Файл: 15.10.09 Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2021

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Местный референдум.


Нормативные основы:

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в граждан референдуме» от 12 июня

Статья 22 ФЗ-131 «Об общих принципах…»

Закон Воронежской области «О порядке осуществления гражданской инициативы в Воронежской области» от 27 июня 2007 года.


Местный референдум – это голосование жителей муниципального образования, обладающих правом на участие в референдуме в целях принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения, проводимое в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъекта РФ и уставом муниципального образования.

В части 4 статьи 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» перечислены запреты, какие нельзя выносить на местный референдум.

В уставах муниципальных образованиях могут быть предусмотрены ряд вопросов, по которым обязательно проведение референдумов. Такое допускается.

Инициатива проведения местного референдума:

  1. Граждане, население, которые обладают таким правом.

  2. Избирательное объединение (политические партии), либо иные общественные объединения.

В отношении иных общественных объединений стоит сказать, что требуется несколько условий:

а) Это общественное объединение должно содержать в уставе положения о возможности участия в выборах и референдуме;

б) Устав должен быть зарегистрировать на уровне, соответствующем выборам или референдуму, или на более высоком уровне, не позднее чем за 1 год до выдвижения инициативы референдума или назначения выборов.

  1. Представительный орган и глава администрации совместно.


Порядок реализации такой инициативы.

В отношении граждан: они должны создать инициативную группу, у нас в Воронежской области группа не менее 10 (десяти) человек, для создания инициативной группы проводится собрание.

На заседании инициативной группы утверждается формулировка вопроса, выносимого на референдум. Вопрос должен быть так сформулирован, чтобы был однозначный ответ.

Инициативная группа обращается со своим заявлением в избирательную комиссию муниципального образования, которая в данном случае выступает как комиссия местного референдума.

Комиссия рассматривает это ходатайство и направляет поступившие к ним документы в представительный орган местного самоуправления для оценки соответствия вопроса, предлагаемого на референдум, законодательству.

Сама избирательная комиссия не обладает полномочия для того, чтобы сказать, подходит ли вопрос…

Представительный орган, получив заявление от избирательной комиссии, выносит решение: либо соответствует и референдум может проводиться, либо что не соответствует и нельзя проводить.

Избирательная комиссия, получив заключение от представительного органа, либо регистрирует инициативную группу, либо отказывает в регистрации инициативной группы, если представительный орган даёт отрицательное заключение по этому вопросу.


Если инициативная группа зарегистрирована, то она получает право на сбор подписей в поддержку данной инициативы.


В отношении общественного или избирательного объединения.

В качестве инициативной группы здесь выступает руководящий орган данного общественного или избирательного объединения. Очень похожа процедура.


Если с инициативой выступают представительный орган и глава правительства.

Вопрос решается в порядке, определённом уставом.

По закону Воронежской области предусмотрено следующее: «Либо представительный орган принимает решение и обращается к главе правительстве с просьбой поддержать инициативу, а глава правительства выносит постановление, в котором он либо поддерживает эту инициативу, либо отказывается её поддержать». И, соответственно, наоборот: глава правительства может издать постановления и обратиться в представительный орган с просьбой поддержать его инициативу и тогда уже представительный орган решает, поддержать его или нет.

Если согласия достигнуто не будет, то вновь с этой инициативой можно обращаться в орган не раньше, чем через год.

Закон не предусматривает необходимости сбора подписей в поддержку этой инициативу, если она выдвинута органами местного самоуправления.


Количество подписей.

Федеральный закон говорит, что сбор подписей в количестве не более 5% числа жителей данного муниципального образования.

Наш областной закон установил, что это именно 5% голосов избирателей.

И в любом случае эти 5% должны быть менее 25 подписей.


Принятие решения.

Избирательная комиссия проверит собранные подписи, уведомляет представительные органы об этом.

Представительный орган обязан принять решение о назначении местного референдума не позднее чем через 30 дней со дня поступления к ним документов от избирательной комиссии и опубликовать своё решение в средствах массовой информации.

Если же представительный орган этого не делает, то в этом случае решение о проведении референдума может быть принято судом по заявлению инициативной группы (либо сами, либо прокурором, к которому они обратятся).


Далее агитация. Всё как обычно.


Определение результатов голосования на местном референдуме.

Референдум признаётся состоявшимся, если в нём приняло участие более половины участников, внесённых в списки.

Решение считается принятым, если «за» проголосовало более половины участников, принявших участие в голосовании.

Решение, принятое на референдуме, подлежит обязательному опубликованию и оно вступает в силу в срок, установленный этим решением и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти или местного самоуправления.

В те сроки, которые указаны в этом решении.

И все решения, которые обязаны принять какие-либо органы или выполнить действия, обязаны их выполнить.




2. Муниципальные выборы.

Нормативный материал:

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» от 12 июня 2002 года;

Статья 12 ФЗ-131.

«Избирательный кодекс Воронежской кодекс» от 27 июня 2007 года.


