Файл: 3.12.09 Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Вопросы местного значения в области образования и здравоохранения.


Образование.

Органы местного самоуправления обеспечивают организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего или полного общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органом государственной власти субъектов РФ.

Если расшифровывать этот вопрос, то получается, что органы местного самоуправления должны выступать учредителями муниципальных школ, строить их, ремонтировать (то есть обеспечивать материально-техническую сторону образовательного процесса), но за содержательную сторону, за заработную плату учителей они не отвечают – это всё относится к полномочиям государственной власти субъектов РФ.

В этой же сфере образования органы местного самоуправления должны обеспечить детям общедоступное и бесплатное дополнительное образование и дошкольное образование.

Организация отдыха детей на каникулах («в каникулярное время» – в законе так сказано).

Осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью. Самые разные мероприятия, направленные на воспитание молодёжи, на организацию их досуга…


Здравоохранение.

В отношении здравоохранения органы местного самоуправления должны организовать предоставление населению определённых видов медицинской помощи.

Виды медицинской помощи, за которые отвечают органы местного самоуправления:

  1. Первичная медико-санитарная помощь.

  2. Скорая медицинская помощь, кроме санитарно-авиационной помощи (то есть если в каком-то субъекте нет дорог и можно долететь только по воздуху, то в этом случае обязанности по оказанию скорой помощи ложатся на субъект РФ).

  3. Медицинская помощь женщине в период беременности, во время и после родов. Они ответственны за строительство роддомов, женской консультации…


За виды специализированной медицинской помощи отвечает субъект РФ.

Органы местного самоуправления могут создавать и развивать лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.



6. Вопросы местного значения в области культуры.


Статья 16.

Вопросы в области культуры включают в себя:

  1. Создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами организации культуры.

  2. Организация библиотечного обслуживания населения и комплектования библиотечных фондов. Органы местного самоуправления обязаны создавать муниципальные библиотеки и пополнять их.

  3. Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. Сохранение и возрождение народных художественных промыслов.

  4. Сохранение и использование объектов культурного наследия, то есть памятников истории и культуры, которые находятся в собственности муниципальной, либо относятся к объектам местного значения.

  5. Органы местного самоуправления должны обеспечивать условия для развития физической культуры и спорта, проводить официальные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

  6. Содействие национально-культурному развитию народов Российской Федерации.

  7. Проведение мероприятий в сфере межнациональных отношений.

  8. Содержание муниципальных архивов.

  9. Городские округа вправе участвовать в таком вопросе, как «музейное дело», то есть могут создавать свои музеи.




7. Вопросы местного значения в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности населения.


Многие специалисты и авторы учебников считают, что данные вопросы вообще не должны относятся к вопросам местного значения и за свои средства он не должен это решать.

Вопросы в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности населения:

  1. Организация охраны общественного порядка муниципальной милицией (этот пункт вступает в силу после принятия ФЗ «О муниципальной милицией», но такой закон не принят, что является следствием дискуссии, смысл которой в том, что правоохранительные органы – это органы сугубо государственные). По эксперименту Ельцина в 90-х годах в больших городах могли возникать муниципальные милиции – за счёт города и по правилам города, они подчиняются соответствующим правоохранительным организациями. У нас есть муниципальная милиция и продолжает действовать. Пока только добровольные дежурства, привлечение населения – те, у кого во время эксперимента не создали, до принятия закона нельзя пока.

  2. Участие в профилактике терроризма и экстремизма. Участие в устранение последствий терроризма и экстремизма.

  3. Участие в предупреждении и ликвидации последствий в чрезвычайных ситуациях.

  4. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

  5. Проведение мероприятий по гражданской обороне. Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе и содержание в постоянной готовности систем оповещения населения. Создание в этих целях запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

  6. Создание и организация деятельности аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований.

  7. Проведение мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений.

  8. Проведение мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.



8. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов

местного значения.


Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закрепляет статья 17 ФЗ-131 «Об общих принципах организации…».

Обратить внимание на ч. 2 ст. 17 ФЗ-131, которая предусматривает возможность привлечения органами местного самоуправления граждан к выполнению на добровольной основе социально-значимых работ (например, та же ситуация с охраной общественного порядка, проведение работ по благоустройству, ликвидация каких-либо последствий чрезвычайных происшествий – перечень исчерпывающий).

Перечень условий, которые требуются для выполнения работ:

  1. Граждане могут привлекаться только в свободное от основной работы или учёбы время;

  2. Не более одного раза в три месяца.

  3. Продолжительность этих работ не может быть более 4-х (четырёх) часов подряд.


Все работы выполняются на безвозмездной основе и не должны требовать каких-либо специальных знаний, требований, специального образования…



9. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.


Реализация права органов государственной власти, предусмотренной статьёй 72 Конституции РФ, это право передавать какие-либо свои полномочия органам местного самоуправления.

В ФЗ-131 в статье 19 закрепляется процедура делегирования.

Особенности, на которые обратить внимание:

  1. Передача полномочий возможна лишь федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, и никакими иными правовыми актами это сделать невозможно. Только законы – акты высшей юридической силы.

  2. Федеральный закон устанавливает, что по общему правилу государственные полномочия передаются только муниципальным районам и городским округам, а в отношении городских и сельских поселений только в порядке исключения. В качестве примера – ФЗ «Об актах гражданского состояния», который предусматривает то, что если в сельских поселениях отсутствуют государственные органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, то эти полномочия осуществляются органами местного самоуправления.

