Файл: Трудовой коллектив как субъект трудового права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, как источники трудового права направлены на выполнение двух его основных функций: экономической (производственной) и социальной (защитной) функций. В нынешний период значение придается взаимосвязи указанных функций, их соотношению в направленности правового регулирования трудовых отношений. Придать импульс такому развитию способно государство на основе правотворчества и сами участники трудового процесса, используя социальное партнерство, все его формы, включая коллективный договор и соглашения.

Социальное партнерство в современной России стало важным направлением реализации социальной политики государства. Возрастает роль и значение социально-партнерских механизмов в регулировании и защите важнейших трудовых прав и социально-экономических интересов работников, членов их семей и даже населения, проживающего на территории действия актов социального партнерства.

1. Понятие, принципы, цели и формы социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 Трудового кодекса РФ.  (далее - ТК РФ).

Основными принципами социального партнерства являются равноправие сторон, содействие государства, соблюдение сторонами трудового законодательства, добровольность, обязательность выполнения договоров и соглашений, ответственность сторон за невыполнение договоров и соглашений (ст. 24 Трудового кодекса РФ).

Цель социального партнерства - достиже­ние социального мира и дальнейшее продви­жение по пути практической реализации важ­нейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентиро­ванной экономики. В современных условиях именно социаль­ное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникаю­щих противоречий и предотвращения конф­ликтов в социально-трудовой сфере.

Статья 25 Трудового кодекса РФ определяет стороны социального партнерства: работники, работодатели, органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления становятся стороной социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.


Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) участия работников, их представителей в управлении организацией;

4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ).

2. Коллективный договор: понятие, структура, назначение

Российское законодательство в части 1 статьи 40 ТК определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор является правовым актом, и его юридическое значение состоит в том, что он представляет собой важный источник права, устанавливаемый не законом или подзаконным нормативным правовым актом, а заинтересованными сторонами трудовых отношений путем достижения договоренностей в решении различных профессиональных, социальных и производственных вопросов. Предметом регулирования коллективного договора являются не только социально-трудовые отношения, но и взаимные обязательства сторон по вопросам соблюдения интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; экологической безопасности; оздоровления и отдыха работников и членов их семей и др.


Из определения коллективного договора, имеющегося в действующем законодательстве, можно выделить основополагающие характеристики данного правового понятия.

Во-первых, коллективный договор является одной из разновидностей локальных нормативных правовых актов, актов социального партнерства, содержащих общеобязательные правила поведения, установленные сторонами для самих себя в рамках их компетенции.

Во-вторых, сферой регулирования коллективного договора являются социально-трудовые отношения, перечень которых, как уже отмечалось в первой главе исследования, гораздо шире круга отношений, входящих в предмет трудового права.

В-третьих, данное правовое понятие характеризует возможность заключения коллективного договора не только в организации, но и в ее филиале, представительстве, руководители которого имеют полномочия работодателя заключать договоры от имени организации. Организационно-правовые формы организаций, штатная численность, ведомственная подчиненность не влияют на возможность заключения коллективного договора.

В-четвертых, являясь разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений на уровне организации (локальном), коллективный договор выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Данная разновидность социального партнерства получила название бипартизма.

Итак, содержание коллективного договора составляют нормативные, обязательственные, информационные и организационные условия. Нормативные условия - это локальные трудоправовые нормы, установленные сторонами коллективного договора и распространяющие свое действие на работников организации (филиала, представительства) или индивидуального предпринимателя. Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации и у индивидуального предпринимателя.

Коллективные договоры, как об этом свидетельствуют их анализ и сложившаяся практика, содержит несколько групп вопросов. Об этом же, в принципе, гласит статья 41 ТК РФ.

К первой группе следует отнести локальные нормы и обязательства, касающиеся важнейших условий труда (заработная плата и ее индексация, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия и охрана труда, льготы для отдельных категорий работников и др.).

Ко второй группе относятся правовые положения, регулирующие отношения, тесно связанные с трудовыми, представляющие собой определенные гарантии и обязательства со стороны работодателя в плане повышения квалификации, переподготовки, соблюдения интересов работников.


Третью группу составляют нормы, регулирующие социальное обслуживание работников (предоставление медицинских услуг, дотации на питание, компенсации транспортных расходов, обеспечение жильем и др.).

Опросы социального обеспечения и медицинского страхования работников составляют четвертую группу соответствующих правовых норм.

В ТК предусматривается регулирование трудовых отношений коллективным договором, на это указывает ряд статей ТК, как, например: определение места и сроков выплаты заработной платы в неденежной форме (ч. 4 ст. 136); установление соответствующих доплат при выполнении работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (ст. 149); конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу (ст. 152); конкретные размеры повышенной оплаты за работу в ночное время (ст. 154) и др.

Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации и у индивидуального предпринимателя.

Коллективные договоры, как об этом свидетельствуют их анализ и сложившаяся практика, содержит несколько групп вопросов. Об этом же, в принципе, гласит статья 41 ТК РФ.

К первой группе следует отнести локальные нормы и обязательства, касающиеся важнейших условий труда (заработная плата и ее индексация, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия и охрана труда, льготы для отдельных категорий работников и др.).

Ко второй группе относятся правовые положения, регулирующие отношения, тесно связанные с трудовыми, представляющие собой определенные гарантии и обязательства со стороны работодателя в плане повышения квалификации, переподготовки, соблюдения интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества, условий высвобождения, отказа от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и др.

Третью группу составляют нормы, регулирующие социальное обслуживание работников (предоставление медицинских услуг, дотации на питание, компенсации транспортных расходов, обеспечение жильем и др.).

В заключительных положениях коллективного договора содержатся указания на срок его действия, порядок внесения изменений и дополнений, процедура урегулирования разногласий между сторонами, их ответственность, а также порядок контроля за соблюдением коллективного договора.

3. Соглашения в трудовом праве России и их роль в социальном


партнёрстве

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Определяя понятие соглашения, законодатель акцентирует внимание на установлении в нем общих принципов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Согласно ч. ч. 4 и 5 статьи 45 ТК РФ эта характеристика верна лишь применительно к генеральному и региональному соглашению. Что касается отраслевого (межотраслевого), территориального и иных соглашений, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства, то в них, наряду с определением общих направлений договорного регулирования соответствующих отношений, устанавливаются также общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, работающим в определенной отрасли или на территории соответствующего муниципального образования.

Виды соглашений определены в ч. 1 ст. 45 ТК РФ в соответствии с уровнями социального партнерства, предусмотренными в ст. 26 ТК РФ с учетом сферы их действия, целевым назначением соответствующего вида соглашения и компетенцией сторон, участвующих в его заключении.

В зависимости от числа сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ст. 45 ТК РФ).

Статья 45 ТК РФ подробно раскрывает понятия вышеназванных соглашений.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Данное соглашение всегда является трехсторонним. Особенности заключения данного соглашения устанавливаются Федеральным законом от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации. На практике такие соглашения в основном заключаются на трехсторонней основе.