Файл: Государственные инвестиции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие «инвестиции» раскрывается в Законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В нем указывается, что «инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». 

Сущность и значение инвестиций состоит в том, что как экономическая категория они выполняют функции, без которых нормальное экономическое развитие странны просто невозможно. Инвестиции определяют будущее страны в целом, а также отдельно взятых регионов и каждого отдельного хозяйствующего субъекта. То есть те виды инвестиций, которые были произведены сегодня становятся гарантом завтрашнего благосостояния. В свою очередь, действительное экономическое состояние обуславливает инвестирование средств сделанное в прошлом. 

Значение инвестиций состоит в том, что они являются необходимым условием:

  • расширенного воспроизводства; 
  • ускорения научно-технического прогресса;
  • равномерного развития различных отраслей хозяйства; 
  • развития банковской сферы и финансовых рынков; 
  • обеспечения конкурентоспособности и повышения качества услуг и товаров; 
  • решения экологических проблем и охраны окружающей среды; 
  • снижения уровня безработицы; 
  • международной кооперации; 
  • развития социальной сферы. 

Это основное значение инвестиций, которое может быть расширенно за счет других факторов. 

Инвестиции выполняют следующие основные функции:

  • воспроизводственную - замена устаревших или изношенных основных фондов и создание новых для обеспечения простого или расширенного воспроизводства товаров и услуг;
  • инновационную - осуществление базисных или улучшающих инноваций (нововведений) для повышения конкурентоспособности продукции, производства новых или усовершенствованных товаров и услуг или использования более эффективных технологий; 
  • социально-экологическую - строительство новых или реконструкция действующих объектов социального (школы, вузы, поликлиники, музеи и т.п.) и экологического (очистные сооружения и т.п.) назначения; 
  • оборонную - строительство или реконструкция объектов оборонного назначения, предприятий оборонно-промышленного комплекса; 
  • внешнеэкономическую - привлечение иностранных инвестиций в основные фонды страны, а также строительство или реконструкция объектов за рубежом; 
  • конъюнктурную - динамика инвестиций служит индикатором фаз экономического рынка, состояния конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках. 

Перечисленные функции раскрывают ключевую роль, которую играют инвестиции, как в национальной, так и в мировой рыночной экономике. 

На общеэкономическом уровне инвестиции требуются для:

  • расширенного воспроизводства; 
  • структурных преобразований в стране; 
  • повышения конкурентоспособности отечественной продукции; 
  • решения социально-экономических проблем, в частности, проблем безработицы, экологии, здравоохранения, развития системы образования и др. 

На микроуровне инвестиции способствуют:

  • развитию и устойчивости компании; 
  • основных фондов; 
  • росту технического уровня фирмы; 
  • стабилизации финансового состояния; 
  • повышению конкурентоспособности предприятия; 
  • повышению квалификации кадрового состава; 
  • совершенствованию методов управления. 

Таким образом, инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций. 

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а еще поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды) и остальные участники инвестиционного процесса. Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в разных формах и обеспечивают их целевое использование. 

Объектами инвестиционной деятельности в России являются:

  • вновь формируемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства;
  • ценные бумаги (акции, облигации и др.); 
  • целевые денежные вклады; 
  • научно-техническая продукция и другие виды собственности; 
  • имущественные права и права на интеллектуальную собственность. 

В состав инвестиционной сферы включаются:

  • сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды предприятий различных отраслей народного хозяйства. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному и кооперативному жилищному строительству и других объектов инвестиционной деятельности; 
  • инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал; 
  • сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах). 

Необходимо отметить, что принципами инвестиционной деятельности являются принципы добровольности инвестирования, равноправия участников, защищенности инвестиций, а также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а еще общества, страны и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности. 

Отличительные особенности инвестиционной деятельности заключаются в том, что:

  • для инвестиционной деятельности законодатель установил двуединую цель (прибыль и достижение положительного социального эффекта); 
  • предоставил инвестору возможность извлекать прибыль (доход) от использования средств в экономическом, хозяйственном обороте не от собственного имени, а от имени хозяйствующего субъекта; 
  • не требует поэтому от инвестора регистрации в качестве предпринимателя. 

