Файл: Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основе формирования и развития правовой системы государ­ства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направле­ния и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, поли­тика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Политика государства, в частности, представляет собой фунда­мент права. Одно из ее направлений — политика в сфере борьбы с преступ­ностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, прин­ципы, стратегия, основные направления, формы и методы контро­ля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью — это целенаправ­ленная деятельность государства по определению целей, принци­пов, задач и направлений противодействия преступности и адек­ватных способов, средств и форм их осуществления. Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государст­ва, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступле­ния, исполнению наказания в отношении осужденных и достиже­нию его целей.

Внутреннее содержание политики в сфере борьбы с преступностью слагается из следующих ее направлений (элементов):

  • уголовно-правовая политика,
  • уголовно-процессуальная (судебная) политика,
  • уголовно-исполнительная политика,
  • криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения пре­ступности) политика.

Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдель­ные ее направления могут объединиться между собой, например, уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. В любом случае все направления этой по­литики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тес­но связаны между собой.

Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).

Цель уголовно-исполнительной политики - создание эффективной исправительной системы России путем


защиты граждан от преступных посягательств посредством ис­полнения уголовных наказаний, создания условий для исправления осужденных, а также обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.

Принципы уголовно-исполнительной политики:

    • законности,
    • равенства граждан перед законом,
    • гума­низма,
    • демократизма,
    • соблюдения прав, свобод и законных инте­ресов личности.

Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:

приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами; основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных; характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.

Содержание уголовно-исполнительной политики государства составляет теоретическая разработка способов и методов практической деятельности государства по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, пра­воохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.

2. Уголовно-исполнительная политика как составная часть (отрасль, подсистема, направление) единой политики в сфера борьбы с преступностью.

Политика в области исполнения наказаний определяет цели, принципы, формы и методы деятельности государства при обеспечении исполнения мер уголовно-правового воздействия, достижении целей исправления осужденных, предупреждения совершения нов. преступлений как осужденными, так и другими лицами.

Она базируется на выработанных мировым сообществом общепризнанных стандартах в этой области, закрепленных в соответствующих международных и конституционных актах, историческом опыте, положениях уголовного законодательства и выводах современной науки.

На стратегию деятельности любого государства в сфере исполнения наказаний и ее состояние оказывают естественное влияние (как позитивное, так и негативное) комплекс социально-политических факторов, экономических и нравственное положение общества. Коренные преобразования в экономике, политике и идеологии России последних лет обусловили современное, адекватное указанным детерминантам состояние уголовно-исполнительной политики и направления ее законодательной и правоприменительной реализации.


Субъекты формирования и развития политики в сфере исполнения наказания:

1) Президент РФ - определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью представляет собой составную часть внутренней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ закрепляет стратегические и тактические основы развития уголовно-исполнительной системы, а также принимает важные политические решения о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ;

2) Федеральное Собрание РФ - принимает соответствующие законы, в т.ч. уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии и т.д., рассматривает вопросы борьбы с преступностью, тем самым оказывая влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания;

3) иные органы гос. власти РФ, а также субъекты РФ- лишь реализуют уголовно-исполнительную политику в своей деятельности.

Субъекты реализации уголовно-исполнительной политики:

  • Федеральная Служба исполнения наказаний
  • Федеральная Служба судебных приставов
  • Учреждения и органы, исполняющие наказания
  • Органы власти субъектов РФ + органы местного самоуправления + общественные объединения

В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой «РФ — социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.

В настоящее время содержание уголовно-исполнительной политики, исходя из концепции правового государства, образует идея исправления осужденных и недопущения совершения преступлений. Эта линия определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными, и ее реализация является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания. Ранее действовавшая политика была основана на исправлении и перевоспитания осужденных. Это порождало на практике путаницу в вопросах, кого из осужденных требовалось только исправлять, а кого - еще и перевоспитывать. В исправительной педагогике в последние годы утвердилось положение: перевоспитание есть процесс воспитательного воздействия на осужденных во время отбывания ими наказания, а исправление - это результат данного процесса.


Значение уголовно-исполнительной политики выражается в том, что она служит неким системообразующим средством, на основе которого в правовой сфере строится весь последующий уголовно-исполнительный механизм – особенно здесь имеется в виду правовое положение осужденного и регламентация исполнения конкретного вида наказания.

Уголовно исполнительная политика - направление деятельности государства в его специально уполномоченных органах, общественных организациях и граждан в сфере исполнения уголовного наказания.

Уголовно-исполнительная политика определяет: 

1) цели;

2) принципы;

3) стратегию;

4) основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Социальные факторы:

1) социально-политическое и экономическое состояние общества;

2) господствующие в общ-ве нравств. ценности и прав. представления;

3) структура и динамика преступности в стране;

4) требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными;

5) деятельность международных организаций, развитие общественных наук.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности центральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы:

1) Министерства юстиции РФ;

2) Департамента судебных приставов-исполнителей;

3) органов управления военными уголовно-исполнит. учреждениями;

4) учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в:

1) директивно-установочных документах, определяющих статус и отношение суверенной России к различным сферам жизнедеятельности;

2) законодательстве (в том числе уголовном и уголовно-исполнительном), иных нормативных правовых актах;

3) конкретной деятельности правоохранительных органов и возникающих по этому поводу правоотношениях.

Реализуя уголовно-исполнительную политику, право закрепляет ее основные положения в своих конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном уровне применительно как к общим положениям, относящимся к исполнению всех видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний.

3. Понятие и соотношение принципов уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права.

Большинство авторов при определении понятия принципа исходят из об­щетеоретического его толкования как «основной (руководящей) идеи», «руководящего положения», «исходного начала», «основно­го свойства», «определяющего требования» и т.д. Хотя при этом обычно констатируется, что принципы права и его отдельных отраслей в конечном счете носят объективный характер, такой подход не может не порождать немало споров в юридической лите­ратуре, какие же из «руководящих идей» все же являются принци­пами.


И здесь не исчерпаны возможности системного подхода. Общая теория систем нередко интерпретирует принцип как «отношение, от которого зависят все другие отношения системы». С таких позиций принципы (и прежде всего — отраслевые) не идентичны целям, задачам, функциям, методам. Хотя и последние могут выступать и закрепляться в зако­не в качестве «руководящих идей», их роль не идентична роли пра­вовых принципов.

Уголовно-исполнительная (ранее - исправительно-трудовая) политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

Уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Правовая сфера уголовно-исполнительной политики имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных на­казаний определяются Конституцией РФ. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства предопреде­ляет в качестве целей уголовно-исполнительной политики не толь­ко защиту граждан от преступных посягательств посредством ис­полнения уголовных наказаний, но и обеспечение прав, свобод и законных интересов самих осужденных. Соответственно формиро­вание и реализация политики в сфере исполнения уголовных нака­заний осуществляется на основе важнейших конституционных принципов:

законности, равенства граждан перед законом, гума­низма, демократизма, соблюдения прав, свобод и законных инте­ресов личности.

Другие авторы, в частности Н.А. Лопашенко, считают, что уголовно-исполнительная политика базируется на тех же принципах, что и любая правовая политика:

    • Социальная обусловленность.
    • Научная обоснованность.
    • Единство и последовательность.
    • Устойчивость и предсказуемость.
    • Гуманность и нравственность.
    • Открытость и гласность.
    • Сочетание интересов личности, общества и государства.
    • Соответствие международным стандартам обращения с осужденными.