, создаваемые речью У)
17.Понятие методов и приемов обучения.Классификация методов.
Восп-е – это часть пед д-ти. Когда восп-е осущ в рамках ЦПП – восп-е – в узком смысле. В - Широк смысл – это воздействие об-ва на личность. Узк смысл – спец-но орг-нная д-ть педагогов и воспитанников по реализации целей по восп-ю и образованию.