Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ. На практике соглашения данного вида также являются трехсторонними.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. Такие соглашения, как правило, носят трехсторонний характер.
Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними (ст. 45 ТК РФ).
Само содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
ТК не предусмотрено обязательное участие соответствующих органов исполнительной власти в принятии отраслевого тарифного соглашения, кроме случаев, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета всех уровней (ст. 35 ТК). В таких случаях профсоюзы имеют право обратиться в исполнительные органы власти, с тем чтобы обеспечить трехсторонние переговоры и заключить трехстороннее соглашение по соответствующим вопросам, которое становится частью отраслевого тарифного соглашения.
Главной целью отраслевого тарифного соглашения является защита интересов работников в области оплаты и режима труда. Поэтому профсоюзные органы ориентируют первичные профсоюзные организации при заключении коллективных договоров добиваться включения в них условий, установленных в отраслевом тарифном соглашении, принятом на соответствующий год. Аналогичен подход на практике к необходимости учета в коллективных договорах и норм об условиях труда, трудовых гарантиях и льготах, установленных в территориальных соглашениях.
В отличие от коллективного договора (ст. 40 ТК) соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 ТК не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений, например, обязательства сторон по содействию развития многоукладности экономики, свободе предпринимательства, многообразию форм собственности и хозяйствования и т.п.
Заключение
1. Договоренности, достигнутые сторонами социального партнерства, оформляются в форме правовых актов социального партнерства. Правовые акты социального партнерства регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, имеют договорную природу и носят представительский характер: они порождают права и обязанности не только у лиц, заключивших соответствующий коллективный договор или соглашение, но и у лиц, ими представляемых (конкретных работников или работодателей). При этом основной круг прав и обязанностей возникает именно у представляемых лиц.
Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия. Коллективный договор действует в рамках одной организации (работодателя), соглашение - в отношении нескольких работодателей.
2. Определение соглашения, содержащееся в ч. 1 ст. 45, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в РФ. На практике социально-партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательным участником которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.
Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые присущи коллективному договору. Соглашение также связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении. При этом положения коллективных и индивидуальных трудовых договоров, противоречащие соглашению и ухудшающие положение работников, считаются недействительными и заменяются автоматически положениями соглашения.