ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
Методы В – конктретн пути влияния на сознания, чувства, поведение воспитанников для решения пед задач в совместной д-ти и общении с педагогом, воспитателем..Выбор и осущ методов определяется в соотв-и и с пед целями, кт ставятся с учетом специфики общест-воспит среды, возрастом, инд особенностями, уровнем воспитанности в конкретных коллективах.Методы В – реализуются ч\з д-ть педагога-воспитателя. Средства В – могут влиять на личность и вне д-ти педагога (книга, фильм, спектакль) предметы мат и духовн культуры, кт используются для решения пед задач.! при осущ восп работы и выборе методов В – опора на психологию воспитанника→ методы В – это психолого-пед воздействие на сознание и поведение воспитанника. Они д. опираться на эмоц., деятельностно-практическую сферу личности. ! пед эффект возникает только ч\з эффект психологический.Пед ценность метода В закл.в том, что метод – важнейш источник обратной инф. (позволяет педагогу диагностировать сост восп-я, прогнозировать направление развития личности)
Формализованная структура метода сост из сущности и назначения прямых и косв функций сферы применения, средств, форм.Для практ работы педагога важна классиф-я методов:
1. М убеждений: убеждение, внушение, доказательство (для форм-я взглядов, понятий, представлений воспитанников, для оперативного обмена инф) убеждение – разностороннее воздействие на разум, чувства, волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.! В завис от направленности пед воздействия убежд м выступать и как док-во (разум) и как внушение (чувства).Эфф-ть методов зависит от соблюдения ряда пед требований: 1. высокий авторитет педагога 2. опора на жизн опыт воспитанников. 3. искренность, конкретность, доступность убежд. 4. сочетание убежд и практического приучения. 5. учет возрастных и инд особенностей воспитанников. Беседа как методич прием реализации метода убеждения.
2. методы упражнений (приучения): помогают орг-ть д-ть activity учеников, стимулировать позитивные мотивы д-ти. Х-ны упр, разл виды заданий в виде поручений, показ примера, создание ситуации успеха. Упр – планомерно-орг-е выполнение воспитанниками ряда действий, практ дел с целью форм-я и развития их личности.
Приучение – орг-я планомерного и регулярного выполнения воспитанниками опр действий с целью форм-я хор привычек.
Упр – занимает б. место в обучении, т.к. лежит в основе форм-я умений и навыков.
Как метод воспитания упр исп-ся для решения задач. ! без сист применения упр нет эфф-ти восп работы.В практике воспитательной работы есть 3 типа упр: 1) упр в полезной д-ти (цель – выработать привычки в труде, в общении со сверстниками и со старшими, главное – польза у. осознаваться воспитанниками) 2) режимные упр. Пед эфф-ть в хорошо орг-ном режиме. Соблюдение оптимального режима в семье, уч.заведении→приводит к синхронизации психо-физических реакций организма с внешн требованиями→сказывается на рез д-ти воспитанника (+но) 3) спец упр. тренировочный х-р, цель – выработка и закрепление умений и навыков.
! в уч процессе все упр специальные, в восп пр – это упр и приучение к выполнению элементарных правил поведения. В восп пр.эти спец упр исп-ся для преодаления недостатков.
3. методы стимулирования: помогают дополнительно стимулировать \влиять и усилить д-е др методов. Напр: соревнование, поощрение, наказание, перспектива, общ мнение.
Соревнование – стимулирует достижение высок рез, развитие инициативы и ответственности. главное – не перерасти в конкуренцию (первенство любой ценой) д.б. проникнуто духом взаимопомощи, доброжелательности. Применяется когда надо нацелить классный кол-в для решения опр восп задачи. Формы соревнования: творческий конкурс, выставки, смотр худ самод-ти.Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении, содержит общ признание того действия, отнош, кт избраны и реализуются воспитанником. Не д.б. частым, д.б. принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка со стороны общ мнения.