  3. По общему правилу, полномочия передаются на неограниченный срок, то есть без установления срока, на который они передаются. Срочным может быть только то полномочие, которое имеет срочный характер и для органа государственной власти.

  4. И Конституция, и ФЗ-131 подчёркивают, что вместе с передачей государственных полномочий органам местного самоуправления необходимо передавать (предоставлять) материальные и финансовые средства для их реализации. Субвенция – так называются такие деньги целевого назначения, для осуществления делегированных государственных полномочий. Эти средства ежегодно предусматриваются отдельной статьёй в бюджете (федеральном бюджете или в бюджете субъекта федерации). В случае не предоставления финансовых средств (если денег в бюджете и так нет – скажем, кризис, и вообще и так весело…) принимается решение о приостановлении действия закона о передаче полномочий на данный финансовый год. Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование по этим вопросам, в каких случаях и в каком порядке должно быть предусмотрено в уставе муниципального образования.


В статье 19 содержатся требования к форме и содержанию закона о передаче государственных полномочий.


Каким образом осуществляется реализация переданных государственных полномочий.

И Конституция, и ФЗ-131 говорят о том, что полномочия передаются муниципальным образованиям, а не каким-нибудь глава муниципальных образований или ещё кому – кто именно, какой орган будет осуществлять – решает само муниципальное образование, в уставе.


Представительным органом местного самоуправления принимается правовой акт, в котором определяется порядок реализации переданного государственного полномочия.

Для реализации данных полномочий они вправе издавать муниципальные правовые акты.

Ответственность за реализацию данных полномочий они несут только в пределах переданных им материальных и финансовых ресурсов.

Органы государственной власти осуществляют контроль за ходом реализации переданных государственных полномочий, а также за целевым расходованием переданных средств.

В рамках осуществления этого контроля органы государственной власти вправе потребовать предоставления необходимых документов и информации о том, как проходит реализация переданных государственных полномочий, а органы местного самоуправления обязаны такие документы предоставить.

Если органы государственной власти в ходе такой проверки выявят какие-либо нарушения, то органы государственной власти могут давать обязательные указания.

Как предусмотрено статьёй 75 ФЗ-131: «Если будет допущено нецелевое расходование субвенций, то органы местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности».




Тема «Экономическая основа местного самоуправления».


  1. Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.

  2. Муниципальная собственность. Виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.

  3. Управление и распоряжение муниципальным имуществом.

  4. Понятие, значение и способы приватизации муниципального имущества.

  5. Местный бюджет: понятие и структура.

  6. Налоговые доходы местного бюджета.

  7. Неналоговые доходы местного бюджета.

  8. Безвозмездные и безвозвратные перечисления в местные бюджеты.

  9. Расходы местного бюджета: понятие и виды. Муниципальный заказ.

  10. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

  11. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.



1. Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.


Закрепляется понятие в статье 49 ФЗ-131.

В соответствии с этой статьёй понятие состоит из трёх компонентов:

  1. Муниципальное имущество.

  2. Средство местных бюджетов.

  3. Имущественные права муниципальных образований.

Наличие собственной экономической базы является основополагающим принципом местного самоуправления.

Статья 9 Европейской Хартии местного самоуправления – она закрепляет основные принципы, которые касаются экономической основы местного самоуправления.

Плюс к этому, учёные-экономисты сформирование такой принцип для местного самоуправления «принцип преимущественного использования ресурсов подведомственной территории».



2. Муниципальная собственность. Виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.


Муниципальная собственность, в соответствии с Гражданским Кодексом – это имущество, которое принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.


Собственник – муниципальное образование, поэтому полномочия собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица. Населению такого права не предоставляется.

Имущество, которое принадлежит муниципальному образованию, оно может закрепляться за различными муниципальными учреждения, предприятиями и организациями либо на праве хозяйственного ведения (то право, которое осуществляют предприятия), либо на праве оперативного управления (муниципальные учреждения). Остальное имущество, которое не закреплено за предприятиями и учреждениями – в управлении органов, оно является частью такого понятия, как «муниципальная казна» (казна включается в себя и бюджет, и то имущество, которое находится в непосредственном распоряжении муниципальных органов – муниципальные земли, здание городской администрации…).

Особенности муниципальной собственности:

  1. Муниципальная собственность есть разновидность публичной собственности, отличает от государственной собственности по следующим основаниям:

    1. По субъектам (государственная принадлежит государству, муниципальная – муниципальному образованию).

    2. По объектам (в государственной собственности может быть любое имущество, а в муниципальной – только то, что разрешено иметь в собственности по закону).

    3. Основания приобретения и прекращения права собственности (в отношении государственной собственности перечней таких оснований шире, например – национализация).

    4. По содержанию правомочий собственника. Органы государственной власти могут ограничивать правомочия органов местного самоуправления как собственников (запрет на приватизацию какого-либо муниципального имущества, или прикажет использовать определённым образом имущества…).

  2. Виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности.





3. Управление и распоряжение муниципальным имуществом.





4. Понятие, значение и способы приватизации муниципального имущества.




5. Местный бюджет: понятие и структура.




6. Налоговые доходы местного бюджета.




7. Неналоговые доходы местного бюджета.




8. Безвозмездные и безвозвратные перечисления в местные бюджеты.




9. Расходы местного бюджета: понятие и виды. Муниципальный заказ.




10. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.





11. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.