ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2020
Просмотров: 1462
Скачиваний: 11
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в табл. 2.1.
Среди
безусловных рефлексов выделяются
защитные и ориентировочные. Некоторые
рефлексы являются атавистическими
—
они получены в наследство от животных
предков, но бесполезны для ребенка и
вскоре исчезают. Так, например, рефлекс,
называемый иногда «обезьяньим», пропадает
уже на втором месяце жизни. Новорожденный
схватывает палочки или пальцы, вложенные
в его ладони, так же цепко, как и дитя
обезьяны, держащееся за материнскую
шерсть при передвижении. Такое «цепляние»
настолько сильно, что ребенка можно
поднять и он какое-то время висит,
выдерживая вес собственного тела. В
дальнейшем, когда ребенок
научится
схватывать предметы, он уже будет лишен
такой цепкости рук.
Таблица 2.1
БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
Раздражители |
Рефлексы |
Действие яркого света |
Глаза закрываются |
Шлепок по переносице |
Глаза закрываются |
Хлопок руками возле головы ребенка |
Глаза закрываются |
Поворот головы ребенка направо |
Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается |
Разведение локтей в стороны |
Руки быстро сгибаются |
Нажатие пальцем на ладонь ребенка |
Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются |
Нажатие пальцем на подошву ребенка |
Пальцы ног сжимаются |
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке |
Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются |
Укол булавкой подошвы |
Колено и стопа сгибаются |
Поднимаем лежащего ребенка живо том вниз |
Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги |
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в частности, ребенок начинает реагировать на позу.
Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха. В целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму /или другого близкого человека, который ухаживает за ним. Здесь рассматривается стандартная, «нормальная» ситуация, когда о ребенке заботится, главным образом, мать., останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
§ 2. МЛАДЕНЧЕСТВО.
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза. Но для нас больший интерес представляет другой аспект физического развития. Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Основные вехи в физическом развитии младенца и примерные (среднестатистические) сроки их появления отражены в табл. 2.2. Что касается познавательного развития ребенка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений.
Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорождениости, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок
в младенческом возрасте воспринимает
форму предметов, выделяет контур и
другие их элементы. Когда младенцу
показывают картинку с изображением
широкой черной полосы на белом фоне, ею
взгляд не блуждает по всему полю картинки,
а быстро останавливается на границе
белого и черного пространства. Если ему
показать одновременно две картинки
—
однотонную и с вертикальными черными
линиями, он дольше будет смотреть на
второе изображение. Младенец проявляет
больше внимания к изогнутым элементам,
чем к прямо-
линейным; к фигурам
концентрической формы, к изломам
—
переходам прямой линии в изогнутую.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только .в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
Таблица 2. 2
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА
Время появления движений |
Развитие моторики |
1 месяц |
Поднимает подбородок |
2 месяца |
Поднимает грудь |
3 месяца |
Тянется за предметом, но, как правило, промахивается |
4 месяца |
Сидит с поддержкой |
5-6 месяцев |
Хватает рукой предметы |
7 месяцев |
Сидит без поддержки |
8 месяцев |
Садится без посторонней помощи |
9 месяцев |
Стоит с поддержкой; ползает на животе |
10 месяцев |
Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками |
11 месяцев |
Стоит без поддержки |
12 месяцев |
Ходит, держась одной рукой |
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные, образы предметов.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.
Движение
и действия. Мы уже рассматривали
становление общей моторики (табл.
11.2).
Добавим к этому один любопытный факт,
показывающий, что движения младенца
очень сложны и
связаны с целостным
восприятием, объединяющим ощущения
разных модальностей. Это относительно
недавно открытая синхронизация движений
ребенка и матери. Под звуки речи или при
совместном рассматривании картины и
мать, и ребенок движутся синхронно, не
осознавая этого. Эти плавные, малозаметные
движения настолько гармоничны, что у
психологов, их фиксирующих, вызывают
ассоциации с вальсом.
Сейчас, поскольку речь идет о познавательном развитии, для нас наиболее важным будет развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить Предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во
втором полугодии движения рук и
соответствующие действия интенсивно
развиваются. Ребенок размахивает
схваченными им предметами, стучит,
бросает и снова подбирает их, кусает,
перекладывает из руки в руку и
т.д.
Развертываются цепи одинаковых,
повторяющихся действий, которые Жан
Пиаже назвал круговыми реакциями. После
7
месяцев встречаются «соотносящие»
действия:
ребенок вкладывает маленькие предметы
в большие, открывает и закрывает крышки
коробочек. После
10
месяцев появляются первые функциональные
действия, позволяющие относительно
верно использовать предметы, подражая
действиям взрослых. Ребенок катает
машинку, бьет по барабану, подносит ко
рту чашку с соком.
Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы в этот период еще не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действий с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой они играли вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.
Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Восприятие
и действие
—
та основа, которая позволяет судить о
первоначальных формах наглядно-действенного
мышления в младенческом возрасте. В
течение года усложняются
познавательные
задачи, которые способен решить ребенок,
сначала только в плане восприятия, затем
используя двигательную активность
(табл.
11.3).
Добиваясь успеха, ребенок действует
методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая
спрятанную под подушкой игрушку, он
сначала переворачивает все подушки,
попадающиеся ему на глаза.
К
концу
1
года ребенок включается в достаточно
сложные действия-игры. Это дало возможность
некоторым психологам говорить, хотя и
условно, о приобретении в младенческом
возрасте некоторых представлений, в
частности, представления о сохранении
предмета. Приведем в качестве примера
наблюдения Т. Бауэра: «Одна из моих
дочерей провела лучшую часть
одной
ночи, вкладывая миленькие предметы мне
в ладонь, закрывая ее так, чтобы они не
были видны, передвигая затем мою руку
в новое положение и вновь открывая
ладонь, чтобы
проверить, находятся
ли еще в ней положенные предметы. Она
увлеченно занималась этим примерно до
четырех часов утра». Подчеркнем еще
раз, что ребенок начинает познавать мир
на
этом возрастном этапе в
наглядно-действенном плане, внутренний
план будет сформирован значительно
позже.
Таблица 2.3
РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Возраст в месяцах |
Успехи |
Неудачи |
0-2 |
|
Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий |
1-4 |
Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого. |
Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место. |
4-6 |
Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком. |
Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком. |
6-12 |
Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком |
Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах |
Память.
Познавательное развитие младенца
предполагает включение механизмов
памяти, естественно, простейших ее
видов. Первым появляется узнавание. Уже
в раннем младенчестве
дети способны
соотносить новые впечатления с имеющимися
у них образами. Если ребенок, получив
новую куклу, какое-то время рассматривает
ее, на следующий день он может ее узнать.
В
3-4
месяца он узнает ту игрушку, которую
показывал ему взрослый, предпочитая ее
остальным, находящимся в поле его зрения,
4-месячный ребенок отличает знакомое
лицо от незнакомого.