Наказание – корректирует поведение воспитанника, порождает потребность изменить свое поведение, задуматься. Не д. причинять морального унижения и физ страдания.Пед требования: ! нельзя наказывать наспех без достаточных док-в, данных, ! нельзя наказывать за неумышленные поступки, ! строго соблюдать пед такт, ! сочетать наказание с убеждением, ! иметь понимание и поддержку общ мнения.Перспектива – выдвижение перед воспитанниками увлекательных, значимых целей.Ввел Макаренко, выделил 3 перспективы: ближняя (важна на начальном этапе, «непосредственная радость завтрашнего дня»), средняя (ожидаемое событие, несколько отодвинутое во вр), дальняя (жизн планы, связан с сознательн выбором профессии, поиском жизн призвания).! главное – непрерывная смена на нов перспективы, пост расширение, нельзя допустить остановки развития кол-ва.Общественное мнение – в виде обсуждения и принятия кол-ного решения. Средства инф, печатные органы отд класса, работа имеет сист х-р, по рез обсуждения → конкретн решения.
4. методы оценки и самооценки: оценка, помощь в само регуляции поведения воспитанников. Напр: замечания, критика, контроль, анализ, самокритика, самоконтроль.
Совершение восп процесса требует его пост анализа и объективной оценки→ чтобы руководить кол-вом пед должен постоянно изучать д-ть и поведение учеников.
18.принцип нагладности,связь с жизнью,псих.основы..принцип наглядности.разработан педагогом Яном Амосом Каменскими предполагает,что в учебном процессе следует использовать такие средства обучения которые позволяют не только услышать,но и увидеть информацию наглядно.наглядные методы и средства обучения.Входят иллюстрации и демонстрации.Иллюстрация-1.в поле зрения ученика должно быть не более 1-2 пособий одновременно,2.показ пособий должен сопровождатся словами учителя.Фильм,демонстрация-1.должен также предваряться словом учителя.
19.Урок.Требования к нему.
Основная задача урока – объяснение уч материала учителем: доступно, интересно, контроль за работой класса и отд учащимися, опрос.
Преимущества: усвоение материала частями, последоват-но, планомерно, чередование умств и физ д-ти, строгая орг структура, жкономия средств гос-ва, благопр предпосылки взаимообуч-я учащихся и коллективной последовательности д-ти, воспитание чувства коллективизма.
Недостатки: оставление отстающих на повторный курс, ориентация на среднего уч, темп прохождения программы зависит от умственных способностей учеников, затруднения в инд подходе, т.к. работа по усвоению мат.– в общем темпе.Типы и структура уроков: зависят от дид целей, содержания урока, методики иего проведения, ! есть необходимость классиф-и уроков для выявления общего.Основные типы уроков:урок закрепления знаний,урок-изучение нового,урок комплексного применения знаний,урок обобщения и систематизации знаний,урок-контроля ,оценки и коррекции знанийУрок изучения нового.Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.Урок закрепления знаний. Имеет целью выработку умений по применению знаний.Урок комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условияхУрок обобщения и систематизации знаний. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Имеет целью определить уровень овладения знаниями,умениями и навыками Различн подходы к классиф-и уроков, в завис от того, какие признаки берутся в основу.
Классиф-я, исходя из дидактич цели: (Огородников, Казанцев) 1. урок усвоения нов. Знаний 2. урок комплексного применения знаний 3. урок обобщения + систематизации знаний 4. урок-проверка 5. комбинированный урокКлассиф-я по цели орг-и занятий и способу проведения урока: (Махмутов) 1. урок-лекция 2. у-беседа 3. киноурок 4. у-самост работаКлассиф-я по этапам учебного процесса: (Иванов) 1. вводный урок 2. у первочного ознакомления с материалом 3. у усвоения нов знаний 4. у навыков 5. закрепление и повторение 6. контрольный урок 7. комбинированный урок! в совр шк для практич цели чаще всего исп-ся классификация Щукина, Болдарева, Есипова в основе кт признак – дид цель. 1. у изучения нов материала 2. усвоения умений и навыков 3. практического применения знаний 4. проверки и контроля 5. комбинирован у.Почему? – позволяет четко определить цель и структуру каждого урока.
