Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
Одним из наиболее перспективных направлений является формирование законодательства о развитии частно-государственного партнерства. В научной литературе частно-государственное партнерство (ЧГП) определяется как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в различных отраслях экономики. В исследованиях экономистов по проблемам партнерства государства и частного сектора отмечается, что из всего многообразия экономических функций государства одно из главных его предназначений состоит в формировании институциональной среды для хозяйственной деятельности, составной частью которой и являются институты партнерства.
Механизмы частно-государственного партнерства обозначены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в частности, выделены такие средства взаимодействия государства и бизнеса, как:
- создание и функционирование особых экономических зон;
- формирование и использование Инвестиционного фонда Российской Федерации;
- реализация принципов и механизмов, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях»;
- повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития;
- развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров;
- государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты.
Особая роль в решении стоящих перед Правительством Российской Федерации задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу российской экономики на инновационный путь развития отводится созданию особых экономических зон, способствующих развитию обрабатывающих секторов, отраслей высоких технологий и производства новых видов продукции, социально-экономическому развитию регионов, созданию новых высококвалифицированных рабочих мест.
Важным инструментом стимулирования предпринимательской деятельности должна стать государственная поддержка технико-внедренческих парков, предусматривающая создание инфраструктуры, предоставление необходимой методической поддержки и распространение лучшей практики. Надо также отметить целесообразность развития и совершенствования регионального законодательства об инвестиционной деятельности.
Федеральная адресная инвестиционная программа
Федеральная адресная инвестиционная программа формируется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений:
- по объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета (далее - объекты капитального строительства);
- по объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе приобретаемым федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами для обеспечения федеральных нужд, включая жилье, приобретение которого осуществляется во исполнение законодательных актов Российской Федерации (далее - объекты недвижимого имущества);
- по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества (далее - мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты).
Основными принципами при определении направлений расходования бюджетных ассигнований в планируемом периоде в первоочередном порядке являются:
- обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;
- открытость, «прозрачность» и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;
- обеспечение безусловного выполнения принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решений;
- концентрация инвестиционных ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед государством (строительство, реконструкция и модернизация объектов, имеющих федеральное значение);
- обеспечение преемственности федеральных инвестиционных обязательств (включение в первую очередь переходящих объектов, которые реализовывались с использованием средств федерального бюджета в предшествующие годы, и обеспечение их финансирования в объемах, необходимых для завершения строительства в установленные сроки, поскольку сокращение принятых обязательств приводит к образованию объектов незавершенного строительства, и, как следствие, - удорожанию инвестиционных проектов, увеличению сроков их реализации и неэффективному использованию средств федерального бюджета);
- степень готовности к вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства;
- степень готовности нормативной правовой базы.
Итоги реализации федеральной адресной инвестиционной программы в 2018 году
На реализацию ФАИП в 2018 году на момент утверждения были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 677,1 млрд. рублей, рублей (без учета сведений, составляющих государственную тайну), из них на выполнение специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, – 105,3 млрд. рублей (соответствует распределению бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон о бюджете).
По состоянию на 31 декабря 2018 г., с учетом всех внесенных в адресную программу изменений, общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию, составил на 2018 год 741,1 млрд. рублей (без учета сведений, составляющих государственную тайну), из них на выполнение специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ – 129,4 млрд. рублей (17,5 % от общего объема ФАИП). Для сравнения, в 2017 году на те же цели по состоянию на конец года были предусмотрены средства в размере 761,6 млрд. рублей, что на 20,5 млрд. рублей больше, чем в 2018 году (в том числе на реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, – 156,3 млрд. рублей или 20,5 % от общего объема ФАИП).
В том числе в 2018 году бюджетные инвестиции на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимого имущества государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации составляли 506,40 млрд. рублей, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимого имущества государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации – 34,01 млрд. рублей, бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями – 16,12 млрд. рублей, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование строительства объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), капитальные вложения в которые осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 143,02 млрд. рублей, субсидии юридическим лицам, 100 % акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества – 20,70 млрд. рублей, субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса Российской Федерации в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) н приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества – 20,82 млрд. рублей.
На строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства приобретение объектов недвижимого имущества, включенных в федеральные целевые программы (далее – программная часть), были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 246,24 млрд. рублей, что составляет 33,2 % от общего объема ФАИП, в том числе бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации составляют 137,14 млрд. рублей, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации – 8,61 млрд. рублей, бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями – 10,52 млрд. рублей, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование строительства объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), капитальные вложения в которые осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников – 89,97 млрд. рублей. В том числе в рамках программной части на реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, предусмотрено 34,30 млрд. рублей.
На строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, не включенных в федеральные целевые программы (далее – непрограммная часть), были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 494,83 млрд. рублей, что составляет 66,8 % от общего объема ФАИП, в том числе бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации составляют 369,26 млрд. рублей, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации – 25,40 млрд. рублей, бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями – 5,60 млрд. рублей, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование строительства объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), капитальные вложения в которые осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников – 53,05 млрд. рублей, субсидии юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества – 20,70 млрд. рублей, субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса Российской Федерации в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества – 20,82 млрд. рублей. На реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, в рамках непрограммной части предусмотрено 95,13 млрд. рублей.
В том числе в общий объем средств федерального бюджета, предусмотренный на непрограммную часть, включены средства федерального бюджета, направленные на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, ранее реализовывавшихся в составе федеральных целевых программ, а с 1 января 2018 г. входящих в пилотные государственные программы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», в размере 238,44 млрд. рублей, что составляет 32,2 % от общего объема ФАИП, в том числе бюджетные инвестиции и субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации – 197,89 млрд. рублей, субсидии в объекты региональной (муниципальной) собственности – 19,85 млрд. рублей, субсидии юридическим лицам – 20,70 млрд. рублей.
Кроме того, по данным главных распорядителей средств федерального бюджета, поступившим в Минэкономразвития России, в 2018 году на реализацию ФАИП были предусмотрены средства бюджетов субъектов Российской Федерации на общую сумму 27,01 млрд. рублей, объем средств за счет прочих источников составил 19,04 млрд. рублей.
Таким образом, с учетом всех внесенных изменений в 2018 году, общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, увеличился на 64,0 млрд. рублей по отношению к первоначально утвержденному, из них объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов специального комплекса увеличился на 46,9 млрд. рублей (из них на 24,1 млрд. рублей на выполнение специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ), производственного комплекса увеличился на 35,8 млрд. рублей, а социального комплекса уменьшился на 18,7 млрд. рублей.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию ФАИП, в четвертом квартале 2018 г. по отношению к предшествующему отчетному периоду увеличились на 1,1 млрд. рублей, при этом в части государственного оборонного заказа увеличение составило 2,9 млрд. рублей.
Изменения, внесенные в адресную программу в четвертом квартале 2018 года (без учета сведений, составляющих государственную тайну), обусловлены, главным образом, следующими факторами: