ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
5. Вопросы местного значения в области образования и здравоохранения.
Образование.
Органы местного самоуправления обеспечивают организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего или полного общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органом государственной власти субъектов РФ.
Если расшифровывать этот вопрос, то получается, что органы местного самоуправления должны выступать учредителями муниципальных школ, строить их, ремонтировать (то есть обеспечивать материально-техническую сторону образовательного процесса), но за содержательную сторону, за заработную плату учителей они не отвечают – это всё относится к полномочиям государственной власти субъектов РФ.
В этой же сфере образования органы местного самоуправления должны обеспечить детям общедоступное и бесплатное дополнительное образование и дошкольное образование.
Организация отдыха детей на каникулах («в каникулярное время» – в законе так сказано).
Осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью. Самые разные мероприятия, направленные на воспитание молодёжи, на организацию их досуга…
Здравоохранение.
В отношении здравоохранения органы местного самоуправления должны организовать предоставление населению определённых видов медицинской помощи.
Виды медицинской помощи, за которые отвечают органы местного самоуправления:
-
Первичная медико-санитарная помощь.
-
Скорая медицинская помощь, кроме санитарно-авиационной помощи (то есть если в каком-то субъекте нет дорог и можно долететь только по воздуху, то в этом случае обязанности по оказанию скорой помощи ложатся на субъект РФ).
-
Медицинская помощь женщине в период беременности, во время и после родов. Они ответственны за строительство роддомов, женской консультации…
За виды специализированной медицинской помощи отвечает субъект РФ.
Органы местного самоуправления могут создавать и развивать лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.
6. Вопросы местного значения в области культуры.
Статья 16.
Вопросы в области культуры включают в себя:
-
Создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами организации культуры.
-
Организация библиотечного обслуживания населения и комплектования библиотечных фондов. Органы местного самоуправления обязаны создавать муниципальные библиотеки и пополнять их.
-
Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. Сохранение и возрождение народных художественных промыслов.
-
Сохранение и использование объектов культурного наследия, то есть памятников истории и культуры, которые находятся в собственности муниципальной, либо относятся к объектам местного значения.
-
Органы местного самоуправления должны обеспечивать условия для развития физической культуры и спорта, проводить официальные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.
-
Содействие национально-культурному развитию народов Российской Федерации.
-
Проведение мероприятий в сфере межнациональных отношений.
-
Содержание муниципальных архивов.
-
Городские округа вправе участвовать в таком вопросе, как «музейное дело», то есть могут создавать свои музеи.
7. Вопросы местного значения в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности населения.
Многие специалисты и авторы учебников считают, что данные вопросы вообще не должны относятся к вопросам местного значения и за свои средства он не должен это решать.
Вопросы в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности населения:
-
Организация охраны общественного порядка муниципальной милицией (этот пункт вступает в силу после принятия ФЗ «О муниципальной милицией», но такой закон не принят, что является следствием дискуссии, смысл которой в том, что правоохранительные органы – это органы сугубо государственные). По эксперименту Ельцина в 90-х годах в больших городах могли возникать муниципальные милиции – за счёт города и по правилам города, они подчиняются соответствующим правоохранительным организациями. У нас есть муниципальная милиция и продолжает действовать. Пока только добровольные дежурства, привлечение населения – те, у кого во время эксперимента не создали, до принятия закона нельзя пока.
-
Участие в профилактике терроризма и экстремизма. Участие в устранение последствий терроризма и экстремизма.
-
Участие в предупреждении и ликвидации последствий в чрезвычайных ситуациях.
-
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
-
Проведение мероприятий по гражданской обороне. Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе и содержание в постоянной готовности систем оповещения населения. Создание в этих целях запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
-
Создание и организация деятельности аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований.
-
Проведение мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений.
-
Проведение мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
8. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов
местного значения.
Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закрепляет статья 17 ФЗ-131 «Об общих принципах организации…».
Обратить внимание на ч. 2 ст. 17 ФЗ-131, которая предусматривает возможность привлечения органами местного самоуправления граждан к выполнению на добровольной основе социально-значимых работ (например, та же ситуация с охраной общественного порядка, проведение работ по благоустройству, ликвидация каких-либо последствий чрезвычайных происшествий – перечень исчерпывающий).
Перечень условий, которые требуются для выполнения работ:
-
Граждане могут привлекаться только в свободное от основной работы или учёбы время;
-
Не более одного раза в три месяца.
-
Продолжительность этих работ не может быть более 4-х (четырёх) часов подряд.
Все работы выполняются на безвозмездной основе и не должны требовать каких-либо специальных знаний, требований, специального образования…
9. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Реализация права органов государственной власти, предусмотренной статьёй 72 Конституции РФ, это право передавать какие-либо свои полномочия органам местного самоуправления.
В ФЗ-131 в статье 19 закрепляется процедура делегирования.
Особенности, на которые обратить внимание:
-
Передача полномочий возможна лишь федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, и никакими иными правовыми актами это сделать невозможно. Только законы – акты высшей юридической силы.
-
Федеральный закон устанавливает, что по общему правилу государственные полномочия передаются только муниципальным районам и городским округам, а в отношении городских и сельских поселений только в порядке исключения. В качестве примера – ФЗ «Об актах гражданского состояния», который предусматривает то, что если в сельских поселениях отсутствуют государственные органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, то эти полномочия осуществляются органами местного самоуправления.
