Файл: Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уголовно-исполнительная система в Советской России

События 1917г., которые повлекли ликвидацию всех институтов самодержавия не могли не сказаться на уголовно-исполнительной системе. Первоначально казалось, что свержение царизма неминуемо повлечет за собой грандиозные перемены в сторону либерализации уголовно-исполнительной системы, что в новом обществе криминальная ситуация изменится коренным образом, что с профессиональной преступностью будет покончено, и что немногие оставшиеся преступники станут исправляться в современных, гуманных пенитенциарных учреждениях.

Однако жизнь быстро внесла свои коррективы, число заключенных после революции возросло, а уголовно-исполнительную систему ждали перемены далеко не в лучшую сторону.

Первый этап развития уголовно-исполнительной системы начался с попытки реализации передовых идей, сформировавшихся в дореволюционный период. 28.10.1917 г. Постановлением Петроградского Военно-революционного комитета были назначены комиссары в тюрьмы Выборгского района.

Постановлением Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР от 15.12.1917 г. при тюрьмах были утверждены следственные комиссии для проверки правильности ареста доставляемых в местах заключения лиц и законности содержания арестантов.

12.01.1918г. в составе НКЮ РСФСР образована медицинская коллегия для проверки заявлений заключенных о болезнях. 2.01.1918г. Совет народных комиссаров (СНК) принял Постановление об улучшении продовольствия в Петроградских тюрьмах. 24.01.1918г. принято Постановление НКЮ РСФСР «О тюремных рабочих командах».

Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и устанавливающим виды мест лишения свободы, являлась Временная инструкция от 23.07.1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового». Временная инструкция предусматривала создание распределительных комиссий, которые определяли вид места лишения свободы. Положение об организации распределительных комиссий принято карательным отделом НКЮ РСФСР 16.11.1918г.

Одним из первых нормативных актов советской власти, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних, был Декрет СНК от 14.01.1918г. «О комиссиях для несовершеннолетних». В нем объявлялись упраздненными суды и тюремное заключение для несовершеннолетних до 17-летнего возраста.

Устав трудовых земледельческих колоний, утвержденный 12.08.1919г. НКЮ РСФСР впервые в истории исправительно-трудовых учреждений вводил в их деятельность прогрессивную систему отбывания наказания.


Постановлением СНК РСФСР от 5.09.1918г. «О красном терроре» определялась необходимость защиты республики от классовых врагов путем изолирования их в концентрационные лагеря. Такие лагеря были созданы в 1919 г. и их существование было закреплено Декретом ВЦИК от 15.04.1919 г. и постановлением ВЦИК от 17.05.1919г. «О лагерях принудительных работ».

Вторым этапом развития уголовно-исполнительной системы стали Правила внутреннего распорядка в местах заключения, введенные циркуляром НКЮ РСФСР в июле 1920 г. Издание этого нормативного акта, было вызвано необходимостью установления определенных правил содержания заключенных, создания единообразного режима в местах заключения.

В целом, были сохранены существующие тюрьмы, однако в системе исполнения наказаний они стали играть второстепенную роль и использоваться в основном в качестве следственных изоляторов и сборно-пересылочных пунктов.

В 1924г. был принят первый советский Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения дисциплинарных мер воздействия.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 15.12.1930г. находящиеся в ведении НКВД места заключения перешли в подчинение НКЮ союзных и автономных республик. В составе НКЮ РСФСР было создано Главное управление исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ).

Новый этап открывает Положение об исправительно-трудовых лагерях, утвержденное постановлением СНК СССР от 7.04.1930г. Положение установило деление на лишение свободы в отдельных местностях СССР и лишение свободы в общих местах заключения. Лишение свободы на срок до 3 лет должно было отбываться в общих местах заключения, а на срок от 3 до 10 лет - в ИТЛ.

1.08.1933г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Нормы кодекса несли отпечаток временного отступления в осуществлении карательной политики от наиболее суровых репрессивных мер. Вместе с тем эта «передышка» носила кратковременный характер. С образованием общесоюзного НКВД в 1934 г. кодекс фактически утратил силу.

1937 год вошел в историю как год массовых репрессий, которые проводились на основании решения Политбюро ЦК ВКП (б) от 2 июля по специальной разнарядке в отношении некоторых категорий граждан, и лиц, отбывающих наказания в ИТК. Заключенные, подлежащие репрессии в ИТЛ по первой категории – расстрелу, концентрировались в специальных лагерных пунктах. Условия их содержания определялись специальной инструкцией, разрабатывавшейся оперативно-чекистским отделом.


В период с конца 20-х и до середины 50-х гг. в деятельности уголовно-исполнительной системы грубо нарушалась законность, в том числе, вследствие того, вместо исправительно-трудового законодательства в деятельности ИТЛ, а затем и во всех других учреждениях системы применялись ведомственные приказы и инструкции с грифами «секретно» и «совершенно секретно». Эти акты зачастую отменяли законодательство.

Великая Отечественная война стала самой тяжелой и кровопролитной в истории нашей страны и всего человечества. Германские войска получили установку на небывалую жестокость. План «Ост» предусматривал «очищение» жизненного пространства на востоке и уничтожение более половины советских людей.

