Файл: Сущность и особенности педагогической.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность и особенности педагогической -^•а^рятельности Процесс обучения начался еще с древности (Спарта, Рим, Германия и т.д.) Все эти страны имели разную структуру гос.властн, разные особенности общества и в соответствии с этим разные методы воспитания подрастающего поколения (при вести примеры, спартанцы и римляне). В современной нам педагогике выделяют 3 направления педагогики: 1)авторитарная(сущ.долгое время, Спарта, СССР, Германия) Черты: - нивелировка личности(главное место занимают интересы гос-ва, интересы личности не учитываются); -государственный х-р; - учеба ради оценки, наказания; - цель: формирование опред.качеств личности, гражданина гос-ва, нужного ему . (Гербзрт, Хомский)

Система Педагог - субъект(пас) Ученик - объе1Сг(акт.) Педагог транслирует опред.заказ гос-ва. Деятельность носит репродуктивный х-Р-

2)демократическая(Афины, Рим) Черты:

- главный принцип дем.педагогики -«Активность ученика и осознанность восприятия» Коменский Я.А.; - полная противоположность авторитарной педагогике; - построена на личностных интересах; цель: формирование умений и навыков, необходимых личности при дальнейшей жизни; - в обучение вводятся впервые игры(Комснский) (Кузьмина, Казанский, Коменский, Локк) Система У+П- субъекты, активны Учитель - тонкий психолог. Познание мира совместное, а не как в авторитарной через учителя. Кузьмина впервые выделяет компоненты обучения: 1)коммуникактивный;2)когнитивный -совокупность знаний у педагогазнание предмета, у- знание & психологии и педагогики преподавания предмета, общекультурные знания;3)организаторскнй, организационный -педагог должен уметь организовать детей и самого себя;4) контрольно-оценочный или рефлексивный;5)прогностический или проектировочный. Она дала толчок к изучению педагога вообще, его деятельности.

Казанский предложил этапы деят-ти;

1)целеполагание;2)планирование;3]дейс

твие;4)аналнз.

П=Ц-Й*Д-А ~1 Рез-т

У=Ц-П-Д-А

Цель препод-ия: научить ребенка как учиться, обучить деят-ти. 3)теория свободного воспитания -естественная педагогика (Руссо, Кей) -20век- «век ребенка» Локк считал, что до 12 лет ребенка ничему не учить, предоставить самому себе. Потребность в знании он получит сам. Кей утверждал, что все должно строиться на интересах ребенка. В России толстой организовал школу для детей крестьян. Он придерживался

свободного воспитания и основной формой обучения считал беседу. В этой системе педагог должен увлечь ребенка, не наказывать, d: Вентуель 1907г. Открывает «Дом ребенка», но закрывает из-за неэффективности. 1922г выходит «Хартия ребенка» (право выбора ребенком, школы, учителя, родителей и т.д.)

Годник - объектно-субъектное преобразование личности ребенка: 1)объектная(реб.ничего не знает, задача адаптировать его);2)субъектно-


функц.(начало овладения знаниями, задача дать простор для творчества);3)субъектная(сложен уже свой план работы);4)лреобраэование (реб.готовит себяк след.этапу, не только уч.деят-ть, но и иные дела) Виды проф. деят-ти (Климов): 1.чел-чел;2.чел-маш;3.чел-природа;4.человек замкнут на себе.

Процесс обучения многофакторный. Группы факторов по Мудрику: микрофакторный,

мезофакт.,макрофак.,мегафак.,СМИ и Интренет.

Особенности пед.деят-ти: -результат действия педагога отстранен;- невозможность решения пед.задач до конца;- концентризм-решая одну задачу, педагог решает многие другие;- личные качества имеют большое значение.

Педагог._личностное_и.

профессиональные качества. Требования к личности педагога. Как уже известно профессия педагога зародилась в древности. Сначала им называли человека, который выполнял роль няни, воспитателя ребенка. Впоследствии педагогом стали называть человека, обучающего ребенка различным наукам и дисциплинам, но также и воспитывающего его. Хороший педагог должен иметь соответствующие личност. и профескачества. Для анализа качеств педагога применяется

компетентности ый подход. Суть подхода: любой преподаватель должен обладать компетенциями: 1.ключевым и общекультурные знания-

общекультурная, коммуникативная, умение работать в

команде;2.профессиональными - то, что касается именно профессии-знаниевая(когнитивная)-знания нужно всегда совершенствовать н пополнять, организаторская, речевая культура, дидактико-методическая-овладение определенным методом преподавания, связанных с предметом. Педагог должен быть личностью, яркой неординарной натурой, креативным. Качества

учителя:1)эмоц,адекватность;2)дисципл инированность и ответственность;3)доброта, но и строгость и смелость Пед. профессия оказ. влияние на личн-ть, весь образ жизни чела. Личностные кач-ва У играют огр. роль в рамках данной деят-ти.

