Файл: Методы финансового (налогового) контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее распространенными способами нарушения налогового законодательства, выявляемого при изучении фактического выполнения оплаченных работ, являются1:

• неотражение прибыли, полученной в результате работ;

• завышение производственных затрат и расходов;

• занижение НДС;

• превышение расходов на оплату труда;

• отсутствие договоров с работниками;

• неправомерное использование налоговых льгот и др.

Встречная сверка и сопоставление документов применяются

в целях исследования несоответствия содержания нескольких взаимосвязанных документов. Большинство первичных документов составляется в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают в различные подразделения предприятия либо в разные организации.

Встречная сверка документов означает сверку отдельных экземпляров одного и того же документа, а также учетных регистров, находящихся в двух различных организациях (накладная — у покупателя, второй экземпляр — у поставщика и т. п.) либо в двух различных подразделениях одной и той же организации.

Взаимная сверка документов основана на использовании в любом сочетании различных документов, прямо или косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию. В ходе этой сверки сопоставляются различные по наименованию и характеру документы, в которых отображаются отдельные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций. Например, расходные документы на отпуск товаров могут сопоставляться с путевыми листами транспортных средств или другими документами, отражающими перевозку товаров. Ведомость начисления зарплаты сопоставляется с нарядами, отражающими характер и объем выполненной работы; суммы денег, оприходованные по кассовым счетам, — с выписками банков и сведениями о движении товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и тары, и т. п.

Взаимная сверка документов является одним из наиболее эффективных методов, но она достаточно трудоемкая и методически сложная.

При помощи контрольного запуска сырья и материалов в производство и лабораторного анализа их качества определяют обоснованность и законность списания материалов на производство, выход продуктов, отходы производства, производительность оборудования, а также устанавливают реальность норм расхода материалов.

Проверка правильности действующих норм расхода материалов и выхода продукции данным методом является одним из наиболее действенных приемов, направленных на вскрытие и предупреждение завышения себестоимости и занижения облагаемой прибыли.


Это достаточно дорогая процедура, которая применялась главным образом в советский период.

Лабораторный анализ качества сырья, материалов и готовой продукции производится в целях установления фактов использования неполноценного сырья, замены одних материалов другими более дешевыми, недовложения в продукцию, причин низкого качества выпускаемой продукции и брака.

Подобные факты могут свидетельствовать о злоупотреблениях, связанных с созданием неучтенных излишков материальных ценностей.

Контрольная закупка проводится самим контролером или покупателем в присутствии двух представителей общественности. Ее целью является установление соблюдения правил торговли, ведения финансовой или предпринимательской деятельности.

В результате контрольной закупки определяется фактический вес отпущенного товара и правильность денежных расчетов.

Расчетно-анатилические методы. Расчетно-аналитические методы налогового контроля делятся на две группы: вспомогательные и косвенные1.

Вспомогательные методы носят вторичный характер по отношению к документальным и фактическим методам налогового контроля и направлены на комплексное изучение финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.

К ним относятся:

1) технико-экономические методы;

2) нормативное (контрольное) сличение;

3) группировка и обобщение;

4) экономический анализ плановых, фактических и отчетных данных;

5) расчет по аналогии.

Технико-экономические методы контроля применяются в ходе проверок для определения правильности плановых показателей, норм материальных и трудовых затрат, смет цеховых и общезаводских расходов, сметных ассигнований по отдельным статьям затрат.

Метод нормативного контрольного сличения (контрольное сличение остатков) является производным от метода взаимной сверки документов и применяется для выявления различных отклонений от установленных норм. Суть его заключается в проверке, главным образом, количественной информации о движении однородных ценностей между периодами инвентаризациями на предприятиях розничной торговли и общественного питания.

Метод группировки и обобщения используется при отборе и объединении по однородному признаку строго определенных данных и фактов, а также при взаимном их согласовании и отражении в таблицах, графиках, схемах. Названный метод служит основой для применения таких методов контроля, как анализ, нормативно-контрольное сличение и логическая оценка сведений, содержащихся в документе.


Экономический анализ плановых, фактических и отчетных данных как метод налогового контроля представляет собой совокупность специальных приемов, применяемых для обработки экономической информации о работе предприятия. В рамках этого метода применяются общие и частные (применительно к определенной отрасти, типу производства) методики.

Приемы экономического анализа используются в процессе налогового контроля для установления нарушений налогового законодательства. Это обусловлено тем, что завуалированные налоговые нарушения, хищения, приписки обычно сказываются на результатах финансовохозяйственной деятельности, вызывая несогласованность отдельных взаимосвязанных показателей и другие отклонения.

Кроме того, предварительный анализ отчетности и записей в учетных регистрах позволяет отобрать круг первичных документов для более детальной проверки, сконцентрироваться на вероятных нарушениях, дает возможность сократить число проверяемых документов и сократить сроки проведения проверки.

Также применяется расчет по аналогиям. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налоговых органов к осмотру помещений, а также в случае непредставления в течение двух месяцев необходимых для расчета документов, отсутствии учета доходов и расходов, ведения учета с нарушениями налоговые органы имеют право самостоятельно определять подлежащие уплате суммы налогов на основании имеющихся данных о налогоплательщике, а также по данным об аналогичных плательщиках.

В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 5 июля 2005 г. № 301-0 применение этого метода обеспечивает безусловное исполнение всеми лицам обязанности платить законно установленные налоги. Обычно в качестве критериев аналогичности используется отраслевая принадлежность, конкретный вид деятельности, размер выручки, численность производственного персонала и т. п.

Косвенные методы налогового контроля используются в случаях предоставления налогоплательщиком неполной или недостоверной информации, а также когда обнаруживается несогласованность отдельных показателей отчетности налогоплательщика. Данные методы контроля применяются в первую очередь в отраслях, связанных с оборотом наличных денег, где учет и контроль существенно затруднен.

В качестве таких методов используются: метод анализа собственного капитала (метод чистого капитала); метод определения налоговых обязательств физических лиц на основе их расходов, обобщенного образа жизни; внутренний и внешний сопоставительный анализ деятельности предприятий; контроль ценообразования1.


Информативные методы. Информативные методы налогового контроля представляют собой истребование справок и объяснений от налогоплательщиков, а также инструктирование налогоплательщиков, разъяснение им налогового законодательства и налоговое консультирование.

Истребование письменных справок и объяснений от налогоплательщика как метод налогового контроля используется в целях подтверждения достоверности и обоснованности содержания документов или фактов нарушений, выяснения причин нарушений и виновных лиц. Обязанность налогоплательщика давать пояснения, которые подтверждают правильность исчисления налога, в случае выявления в ходе проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, предусматривается п. 3 ст. 88 НК РФ (камеральная налоговая проверка). Вместе с тем необходимо помнить, что перечень документов, которые налоговые органы могут истребовать в ходе камеральной и выездной проверки, ограничен НК РФ. Порядок и ответственность за непредставление необходимых сведений определяется Налоговым кодексом РФ.

Необходимые сведения от различных организаций могут быть получены путем направления письменного запроса.

Инструктирование налогоплательщиков и разъяснение действующего законодательства как метод налогового контроля вытекает из положений подп. 4, 5 п. 1 ст. 32 «Обязанности налоговых органов» и п. 1 ст. 34.2 «Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов» НК РФ. Он корреспондирует с правом налогоплательщиков получать от налоговых органов и Минфина России необходимую информацию и разъяснения. В данном случае инструктирование и разъяснения налогового законодательства означает реализацию такой функции налогового контроля, как предупреждение налоговых правонарушений.