Россия принимает прямое участие в инвестиционной деятельности:

  • Российская Федерация с иностранными государствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты; 
  • из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов России финансируются приоритетные инвестиционные проекты; 
  • Правительство России формирует и утверждает перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета; 
  • предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов России; 
  • размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов; 
  • проведение экспертизы инвестиционных проектов; 
  • защита организаций России от поставок некачественных и устаревших техники, технологии и т. п.; 
  • выпуск облигационных займов для финансирования инвестиционных проектов и др. 

 Если оценивать в целом российское законодательство, регламентирующее отношения в сфере осуществления инвестиционной деятельности, то надо отметить, что оно достаточно объемно - это более тысячи нормативных правовых актов. 

Можно назвать некоторые из них:

  • Федеральный закон №39 – ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; 
  • Федеральный закон 82 – ФЗ «О банке развития»; 
  • Федеральный закон №46 – ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; 
  • Федеральный закон №160 – ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; 
  • Федеральный закон № 156 – ФЗ «Об инвестиционных фондах»; 
  • Постановление Правительства РФ №694 «Об инвестиционном фонде»; 
  • Приказ Росстроя №324 «Об утверждении типовых договоров и соглашений в рамках реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы»; 
  • Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ № вк 477).

Анализ содержания перечисленных и других нормативных правовых актов, регламентирующих рассматриваемые отношения, а также правоприменительной практики позволяет дать следующую оценку состояния законодательной базы. В нормативных актах нет терминологического единства, в отдельных законах не определены цели и предмет правового регулирования, основные понятия требуют уточнения. 

Например, в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционная деятельность определена как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В других «инвестиционных» законах определение вообще не дается. 

Субъектами инвестиционной деятельности наряду с инвесторами указываются заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (ст. 4 Закона РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Указанные в ст. 4 пользователи объектов инвестиционной деятельности вряд ли могут быть признаны субъектами инвестиционной деятельности, если исходить из определения инвестиционной деятельности, поскольку инвестиционная деятельность предполагает совершение таких действий, как вложение инвестиций. 

Нет четкости в определении инвестиционного фонда. В Законе «Об инвестиционных фондах» инвестиционный фонд определяется как имущественный комплекс, а в постановлении Правительства №694 «Об инвестиционном фонде РФ» фонд определяется как средства, предусмотренные в федеральном бюджете, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов. Приведенные определения далеки от гражданско-правовой трактовки фонда. В силу ст. 118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. 

Потребность регионов в привлечении иностранных инвестиций способствовала развитию правового регулирования на уровне субъектов Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений РФ с субъектами Федерации о разграничении компетенции между РФ и ее субъектами. 


Во многих субъектах Федерации приняты региональные нормативные правовые акты. Следует отметить также проблемы обеспечения безопасности в сфере привлечения инвестиций. Как известно, вступил в силу Федеральный закон №58 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». 

Указанные изменения направлены на осуществление контроля за участием иностранных инвесторов в стратегических видах деятельности, о чем свидетельствует название «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации». Именно тот факт, что к стратегическим видам деятельности были отнесены геологическое изучение, разведка и добыча природных ресурсов на участках недр федерального значения, послужил основанием для внесения изменений в Закон о недрах. 

Законом вводится механизм определения федеральных участков недр. Участки получают статус федеральных по сути «по факту рождения». Нии Роснедра, ни Правительство РФ не принимают решения об отнесении участков недр к федеральным. Говоря об опубликовании перечня (ч. 2 ст. 2.1), законодатель практически сообщает о констатации факта. Если участок по своим характеристикам удовлетворяет критериям, определенным законом, то он становится участком федерального значения. Опубликование в официальном издании не несет правоустанавливающего характера в этом случае. 

В целом законодательство об инвестиционной деятельности можно охарактеризовать как не сложившееся в единую систему, требующее существенного улучшения. На наш взгляд, существующие проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности следует решать во взаимосвязи с положениями экономической науки, в частности, по вопросам определения целей, предмета регулирования; формулирования основных понятий, терминов инвестиционной деятельности; а также по вопросам таможенного, налогового регулирования. С учетом выявленных проблем можно обозначить отдельные направления развития инвестиционного законодательства.