Муниципальные выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований в целях избрания депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы – это всегда выборы, которые проводятся среди населения.

Процедурные моменты.

Инициативы не нужно, они проводятся в сроки, когда заканчиваются срок полномочий одного органа…

Дата назначается представительным органом местного самоуправления. Выборы проводятся два раза в году: второе воскресение марта либо второе воскресение октября.

Виды голосования называются в законах субъектах, а уставы выбирают какую-то конкретную систему.

В Воронежской области предусмотрены следующие избирательные системы:

  1. Мажоритарная избирательная система относительного большинства.

  2. Смешанная избирательная система.

  3. Пропорциональная избирательная система.


Особенности выдвижения кандидатов на муниципальных выборах.

Способы выдвижения кандидата:

  • Самовыдвижение.

  • Выдвижение избирательным объединением.

Кроме политических партий выдвигать могут и иные общественные объединения (смотреть выше, про местный референдум).

Условием регистрации кандидата является сбор подписей в их поддержку.

От сбора подписей освобождаются только те фракции, которые имеют мандаты в федеральном парламенте.

Федеральный закон говорит, что нужно собрать не более 2% подписей.

По закону Воронежской области: 2% от средней численности избирателей, приходящийся на один избирательный округ.

Если же эта цифра менее 10 000 (десяти тысяч) человека, то в соответствии с законом субъекта РФ, сбор подписей избирателей в данном случае может не осуществляться.

Сбор подписей начинается на следующий день после предоставления (представления) в соответствующую избирательную комиссию письменного уведомления о выдвижении кандидата.


Агитация всё также.


Результаты муниципальных выборов.

Большинство по мажоритарной системе с относительным большинством, поэтому мы говорим по ней.

Как определяются результаты:

Избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов по отношению к другим зарегистрированным кандидатам. Если голосование проводилось по одной кандидатуре, то выборы признаются несостоявшимися, если за этого кандидата проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Порог явки избирателей отменён.




3. Голосование по отзывы выборных лиц.


Нормативная база:

Статья 24 ФЗ «Об общих принципах…».

Устав города Воронежа.


ОтзЫв выборного лица – это досрочное прекращение полномочий выборного лица по решению его избирателей, принятому путём непосредственного голосования.

Федеральный законодатель исходит из положения, что право на проведение отзыва должно быть закреплено в уставе муниципального образования.


Процедура отзыва выборных лиц (статья 19 Устава города Воронежа).

Основания для отзыва выборного лица (скопировали из статьи 24 ФЗ-131):

Совершение выборным лицом конкретных противоправных действий или бездействий либо принятие противоправных решений в случае их подтверждения в судебном порядке. Противоправными действиями могут быть либо однократное грубое, либо систематические нарушения законодательства. Основанием для отзыва является вступившее в силу судебное решения.

Инициатива принадлежит только избирателям этого лица, избиратели создают инициативную группу в количестве:

Для отзыва главы города – 50 человека.

Для отзыва депутата городской думы – 10 человек.

Заявление инициативной группы направляется в соответствующую (если глава города – городская избирательная комиссия, если депутата – окружная…) избирательную комиссию.

Избирательная комиссия, получив такое заявление, незамедлительно уведомляет данное лицо и рассматривает это заявление в течение 15 дней.

Если никаких оправданий у депутата нет, то избирательная комиссия регистрирует инициативную группу, и она собирает подписи (не менее 5% по уставу города).

Получив подписи, избирательная комиссия проверяет их подлинность и назначает дату по голосования по отзыву выборного лица.

Далее, как обычно, агитация.

Определение результатов:

Лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе.


Таких примеров по отзыву практически и нет.

Позиция Конституционного суда (в 2002 году ещё…): за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем то, которое проголосовало за него на выборах.



4. Сход граждан.


Посмотреть самостоятельно по статье 25 ФЗ-131 «Об общих принципах организации…».

И не забыть посмотреть статьи 13.1 и 13.2.

Сход проходит в муниципальном поселении и не только.




5. Правотворческая инициатива граждан.


Статья 26 ФЗ «Об общих принципах…».


Правотворческая инициатива граждан – это право жителей муниципального образования подготовить проект муниципального правового акта по вопросу местного значения и внести этот проект на рассмотрение органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит решения данного вопроса.

Инициативная группа граждан должна быть достаточно большой, количество этой группы устанавливается в уставе, но не может быть более 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих активным избирательным правом.


По уставу городу Воронежа – 1%.

Обязанность рассмотреть проект не означает ещё обязанности его принять. Также обязаны вынести мотивированное решение.

В законе закрепляются гарантии для инициативной группы, то есть если акт рассматривается представительным органом местного самоуправления, то членам этой инициативной группы обеспечивается возможность участия в данном заседании, они могут выступать, высказывать свою позицию.



6. Территориальное общественное самоуправление.

На следующей лекции.




7. Публичные слушания.






8. Опрос граждан.





9. Собрания и конференции граждан.






10. Обращения граждан в органы местного самоуправления.