-
По общему правилу, полномочия передаются на неограниченный срок, то есть без установления срока, на который они передаются. Срочным может быть только то полномочие, которое имеет срочный характер и для органа государственной власти.
-
И Конституция, и ФЗ-131 подчёркивают, что вместе с передачей государственных полномочий органам местного самоуправления необходимо передавать (предоставлять) материальные и финансовые средства для их реализации. Субвенция – так называются такие деньги целевого назначения, для осуществления делегированных государственных полномочий. Эти средства ежегодно предусматриваются отдельной статьёй в бюджете (федеральном бюджете или в бюджете субъекта федерации). В случае не предоставления финансовых средств (если денег в бюджете и так нет – скажем, кризис, и вообще и так весело…) принимается решение о приостановлении действия закона о передаче полномочий на данный финансовый год. Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование по этим вопросам, в каких случаях и в каком порядке должно быть предусмотрено в уставе муниципального образования.
В статье 19 содержатся требования к форме и содержанию закона о передаче государственных полномочий.
Каким образом осуществляется реализация переданных государственных полномочий.
И Конституция, и ФЗ-131 говорят о том, что полномочия передаются муниципальным образованиям, а не каким-нибудь глава муниципальных образований или ещё кому – кто именно, какой орган будет осуществлять – решает само муниципальное образование, в уставе.
Представительным органом местного самоуправления принимается правовой акт, в котором определяется порядок реализации переданного государственного полномочия.
Для реализации данных полномочий они вправе издавать муниципальные правовые акты.
Ответственность за реализацию данных полномочий они несут только в пределах переданных им материальных и финансовых ресурсов.
Органы государственной власти осуществляют контроль за ходом реализации переданных государственных полномочий, а также за целевым расходованием переданных средств.
В рамках осуществления этого контроля органы государственной власти вправе потребовать предоставления необходимых документов и информации о том, как проходит реализация переданных государственных полномочий, а органы местного самоуправления обязаны такие документы предоставить.
Если органы государственной власти в ходе такой проверки выявят какие-либо нарушения, то органы государственной власти могут давать обязательные указания.
Как предусмотрено статьёй 75 ФЗ-131: «Если будет допущено нецелевое расходование субвенций, то органы местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности».
Тема «Экономическая основа местного самоуправления».
-
Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.
-
Муниципальная собственность. Виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.
-
Управление и распоряжение муниципальным имуществом.
-
Понятие, значение и способы приватизации муниципального имущества.
-
Местный бюджет: понятие и структура.
-
Налоговые доходы местного бюджета.
-
Неналоговые доходы местного бюджета.
-
Безвозмездные и безвозвратные перечисления в местные бюджеты.
-
Расходы местного бюджета: понятие и виды. Муниципальный заказ.
-
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
-
Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.
1. Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.
Закрепляется понятие в статье 49 ФЗ-131.
В соответствии с этой статьёй понятие состоит из трёх компонентов:
-
Муниципальное имущество.
-
Средство местных бюджетов.
-
Имущественные права муниципальных образований.
Наличие собственной экономической базы является основополагающим принципом местного самоуправления.
Статья 9 Европейской Хартии местного самоуправления – она закрепляет основные принципы, которые касаются экономической основы местного самоуправления.
Плюс к этому, учёные-экономисты сформирование такой принцип для местного самоуправления «принцип преимущественного использования ресурсов подведомственной территории».
2. Муниципальная собственность. Виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.
Муниципальная собственность, в соответствии с Гражданским Кодексом – это имущество, которое принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.
Собственник – муниципальное образование, поэтому полномочия собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица. Населению такого права не предоставляется.
Имущество, которое принадлежит муниципальному образованию, оно может закрепляться за различными муниципальными учреждения, предприятиями и организациями либо на праве хозяйственного ведения (то право, которое осуществляют предприятия), либо на праве оперативного управления (муниципальные учреждения). Остальное имущество, которое не закреплено за предприятиями и учреждениями – в управлении органов, оно является частью такого понятия, как «муниципальная казна» (казна включается в себя и бюджет, и то имущество, которое находится в непосредственном распоряжении муниципальных органов – муниципальные земли, здание городской администрации…).
Особенности муниципальной собственности:
-
Муниципальная собственность есть разновидность публичной собственности, отличает от государственной собственности по следующим основаниям:
-
По субъектам (государственная принадлежит государству, муниципальная – муниципальному образованию).
-
По объектам (в государственной собственности может быть любое имущество, а в муниципальной – только то, что разрешено иметь в собственности по закону).
-
Основания приобретения и прекращения права собственности (в отношении государственной собственности перечней таких оснований шире, например – национализация).
-
По содержанию правомочий собственника. Органы государственной власти могут ограничивать правомочия органов местного самоуправления как собственников (запрет на приватизацию какого-либо муниципального имущества, или прикажет использовать определённым образом имущества…).
-
-
Виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности.
3. Управление и распоряжение муниципальным имуществом.
4. Понятие, значение и способы приватизации муниципального имущества.
5. Местный бюджет: понятие и структура.
6. Налоговые доходы местного бюджета.
7. Неналоговые доходы местного бюджета.
8. Безвозмездные и безвозвратные перечисления в местные бюджеты.
9. Расходы местного бюджета: понятие и виды. Муниципальный заказ.
10. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
11. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.