С началом войны карательная политика государства претерпела изменения в соответствии с требованиями военного времени и изменившейся социально-политической обстановки в стране. В этих целях реализуется целый комплекс мероприятий. Так, были приняты меры по сосредоточению осужденных за контрреволюционные и другие особо опасные преступления в усиленно охраняемых зонах; прекратилось освобождение осужденных по политическим мотивам; судимых за бандитизм, рецидивистов и иностранных подданных. В 1941 г. из мест лишения свободы было освобождено 480 тыс. осужденных с направлением в действующую армию и 200 тыс. освобождено и направлено для выполнения оборонных работ.

Отмена в 1947 г. смертной казни существенно осложнила обстановку в местах лишения свободы. В этой ситуации государство приняло решение об организации лагерей особого назначения, в которых содержались лица, осужденные за особо опасные преступления.

В 1953г. была проведена широкомасштабная амнистия, а сами исправительные учреждения были переданы в ведение Министерства юстиции (в МВД СССР были оставлены исправительно-трудовые лагеря, обеспечивающие строительство важнейших оборонных объектов, а также учреждения, в которых содержались политические заключенные). Однако уже 21.01.1954г. исправительная система из Минюста вновь была передана в ведение МВД.

10.07.1954г. утверждено Положение «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях СССР». Основной задачей признавалось создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений, а конечной целью их деятельности - исправление и перевоспитание на основе приобщения к общественно полезному труду. Положение предусматривало проведение общеобразовательной и профессионально-технической подготовки заключенных.


После смерти И.В.Сталина ликвидированы исправительно-трудовые лагеря, восстановлен прокурорский надзор за соблюдением законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. УИС стала включать в себя учреждения, предназначенные для отбывания лишения свободы: исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовые колонии (для несовершеннолетних) и тюрьмы. Позднее были созданы исправительно-трудовые колонии-поселения, режим содержания в которых был значительно менее строгим, чем в обычных колониях. Стали широко применяться альтернативные лишению свободы меры уголовно-правового воздействия, связанные с частичной изоляцией от общества: условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

В целом, 50-е гг. XX в. стали этапом критической переоценки организационных структур исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, содержания их работы, подготовки частичной реализации реформы уголовно-исполнительной системы с ее репрессивными атрибутами.

Принятие постановления ЦК КПСС от 30.06.1956г. «О преодолении культа личности и его последствий» сыграли большую роль в гуманизации общества и преодоления крайностей тоталитарного режима. Особенно это сказалось на развитии уголовно-исполнительной системы. Так, 25.10.1956г. принято совместно постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, значительно реформировавшее всю систему ИТУ и их деятельность.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3.04.1961г. объявлено типовое положение об ИТК и тюрьмах МВД союзных республик, которое подвело итоги периода становления законности и реорганизации системы ИТУ.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 9.09.1961г. № 154/3 утверждено Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР. Положение предусматривало в целях раздельного содержания разных по степени общественной опасности категорий, осужденных и дифференцированного на них воздействия четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый. Тюрьмы, как места лишения свободы, сохранялись, но только для осужденных, нуждающихся в особо строгой изоляции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6.10.1969г. № 4374-VII вводились в действие Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а 18.12.1970 г. был утвержден и 01.07.1971 г. вступил в силу новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.

Основы и Кодекс расширили предмет исправительно-трудового законодательства, так как они стали регулировать четыре вида наказаний: лишение свободы; исправительные работы; ссылку; высылку.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8.02.1977г. был введен новый вид колоний-поселений для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденных к лишению свободы на срок не свыше 5 лет. В дальнейшем в исправительно-трудовые колонии-поселения стали направляться все лица, впервые осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности. В 1985 г. создается новый вид исправительно-трудовых колоний-поселений для впервые осужденных за умышленные преступления.

В 1977г. Основы уголовного законодательства закрепили порядок условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

15.03. 1983г. Указом Президиума Верховного Совета СССР № 8919-X было утверждено Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Положение определяло правовые основы применения уголовных показаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания.

В 1989-1992 гг. в исправительно-трудовых учреждениях резко возросло количество массовых беспорядков, коллективных отказов от работы, от приема пищи и т.п. Эти эксцессы были вызваны не только отмеченными экономическими трудностями, но и несовершенством норм действующего исправительно-трудового законодательства, их несоответствием фактически сложившимся общественным отношениям и потому подчас неоправданно ущемляющих права и интересы осужденных.

В июне 1990г. принята Концепция реформы уголовно-исполнительной системы. С принятием Концепции закончился перестроечный этап в осмыслении существовавшего в то время положения дел, поиске надежных ориентиров будущего развития пенитенциарной системы. Концепция (УИС) представляла собой в обобщенном виде концептуальные ориентиры первых реформаторских шагов, которые в дальнейшем в той или иной мере осуществлялись в первые годы становления Российской Федерации.

В целом, в стране единая уголовно-исполнительная система так и не была создана, а ее функции выполнялись различными службами органов внутренних дел. Например, помимо Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) и Главного управления лесных исправительно-трудовых учреждений (ГУЛИТУ), функции финансово-экономического обеспечения уголовно-исполнительной системы, снабжения ее средствами связи и вооружением, медицинского обслуживания сотрудников и т.п. выполняли соответствующие подразделения органов внутренних дел, а функции охраны и конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, - внутренние войска.