Наиб распростр тип – комбинирован у., кт объединяет несколько дид задач и включает след этапы обуч-я: - организационный, проверка д\з, опрос, изложение нов мат, первичное закрепление, д\з.
Структура урока=внутр строение – сост из совокупности элементов, кт нах в тесной взаимосвязи и обеспечивают целостность всего урока. Определение структура урока зависит от типа у., его целей, содерж. материала, принципов, методов, средств, уровня подготовки и развития уч-ся, от места урока в общ сист уроков по данному разделу, теме.Сер 70х – уменьшается интерес к шк урокам в Р – появляются нестандартные уроки= импровизированный у., имеющ нестандартную структуру. Напр: у-погружение, делов\ролев игра, пресс-конференция, соревнование, у-зачет, групповой у.
В нестанд уроках решаются многие дид проблемы: мотивация учения, макс. реализация развивающего и воспитывающего потенциала предмета, сотрудничество У и Уч, м\у учениками, преодоление перегрузки школьников.!!! активны все, кажд имеет возможность себя проявить, весь класс – творч кол-тив.
3 осн части любого типа урока: 1) орг-я работы (не б 3х мин), ознакомление с целью, темой работы 2) усвоение, закрепление, применение знаний, контроль, опрос (35-40мин) 3) подведение итогов и д\з (2-3мин)! некотр структурные эл урока могут менять последоват-ть, но нельзя менять 3 осн эл.Эфф-ть ПО зависит от не статичности уроков и от того, насколько удачно У совмещает уроки с др ФО.(доп и вспомогательными) некоторые из этих ФО разв-ся параллельно с уроками, др. взаимосвязаны и адаптированы с учетом возраста.
Как строится урок.1.на уроке учитель решает разные задачи взависимости от чего определяется тип урока.а)объяснение нового материала,б)урок закрепления материала,в)контрольные,проверочные работы.Ведущая форма-комбинированный урок:1.оргмомент(перекличка,приветствие)2-3мин,2.проверка д/з-фронтальный опрос(всего класса),3.объяснение нового материала,4.закрепление,5.даете дом.задание. Урок- осн форма обуч, кая хар-ся: рамки во врем, пост состав, на изуч 1 тему, творец и организатор -У. Классиф: изуч нов матер, совершенств ЗУ, обобщения, комбинир, контр и коррекц. Комбинир: (распр) жесткая структ (3-4 мин – организ мом, 12-15 – проверка зн, 15-20 – изуч нов мат, 5- закрепл, 1- д/з). Нов матер: цель- передача объемн матер; структ: организ начало, постановка целей и задач, объясн нов, Д/з с коммент, подвед итогов. Совершенст: организ, цели и задчи, упр, подвед итогов, Д/з с коммент, коррекция зн. Обобщ: цель- научить переносить приобрет опыт в нов усл и сит; организ, цели задчи, повтор матер (дискусс, беседа). Конт-ля: цель- насколько усвоили; организ, цели задчи, оценивание у. Цель урока- у-кам ее надо объясн, она д/б целью у. У сами должны формулир цели урока.
К нетрадиц формам орг-и урока относ: урок-лекция, у-беседа, кино-урок, урок смешанный (соч-е разл видов урока), у-ролевая игра (урок-конкурс деловых людей, интервью, поле чудес и т.д.). Нетрадиц-му уроку присуща вариативность структуры, он основан на творч-ве, импровизации, взаимодействии уч--ка и уч-ля при их увлечённости совместной творч деят-ю. Такие уроки развив мышление, оперативную деят-ть, вырабатывает умение действ-ть. Возм-ти модернизации урока связаны с сочетанием традиц-х и нетрадиц-х форм урока
20.принцип сознательности ,активности обучения.псих.основы. 3.принцип сознательности и активности обучения.Если обучения пассивно-оно становится неинтересно.Этап мотивации обеспечивает активность ребенка.Нужно чтобы учитель владел приемами активизации познавательной деятельности.
