Файл: Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уголовно-исполнительные органы и учреждения современной России

Начиная с 1992 г., в России осуществляется реформа УИС, в результате которой принято более 40 законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, обеспечивающих поддержку и развитие системы исполнения уголовных наказаний.

Наиболее значимые изменения в правовую основу функционирования уголовно-исполнительной системы были внесены Законом Российской Федерации от 12.07.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Впервые осужденным была гарантирована свобода совести и вероисповедания; введены нормы, обеспечивающие их право на личную безопасность; сняты ограничения на отправку ими писем и телеграмм; исключены некоторые дисциплинарные взыскания и др.

Закон Российской Федерации от 21.07.1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» восполнил пробелы в определении понятия и правового положения УИС, определил ее полномочия в части производственной деятельности, установил формы и методы контроля за соблюдением прав осужденных и др.

В 1994г. произошло слияние ГУИН МВД России и ГУЛИТУ МВД России в единое Главное управление по исполнению наказаний, положение о котором было утверждено приказом МВД РФ от 2.03.1996г. № 110.

Указом Президента Российской Федерации от 22.04.1994г. функции охраны учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов из внутренних войск МВД России переданы УИС.

13.01.1996г. одобрена «Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005г.», многие положения которой нашли свое закрепление в новом Уголовно-исполнительном кодексе и других нормативных актах. Значительная часть намеченных мероприятий выполнена.

Наряду с этим все отчетливей проявлялись негативные стороны нахождения УИС в составе МВД России. Исполнение наказаний никогда не являлось первостепенной задачей для органов внутренних дел, а в период осложнения общей криминогенной ситуации в стране, возникновения региональных очагов вооруженных конфликтов и т.п. она и вовсе отошла на задний план. В этот нелегкий период средства, выделяемые государством на содержание УИС, расходовались МВД на другие цели.

В сентябре 1998г. УИС переведена из состава органов внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. После перехода уголовно-исполнительной системы в ведение Минюста России положение существенно изменилось к лучшему. УИС стала одной из самых приоритетных служб этого министерства, что позволило осуществить первоочередные меры по её укреплению.


Главное управление исполнения наказаний Минюста России 9.03.2004г. преобразовано в Федеральную службу исполнения наказаний РФ. Утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, Положение о Федеральной службе исполнения наказания. Указом Президента Российской Федерации от 02.12.2005г. утвержден геральдический знак-эмблема Федеральной службы исполнения наказаний.

Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)» принята в сентябре 2006г.

Фактически во всех структурах УИС проведена модернизация. Но, уголовно-исполнительная система во многом сохранила прежние принципы в организации деятельности. Не учитывалось современное состояние экономики, интеграция нашей страны в международное правовое поле, международные стандарты работы с заключенными, изменения в гражданском обществе. Поэтому потребовались новые реформы в данной сфере.

Для реализации этих целей была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции обозначены следующие:

  1. совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития;
  2. сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества;
  3. гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

За последние годы учреждениями и органами УИС проделана огромная работа по совершенствованию их деятельности. Решен ряд задач и проблем, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности.


Реализуется курс на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, улучшение условий содержания осужденных и подследственных.

При Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах во всех субъектах Российской Федерации созданы общественные советы для привлечения общественности к решению вопросов, связанных с деятельностью уголовно-исполнительной системы, и помощи лицам, осужденным за совершение преступлений, в обеспечении их нормальными условиями жизнедеятельности.

Продолжается работа по совершенствованию кадрового обеспечения УИС. Работа кадровых аппаратов ФСИН России направлена на сохранение высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового состава, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым условиям, способного эффективно решать поставленные задачи. Совершенствуется нормативная база, регламентирующая работу с кадрами ФСИН России, в 2014–2016 гг. осуществлен комплекс мероприятий по совершенствованию организационно-штатного построения учреждений и органов УИС.

Таким образом, резюмируем, что становление и развитие отечественной уголовно-исполнительной системы - это трудная, многоступенчатая работа по созданию нормативно-правовых актов деятельности органов и учреждений, которые исполняют уголовные наказания, касающихся гуманизации исполнения наказания, улучшения содержания подозреваемых и обвиняемых.

В процессе разработки и реализации стратегии развития УИС были выявлены проблемы, на которые необходимо направить управленческое воздействие, для того, чтобы осуществить переход системы на более высокий уровень развития. Это позволило бы уголовно-исполнительной системе эффективнее решать сложные задачи в сфере организации исполнения наказаний.

Заключение.

С позиций уголовно-исполнительной политики исправительная система России представляет собой единый комплекс исполнения мер уголовно-правового характера и применения в этот период к виновным исправительного воздействия. Исправительное воздействие, непосредственно влияющее на правовое положение осужденных, представляет собой систему установленных законом основных средств исправления виновных: применение к ним мер поощрения, взыскания, безопасности, а также проведение мероприятий, направленных на их бытовое и трудовое устройство по отбытии наказания (мер социальной адаптации).


Уголовно-исполнительная политика обладает всеми чертами, свойственными политике государства. Формами ее выражения являются законодательство и другие нормативные акты, регламентирующие правовое положение осужденных, а также органов, учреждений, организаций и отдельных граждан, обеспечивающих его. Данная политика зависит от уровня социально-экономического положения в стране.

Уголовно-исполнительная политика России гуманна в своей основе и отражает морально-нравственные принципы общества на современном этапе его развития. Мораль непосредственно влияет на содержание норм уголовно-исполнительного права. Неотвратимость ответственности - основное направление борьбы с преступностью.

В рамках уголовно-исполнительной политики необходима ориентация на разумное сочетание комплекса карательных и исправительных мероприятий, которые, с точки зрения здравого смысла, способны содействовать достижению цели становления виновного на путь исправления. В ряде случаев доверие, оказанное виновному в процессе отбывания наказания, может иметь эффект, который не произвели бы никакие постановления закона и властей.

В рамках уголовно-исполнительной политики в настоящее время разрабатываются и принимаются неотложные меры по охране здоровья осужденных, лиц, заключенных под стражу, оказанию им специализированной противотуберкулезной и иной помощи, обеспечению исправительных учреждений и СИЗО России необходимым оборудованием, медицинским персоналом и лекарствами.

Актуальны сегодня вопросы бытового и трудового устройства большинства осужденных, особенно лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Пока меры социальной адаптации осужденных, разработанные в нормативных актах, далеко не всегда реализуются на практике. Но это одно из направлений уголовно-исполнительной политики, содействующее закреплению результатов действия исправительной системы, одно из средств предотвращения рецидива. Задача уголовно-исполнительной политики в этой части - содействие бывшим преступникам в возвращении к нормальной жизни в обществе. Этого курса должны держаться все звенья государственных и негосударственных структур, различных общественных формирований, граждан в сфере борьбы с преступностью.

Таким образом, содержание уголовно-исполнительной политики образуют вырабатываемые ею и рассмотренные выше основные направления деятельности государственных, негосударственных структур, общества в целом по определению и обеспечению правового положения осужденных и лиц, заключенных под стражу.