ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению сашин развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет I) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника. В последние десятилетня наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломннский, А. В. Петровский, Л.И.У майский) Необходимо упомянуть признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития, У майский объединил их в три блока. Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизнедеятельности. Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм. т.е. идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению - групповой самоуправляемое™ (А. С. Чернышев).
Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой, познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповая деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, умений и навыков - опыта групповой подготовленности. Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы. Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых решений.
Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности. Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и п ре пи гц пням, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.
Блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтиость. лидерство, интрагрупповая и интергрупповая акнв-ность) жизнедеятельности группы.
Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом: интегратнвность - мера единства* слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегрированности - это разобщенность, дезинтеграция (А. Н_ Лутошкин, А. В. Петровский, В. В. Шпалннский и др.); микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А В. Лутошкин, А. А. Русалинов и др.);
референтиость - степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (£ В.Щедринэ);
лидерство - степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева); интрагрупповая активность - мера активизации группой составляющих ее личностей (Л И.Ух1анский);
интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на класс в школе (А.И.Кузнецов, В С, Агеев) По У майскому нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни одни из вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группе получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий; если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.
Бели же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллвктивообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень - к кооперации. Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень - авто ионизацию.
Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, хроме интергрупповон активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходит процесс обособления, эталонизаинн {монореферентносги), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива - к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гнперавтономизаиия, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" (Т. Н. Мальков-ская) и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию - лжеколлектив. Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.
24. П еда готическая теория и практическая деятельность Леетялоцци. Песталоццн родился в семье глазного врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступая в университет, Песталоццн видел себя богословом. Однако вскоре он начинает задумываться о нуждах народа, о том, как ему помочь. Чтобы стать ближе к народу, он решил заняться юриспруденцией, но лотом становится агрономом. Чтение «Эмиля» Руссо оказало на Песталоццн особое влияние. Окончив университет, он приобрёл небольшое имение Нейгоф. В это время он приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра и воспитания. Благодаря поддержке местной общины Песталоццн собрал у себя около 50 детей, которым он самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали у Песталоццн приличную одежду, родители уводили детей и забирали себе деньги, которые зарабатывали дети. Песталоццн закрыл школу, на ее' содержание у него не хватало средств. В 1780 г. Песталоццн написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов, именно в нем Песталоццн излагает свои взгляды, которые будет развивать впоследствии. Большой успех имели «Лингард и Гертруда* книга дня народа» (1781). Это рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтании Песталоццн переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, т которой текут народные бедствия» можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоццн, должно быть передано матерям. Для облегчения згой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоццн, К старости Песталоццн пришлось вернуться к своей педагогической деятельности. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Песталоццн, предоставило ему полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок в Станцс. Песталоццн снова собрал вокруг себя детей, оставшихся после войны без присмотра Не имея помощников, Песталоццн сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Песталоццн был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. Старшие дети вскоре стали помощниками Песталоццн. Педагогическая деятельность Песталоццн была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и Песталоццн вынужден был закрыть школу.Некоторое время спустя Песталоццн удалось открыть школу в Бургдорфе, которая была впоследствии переведена в Ивердон. Там известность Песталоццн достигает своей вершины. В Бургдорфе и Ивердоне появлялось много людей, желавших воочию убедиться в нелесообрл шости приемов Песталоццн Последние годы жизни принесли Песталоццн большое огорчение: его помощники по Ивердону перессорились, Песталоццн вынужден был покинуть основанное им заведение и вскоре умер в своем поместье Нейгоф.Педагогическая коицепиняЭто был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоццн изложил свои педагогические взгляды в книге: «Как Гертруда учит своих детей)». Основой воспитания должна быть природа человека. В психической жизни человека Песталоццн подмечает пять «физико-механических» законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению—а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и
бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знании. Усвоение знаний обнаруживает * человеке троякого рола способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из пслоВ массы образов и способность дать ему определен ный значок. Поэтому основой всякого усвоения, Я следовательно, в обучения, надо считать форму, число и слово. Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно рагтичастся от других знаний и получило название На этих рассуждениях строит последовательную методику элементарного преподавания. Обучение слову, форме и числу приводит и необходимости таннматься родным лыком, чистописанием, рисованием и арифметикой. Псспикншн дает очень обстоятельную методику этих предметов. Основа иную на принципе наглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счету л письму, как они изложены у Песталоццн. стали в настоящее время достоянием веяной здравой педагогики Подобно другим педагогам, простое накопление знаний Песталоццн считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоццн желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путем, как и знания — путем наглядности.
25. Ге|Ларг.Бногряфня.Родился в Ольдснбурге .получил образование сначала в ялтинской классической школе, а затем в Иснском университете Ознакомился сучениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Пврменидя о том, что все в мире едино и неизменно. Окончив университет. Герба рт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфскнй институт Песталоццн Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена. С 1802 года Гербарт работал в Геттингенском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. Умер в 184 году в Геттингене. Психологические идеи. Основоположник эмпирической психологин в Германии. Выступал против теории способностей Вольфа. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на Опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. Для превращения психологии в подлинную науку Гербарт считал необходимым применение математики, пытался использовать её для объяснения статики и динамики представлений, которые по Герба рту являются элементами сознания. По Гербарту сознание имеет три области: ясность сознания, сознания и бессознательного, между которыми существуют нежесткие границы, названные Гербартом порогами. Термин «вытеснение», примененный Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко ислольювался затем в психоанализе. Гербарт выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Гербарт называл апперцепцией) Философские и психологнческие основы педагогикиИз философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Ввел в науку понятия ассоциация, апперцепция. Идеи в области воспитания.Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания: 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать четкие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; S. Волновать душу ребенка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало. Ввёл в науку понятие «воспитывающее обучение».Идеи в области обучения.Зля.?чи обучении. Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. I Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, и математики. Задачи управления детьми: дисциплинированно детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребенка. Типы школ: элементарная, городская, гимназия. По Гербарту основа обучения интерес. Виды интересов эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный. Методы управления детьми: Основные—угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные -— авторитет, любовь. Виды обучения: I.Описательмое-выявить опыт ребенка и дополнить его; 2. Аналитическое —■ исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое — построение стройной системы мысли.Ступени обучения: I. Ясность-углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала;2. Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Снетема-лонск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют; 4.Метол — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, собьггиямДсти применяют знания и умения.