Файл: Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 5
В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Политика государства, в частности, представляет собой фундамент права. Одно из ее направлений — политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.
Политика в сфере борьбы с преступностью — это целенаправленная деятельность государства по определению целей, принципов, задач и направлений противодействия преступности и адекватных способов, средств и форм их осуществления. Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.
Внутреннее содержание политики в сфере борьбы с преступностью слагается из следующих ее направлений (элементов):
- уголовно-правовая политика,
- уголовно-процессуальная (судебная) политика,
- уголовно-исполнительная политика,
- криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения преступности) политика.
Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдельные ее направления могут объединиться между собой, например, уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. В любом случае все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.
Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).
Цель уголовно-исполнительной политики - создание эффективной исправительной системы России путем
защиты граждан от преступных посягательств посредством исполнения уголовных наказаний, создания условий для исправления осужденных, а также обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.
Принципы уголовно-исполнительной политики:
-
- законности,
- равенства граждан перед законом,
- гуманизма,
- демократизма,
- соблюдения прав, свобод и законных интересов личности.
Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:
приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами; основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных; характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.
Содержание уголовно-исполнительной политики государства составляет теоретическая разработка способов и методов практической деятельности государства по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.
Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, правоохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.
2. Уголовно-исполнительная политика как составная часть (отрасль, подсистема, направление) единой политики в сфера борьбы с преступностью.
Политика в области исполнения наказаний определяет цели, принципы, формы и методы деятельности государства при обеспечении исполнения мер уголовно-правового воздействия, достижении целей исправления осужденных, предупреждения совершения нов. преступлений как осужденными, так и другими лицами.
Она базируется на выработанных мировым сообществом общепризнанных стандартах в этой области, закрепленных в соответствующих международных и конституционных актах, историческом опыте, положениях уголовного законодательства и выводах современной науки.
На стратегию деятельности любого государства в сфере исполнения наказаний и ее состояние оказывают естественное влияние (как позитивное, так и негативное) комплекс социально-политических факторов, экономических и нравственное положение общества. Коренные преобразования в экономике, политике и идеологии России последних лет обусловили современное, адекватное указанным детерминантам состояние уголовно-исполнительной политики и направления ее законодательной и правоприменительной реализации.
Субъекты формирования и развития политики в сфере исполнения наказания:
1) Президент РФ - определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью представляет собой составную часть внутренней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ закрепляет стратегические и тактические основы развития уголовно-исполнительной системы, а также принимает важные политические решения о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ;
2) Федеральное Собрание РФ - принимает соответствующие законы, в т.ч. уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии и т.д., рассматривает вопросы борьбы с преступностью, тем самым оказывая влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания;
3) иные органы гос. власти РФ, а также субъекты РФ- лишь реализуют уголовно-исполнительную политику в своей деятельности.
Субъекты реализации уголовно-исполнительной политики:
- Федеральная Служба исполнения наказаний
- Федеральная Служба судебных приставов
- Учреждения и органы, исполняющие наказания
- Органы власти субъектов РФ + органы местного самоуправления + общественные объединения
В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой «РФ — социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.
В настоящее время содержание уголовно-исполнительной политики, исходя из концепции правового государства, образует идея исправления осужденных и недопущения совершения преступлений. Эта линия определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными, и ее реализация является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания. Ранее действовавшая политика была основана на исправлении и перевоспитания осужденных. Это порождало на практике путаницу в вопросах, кого из осужденных требовалось только исправлять, а кого - еще и перевоспитывать. В исправительной педагогике в последние годы утвердилось положение: перевоспитание есть процесс воспитательного воздействия на осужденных во время отбывания ими наказания, а исправление - это результат данного процесса.
Значение уголовно-исполнительной политики выражается в том, что она служит неким системообразующим средством, на основе которого в правовой сфере строится весь последующий уголовно-исполнительный механизм – особенно здесь имеется в виду правовое положение осужденного и регламентация исполнения конкретного вида наказания.
Уголовно исполнительная политика - направление деятельности государства в его специально уполномоченных органах, общественных организациях и граждан в сфере исполнения уголовного наказания.
Уголовно-исполнительная политика определяет:
1) цели;
2) принципы;
3) стратегию;
4) основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Социальные факторы:
1) социально-политическое и экономическое состояние общества;
2) господствующие в общ-ве нравств. ценности и прав. представления;
3) структура и динамика преступности в стране;
4) требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными;
5) деятельность международных организаций, развитие общественных наук.
Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности центральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы:
1) Министерства юстиции РФ;
2) Департамента судебных приставов-исполнителей;
3) органов управления военными уголовно-исполнит. учреждениями;
4) учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.
Уголовно-исполнительная политика реализуется в:
1) директивно-установочных документах, определяющих статус и отношение суверенной России к различным сферам жизнедеятельности;
2) законодательстве (в том числе уголовном и уголовно-исполнительном), иных нормативных правовых актах;
3) конкретной деятельности правоохранительных органов и возникающих по этому поводу правоотношениях.
Реализуя уголовно-исполнительную политику, право закрепляет ее основные положения в своих конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном уровне применительно как к общим положениям, относящимся к исполнению всех видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний.
3. Понятие и соотношение принципов уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права.
Большинство авторов при определении понятия принципа исходят из общетеоретического его толкования как «основной (руководящей) идеи», «руководящего положения», «исходного начала», «основного свойства», «определяющего требования» и т.д. Хотя при этом обычно констатируется, что принципы права и его отдельных отраслей в конечном счете носят объективный характер, такой подход не может не порождать немало споров в юридической литературе, какие же из «руководящих идей» все же являются принципами.
И здесь не исчерпаны возможности системного подхода. Общая теория систем нередко интерпретирует принцип как «отношение, от которого зависят все другие отношения системы». С таких позиций принципы (и прежде всего — отраслевые) не идентичны целям, задачам, функциям, методам. Хотя и последние могут выступать и закрепляться в законе в качестве «руководящих идей», их роль не идентична роли правовых принципов.
Уголовно-исполнительная (ранее - исправительно-трудовая) политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная политика формирует законодательство в сфере борьбы с преступностью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.
Правовая сфера уголовно-исполнительной политики имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.
Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства предопределяет в качестве целей уголовно-исполнительной политики не только защиту граждан от преступных посягательств посредством исполнения уголовных наказаний, но и обеспечение прав, свобод и законных интересов самих осужденных. Соответственно формирование и реализация политики в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется на основе важнейших конституционных принципов:
законности, равенства граждан перед законом, гуманизма, демократизма, соблюдения прав, свобод и законных интересов личности.
Другие авторы, в частности Н.А. Лопашенко, считают, что уголовно-исполнительная политика базируется на тех же принципах, что и любая правовая политика:
-
- Социальная обусловленность.
- Научная обоснованность.
- Единство и последовательность.
- Устойчивость и предсказуемость.
- Гуманность и нравственность.
- Открытость и гласность.
- Сочетание интересов личности, общества и государства.
- Соответствие международным стандартам обращения с осужденными.