Личность, индивидуальность У = личные кач-ва + индивид, стиль деят-ти » способности + черты хар-оа

Сущ. спец. документ, регламентирующий необх. кач-ва У - «Профессиогромма специалиста»

Важные элементы; - мотивация

(отношение У к своей работе)

М. бывает: внешняя (+/") I внутр. (+),

положительная - отрицательная

-творч-во (=свид-во профессионального

уровня У, стимул личностного развития

УУ)

отраж-ся в анализе исходи, пед. ситуации, выборе ср-в обу-я, оценке рез-тов

У должен уметь:

- перенести ЗУНы(знания,уменя, навыки) в нов.сит-цию

- ставить задачи разл. степени трудности

- привлекать доп. материал

- стимулировать творчество уу

1 но из самых важн. св-гтв деят-ти педагога - креативность, в статье Пиаже 'О природе креативности' раскрываются источник и механизмы творч-ва:

У должен располагать

-профессиональными знаниями

(знание науки и учеников) 1 фундамент пед. деят-ти

проф. знания в педагогике могут и должны б. профессионально окрашены, напр. выбор учебников -набором опред. личностных кач-в: терпимость, доброжелательность, коммуникативность, энтузиазм, отзывчивость, стремление к лидерству, корректность, тактичность, самокритичность, артистичность, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенств.


Старшие школьники и проблема профессионального

самоопределения.Залача педагога з^есь. В отличие от подрост.возраста юноши и девуки принимают себя такими какие они есть. Отношения с родителями и окружающими становятся спокойнее. Этому возрасту присущ юношеский максимализм. Общение носит избирательный х-р и общение-ведущий вид деят-ти. Дружба имеет жертвенный х-р и друзья, приобретенные в этом возрасте, как правило, на всю жизнь. Молодые люди отвечают себе на вопрос. Какие ценности для них важнее, т.е.формир. ценностная ориентация, убеждения, принципы. Это также период индивидуализации, идет подтверждение своего «я» во всех сферах жизни. Важное новообразование - любовь. Это возраст самоопределения, первичного

профессионального опред., кот. Продолж в дальнейшем. Задача учителя - помочь направить способности ребенка в нужное русло, увлечь его д-тью















































2.4. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент Наблюдение - целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может Я быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредствен ное

наблюдение.

Классификация видов наблюдения: - по времени проведения: непрерывные и дискретные;- по объему: широкие и узкоспециальные;- по типу связи Наблюдателя и наблюдаемых: невкл юченные (открытые) и включенные (скрытые). Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса. Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

Эксперимент - научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем

условиях.

Лабораторный эксперимент

характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них. Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры.

Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты,


устанавливает и подтверждает достоверность выявленных

закономерностей.

Виды ППЭ:- констатирующий;-проверочный;-созидательно-преобразующий (формирующий);-

контрольный.Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов. Констатирующий эксперимент

проводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

Формирующий эксперимент

организуется на основе

предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит

корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы

Ян Амос Коменский - крупнейш педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей ("Материнская школа", "Великая дидактика" , "Новейший метод языков", "Пансофическая школа" и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", одну из частей которого он назвал "Пампедией" -"Всеобщим воспитанием", где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Групповое обучение*- более массовый характер. Группы одного возраста, появление классно- урочных систем (основатель Каменский 17 век), но до него Д. Сил (учитель голландской школы) правила перехода из класса в класс, урок. Каменский обобщил опыт. Классно-урочная система:


1. Объединяет учащихся одного возраста и уровня подготовки (класс)

2. Этот класс сохраняется до конца обучения

3. Классная работа по единой программе, единый учебный план

4. Основная единица-урок, посвящается одному предмету и одной теме

5. Руководит учитель, оценивает учащихся

6. Фронтальный метод обучения Учебный год, день, расписание, каникулы и др.

Классно-урочная система - экономична. Минус - нет индивидуального подхода.





































HM J, 12. Этапы развития детского коллектива.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога кучащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся-, категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросли в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь» можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по обшей стабильности в группе. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле. Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писая А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиям л, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.