21. Сущность процесса обучения
Признаки: - целенаправленность ,-двусторонний характер. Двусторонний характер предполагает активизацию познавательного интереса. 1. ребенок НЕ должен учиться с интересом, а ОБЯЗАН - авторитарный подход. 2. Познавательный интерес. Ребенку нужна активность, надо знать средства познавательного интереса. -продолжительность процесса обучения, - систематический подход.. Этапы процесса обучения: Связан с процессом познавательной деятельности. Созерцание-рассматривать, изучение ( процесс сам. Исслед. – объяснение, учитель дает готовые задания.
Процесс обучения: 1. мотивация (внешние побудители,стимулы. Постановка целей 2 объяснение нового материала(совместная деятельность 3 закрепление материала 4 опрос-оценка учителя .
Виды обучения: -догматическое, - исследовательский вид, -проблемное, -программированное
Принцып- руководящая идея. На основе принцыпов строиться процесс обучения. В дидактике непостоянное число принципов.
1. Нгалядность-нвидит информацию
2.Воспитывающее и развивающее. Знание по предмету-формирование личности. Псих. Разрабатывают теории,которые показывают,как ребенок усвоил материал.
3.Сознатеольность и активность-активное обучение
22.Метод организации учебной экскурсии.
Экскурсия, доп занятия+консультация, кт проводятся инд-но – восполнение пробелов, (д\з закрепляет знания, развивает самост-ность, форм-ет потребность к самообр-ю), практикумы в лабораториях, мастерских – способствуют практич использованию знаний, семинары – самост д-ть.
23.принцип систематизации и последовательности,психосновы.
24.Понятие образования.Базовое и дополнительное образование.Стандартное об-е. Закон РФ "Об образовании"Образование (процесс поиска и усвоения человеком знаний, навыков и умений. Это некий уровень теоретической и практической подготовки человека) (заключает в себе сист научных и культ ценностей, накопленных предш поколением; процесс и рез.усвоения опред сист знаний и обеспечение на этой основе соотв уровня развития личности).Может рассм-ся с 2х взаимосв позиций. 1) относит рез процеса об, выраж-ся в сист знаний, умений, навыков. 2) непрерывн процесс изм-я, развития, соверш-я сложившихся сист знаний. В совр Д вводятся разл виды знаний, кт х-ют качественные х-ки их усвоения. 3 вида знаний: 1) знания фактов, 2) знания о способе их применения, 3) знания мировоззрения, оценок.Закон РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
25.методы проверки и оценки.функции и виды контроля.Методы проверкиЦепочка.Сначала учитель проверяет тетрадь одного ученика, потом этот ученик проверяет тетрадку следующего ученика. После того, как он ее проверил, он уходит домой, а ученик, у которого проверили тетрадь, проверяет тетрадь другого ученика и так по цепочке, пока не будут проверены все тетради.б) Опрос у доски.Можно написать задание на доске перед началом урока, а потом закрыть его, чтоб ученики не видели. Доска с крыльями и приступами дает возможность опросить до 6-8 учеников сразу.в)Магнитофонный опрос.Ученик подходит к магнитофону и начинает рассказывать задание. Например: Учитель просит ученика произнести определенные слова. Ученик их произносит, ведется запись его ответа. После этого учитель может послушать запись и дать послушать ученику, чтоб ученик сам увидел и исправил свои ошибки.г) Тихий опрос.В этом методе присутствует полугласность и доверительность. Учитель корректирует ответ ученика сразу и объясняет его ошибки. Контроль уходит за кадр, а на первом месте - активный трудовой настрой.д) Маленькие учителя.Сами дети проверяют магнитофонную запись. Объективность оценки.е) Листы взаимоконтроля.Листы взаимоконтроля даются после большой пройденной темы. 2 варианта:1.Готовые листы для письменного контроля.2.Устный опрос.На первом уроке, перед проверкой, учитель объясняет материал и самое главное: учитель отвечает на вопросы учеников.На втором уроке ученики пишут или отвечают. Те, кто не справился, отвечают потом.Этот метод воспитывает в учениках обязательность, исключает мысль об избирательности подготовки к уроку.