ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2020
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
сти экономического и других видов ресурсов, 3) приобретения активами статуса капитала, т.е. обнаружение приносимой ими "прибавочной стоимости" (что для собственно социологических исследований является, пожалуй, самой сложной методологической задачей).
Второй вопрос. Что представляют собой доходы, получаемые на тот или иной ресурс, приобретший статус актива или капитала? Отвечая на него, вспомним К. Маркса, всесторонне разработавшего понятие "капитал". Капитал по Марксу - это прежде всего общественное отношение, специфичное для определенного этапа развития общества - капитализма, где впервые в истории в массовом масштабе свободный человек начинает продавать на рынке свою рабочую силу по цене, устанавливаемой рынком. Рабочий при этом как бы на время "сдает в аренду" способность к труду, являющуюся его собственностью ("труд образует капитал [30] рабочего", пишет Маркс [31]). Таким образом, доход, который он получает, представляет собой, вопреки расхожим представлениям, не плату за труд как таковой, а доход от принадлежащей ему, пусть и весьма специфической, собственности. При этом, пока речь идет о простейших орудиях и средствах труда, в работе с которыми используется лишь природная способность человека к труду как таковая, все достаточно просто и в теоретическом плане. Исторически предложений рабочей силы такого типа на рынке труда, как правило, всегда был избыток. Соответственно, и цена на этот фактор производства на рынке могла быть близка к его издержкам, т.е. необходимому для физиологического выживания и воспроизводства человека минимуму. Исключения из этого правила встречались в двух случаях - во-первых, в результате воздействия различного рода внешних факторов (от забастовок до государственной идеологии), во-вторых, в случае дефицита предложения на рынке соответствующей рабочей силы, когда возникала так называемая "рента за дефицит".
Совсем иной характер приобретает вопрос о том, что же отдает в процессе товарообмена работник, когда на рынок в массовом масштабе выходит не простой, а так называемый сложный, или квалифицированный труд. И здесь приходится вспомнить о том, что если с точки зрения его вещественного содержания [32] капитал - совокупность различных факторов производства, одним из которых выступает способность работника к труду, то с точки его социальной формы капитал - это накопленное время. "Стоимость того товара, который отчуждает рабочий ... (т.е. его способности к труду - Н.Т) определяется тем овеществленным трудом, который содержится в его товаре", - писал Маркс и подчеркивал, что "кроме рабочего времени, овеществленного в жизнедеятельности рабочего,... в его непосредственном бытии овеществлен еще и дальнейший труд, а именно те стоимости, которые рабочий потребил, чтобы достичь определенной способности к труду, особого мастерства, - а стоимость этой способности, этого особого мастерства измеряется тем, с какими издержками производства может быть создано подобное мастерство в труде" [33].
Развивая этот подход, можно утверждать, что на современном этапе развития общества, когда особую роль в производстве играют знания и технологии, ограничиваться тезисом о том, что в момент заключения трудового договора работник продает лишь свою рабочую силу как простую способность к труду, явно недостаточно. Работник, безусловно, начинает продавать (точно также "сдавая его в аренду" на определенный срок, как и свою способность к простому труду) овеществленное в его знаниях и навыках затраченное на их получение время (причем как свое, так и своих учителей), т.е., пользуясь современной терминологией, свой человеческий и культурный капитал. То, что все эти виды капитала "инкорпорированы" в конкретных людях, не изменяет того факта, что в момент заключения трудового договора каждый из них "сдается в аренду" для использования их в процессе производства, а то, что принято называть заработной платой работников, представляет собой по сути доход на принадлежащие им разные виды капитала. При этом все виды капитала являются, в свою очередь, материализацией прошлого, овеществленного в них труда, и в этом отношении они по сути своей ничем не отличаются от капитала, существующего в дру-38
гих его видах - финансовом, промышленном и т.д. Учитывая сложившуюся в рамках ресурсного подхода к стратификационным исследованиям традицию использования этого термина, я также буду все виды дохода, получаемого за передачу какого-либо вида собственности для ее использования в процессе производства, называть рентой на капитал. Соответственно, собственники дефицитных факторов производства будут получать больший доход, состоящий из ренты на капитал и ренты за дефицитность.
Для стратификационных исследований это означает, что все основные виды дохода (от доходов типа благотворительной помощи или социальных трансфертов я сейчас отвлекаюсь), которые получает человек, являются однотипными по своей сути -это ренты на разные виды ресурсов, находящихся в его распоряжении, которые ему удалось превратить в активы и обменять на рынке на другие виды ресурсов (как правило, финансовые, но далеко не всегда - это может быть, например, социальный ресурс).
В итоге, если обмен был эквивалентным, то должно обеспечиваться как минимум простое воспроизводство совокупных ресурсов индивида, а если присутствовала рента за дефицит - то и возрастание совокупного ресурса. При таком подходе, впрочем, исчезает понятие эксплуатации как сущностной характеристики капиталистического общества. Но, на мой взгляд, эксплуатация в условиях капиталистического производства если и существует, то связана не с проблемой производства, а с контролем за процессами распределения и перераспределения произведенного продукта. И ключевым для определения ее наличия будет являться анализ того, что при его распределении и перераспределении диктуется издержками производства, что - соотношением спроса и предложения, а чтб - монопольным положением на соответствующем рынке и т.д.
Третий вопрос требует ответа прежде, чем ресурсный подход можно корректно использовать для эмпирических исследований. Он связан с тем, что если доходы индивида - это, как правило, рента, которую он получает, передавая на возмездной основе принадлежащую ему собственность для ее использования в процессе производства, то, чтб может рассматриваться в качестве последнего и насколько широко распространены, соответственно, случаи, когда исследователь проблематики стратификации должен учитывать наличие нерентных видов доходов?
Не имея возможности анализировать эти вопросы детально, ограничусь фиксацией выводов, вытекающих, на мой взгляд, из работ очень разных авторов - от уже упоминавшихся специалистов в области стратификации до работ "Римского клуба".
Итак, если учесть весьма далекие от традиционной economics научные разработки последних десятилетий, то процессом производства сегодня выступает почти вся деятельность общества. Сюда входит не только значительная часть отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, рекреация), связанная с воспроизводством рабочей силы или человеческого и культурного капитала, но и деятельность по поддержанию экологического равновесия, работа в домашнем хозяйстве (что прямо вытекает из смены типа воспроизводства населения и появления сознательного материнства). Конечно, это не означает, что все происходящее в обществе относится к общественному производству. Так, даже если отвлечься от традиционных примеров с преступностью, курением и т.п., остается еще содержание пожилых людей и инвалидов (в части, не обеспеченной страховыми выплатами), гуманитарная помощь и т.д. Однако это уже очень незначительный, по сравнению с традиционными подходами, сегмент общественной жизни.
Таким образом, можно констатировать, что подавляющая часть доходов основной массы населения - от самых бедных до самых богатых - выступает по своему характеру рентой на активы, которыми они располагают и что эта рента является сложной по своей структуре и составу.
Главным классовым противоречием при таком подходе начинает выступать не противоречие между классом капиталистов и рабочим классом, т.к. собственником наиболее значимых в информационном обществе видов активов является уже не капиталист эпохи К. Маркса, так же, как и живой труд в его самой значимой для произ-
39