Файл: Методы научного исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод индукции и дедукции

Индукция представляет собой исследование, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения. Индукция-характеризуется познанием действительности путем движения от конкретного к абстрактному. А как известно, на уровне абстрактного мышления вырабатываются экономические категории.

Для наглядности рассмотрим индуктивный метод на примере. Предположим, человек начинает анализировать окружающий его мир благ. Он видит, что хлеб обменивается на другой продукт или деньги, следовательно, это позволяет ему сделать единичное заключение: хлеб обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие блага в определенных пропорциях.

Затем он рассматривает другое благо — вино, применительно к которому можно сделать такое же единичное заключение, как и в отношении хлеба: вино способно обмениваться на другие блага, и, следовательно, оно тоже обладает меновой стоимостью. Расширив круг благ с целью выявления у них данного свойства (меновой стоимости), человек приходит к обобщающему выводу: все блага, вступающие в обмен на другие, обладают меновой стоимостью.

Отсюда дается определение меновой стоимости как способности одного блага обмениваться в определенных пропорциях на другие блага. Таким образом, от единичных, частных случаев мы пришли к обобщающему заключению.

Дедукция представляет собой способ исследования, при котором, знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям. Дедукция характеризуется восхождением от абстрактного к конкретному. Для лучшего восприятия обратимся к только что рассмотренному выше примеру. Но логика рассуждений направлена в обратном направлении: не от конкретных единичных случаев к общему положению, а от абстрактного, общего, уже сформулированного умозаключения к единичным конкретным случаям. Таковым обобщающим положением является «меновая стоимость».

Для демонстрации дедуктивного метода достаточно взять общее положение и применить его к тем же или совершенно новым благам. Взяв поочередно вышеупомянутые блага, мы видим, что все они обладают свойством обмениваться на другие блага, откуда можно сделать заключение, что они обладают меновой стоимостью. Теперь предположим, что мы только что сделали «научное открытие»: любой товар обладает меновой стоимостью. Данная идея не может быть обменена на другие блага, и, следовательно, она не обладает меновой стоимостью, хотя, несомненно, имеет важное значение для экономических исследований, для которых она стала уже аксиомой.


Метод экспериментов

Для исследования механизмов рыночной системы и тестирования обоснованности поставленных теорий применяется экономический эксперимент, который в современных реалиях может проводиться не только в ограниченных масштабах. Он позволяет получить информацию о типичном поведении агентов хозяйственной деятельности в условиях контроля.

К настоящему времени роль проводимых опытов существенно возросла, так как не одна серьезная дисциплина без них просто немыслима. Изначально исследования проводились на микроуровне, когда за основу берутся мелкие хозяйственные структуры. Однако со временем ситуация изменилась. Большое количество экспериментов в экономической науке стали проводить на макроуровне. Их приходится осуществлять в определенных условиях, которые нельзя полностью нивелировать в процессе исследований. Чаще всего научные опыты в макроэкономике являются полевыми, а не лабораторными. Отличия от микроуровня достаточно существенны. Несмотря на различные подходы, основная задача любых исследований заключается в проверке практического применения определенных программ и задач, которые позволят избежать крупных ошибок и провалов в хозяйственной деятельности. Экономический эксперимент не доказывает и не опровергает теоретические изыскания, но он дает возможность установить вероятность наступления того либо иного события.

Одним из показательных примеров проблемы, связанной с ролью экспериментатора, является исследование, проводившееся в фирме «Вестерн Электрик». В то время планировалось установить, от каких факторов зависит производительность труда. Было проведено более десяти экспериментов, касающихся бесплатных завтраков, увеличения количества перерывов и других поблажек для рабочих. Результат поразил всех. После отмены рабочих льгот начала расти производительность труда на фабрике. Экспериментаторами была допущена ошибка, которая привела к искажению показателей. Наблюдатель превратился в эндогенный фактор. Рабочие поняли так, что проводимые исследования неоценимы для развития американского общества. Из этого следует, что руководитель должен находиться в тени.

В качестве выводов, стоит отметить, что те методы, которые были описаны в рамках данной работы, в реальном научном исследовании, причем независимо от его характера (экономического, социологического, физического и других) работают в очень тесном взаимодействии. В процессе интенсивного развития науки, соответственно развивается и система ее методов, формируются принципиально новые приемы и способы деятельности исследовательского характера.


Список использованной литературы

  1. Орехов А. М. Методы экономических исследований: учеб. пособие. 2-е изд. М.:ИНФРА-М, 2013
  2. Едронова В.Н., Овчаров А.О. Система методов в научных исследованиях // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №10 (313). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-metodov-v-nauchnyh-issledovaniyah
  3. Бураева, Е.В. Применение информационных технологий обучения в высшей школе при изучении дисциплины “Эконометрика” // Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 6. № 6-3. С. 55-57
  4. Бураева, Е.В. Применение информационных технологий обучения в высшей школе при изучении дисциплины “Эконометрика” // Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 6. № 6-3. С. 55-57.
  5. Шубина Марина Михайловна, Воронина Екатерина Владимировна Методология исследования экономических систем // Символ науки. 2016. №5-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-issledovaniya-ekonomicheskih-sistem
  1. Орехов А. М. Методы экономических исследований: учеб. пособие. 2-е изд. М.:ИНФРА-М, 2013.

  2. Овчаров А.О. Методы экономической науки и проблема моделирования // Финансы и кредит. 2014. №15 (591). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-ekonomicheskoy-nauki-i-problema-modelirovaniya (дата обращения: 21.11.2017).

  3. Едронова В.Н., Овчаров А.О. Система методов в научных исследованиях // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №10 (313). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-metodov-v-nauchnyh-issledovaniyah

  4. Бураева, Е.В. Применение информационных технологий обучения в высшей школе при изучении дисциплины “Эконометрика” // Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 6. № 6-3. С. 55-57.

  5. Шубина Марина Михайловна, Воронина Екатерина Владимировна Методология исследования экономических систем // Символ науки. 2016. №5-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-issledovaniya-ekonomicheskih-sistem