ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2021
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
Начиная со следующей четверга (5 ноября) можно будет придти в библиотеку и сдать старый сборник нормативных актов и получить новый, который такой хороший, удобный, да и вообще…
3. Организация работы представительных органов местного самоуправления.
Наряду с нормами закона ФЗ-131, вопросы процедуры деятельности закреплены в регламенты представительных органов различных муниципальных образований.
Представительный орган может начинать свою работу, если в его составе присутствует не менее 2/3 от установленной численности депутатов. В нашей городской думе 36 членов, значит, пока не будет 24 члена, работать она не может.
Организационную работу осуществляет председатель.
Кто может быть председателем: либо глава муниципального образования может занимать эту должность, либо депутат, избранный из (числа депутатов) состава представительного органа этого муниципального состава. У нас в городе избран из депутатов, так как Колиух является главой администрации.
Основной организационной формой является заседание или сессия представительного органа местного самоуправления. В соответствии с законодательством сессии проводятся не реже 1 (одного) раза в 3 (три) месяца. Практика показывает, что собираются значительно чаще.
Плановые и внеочередные сессии. Внеочередные сессии проводятся по требованию кого-либо из лиц.
Правом потребовать созыва внеочередной сессии обладает глава муниципального образования, в соответствии с регламентами разных муниципальных образований такое право предоставляется определённому количеству депутатов (скажем, 1/3), либо другие субъекты в соответствии с регламентом.
Заседания носят открытый и гласный характер, население должно информироваться о дате заседания, о повестке дня, исходя из закона население может присутствует в заседание, но реализация этой нормы упирается в ненадлежащую материальную обеспеченность: Городская Дума города Воронежа ютится в части гостиницы «Дон», так что там банально некуда впихнуть ещё и население.
На заседаниях обязательно ведётся протокол – это официальный документ, который как бы устанавливает правомочность этого заседания и отражает ход обсуждения всех вопросов.
Постоянные комиссии и иные депутатские объединения – это ещё одна форма работы представительного органа, помимо заседания и сессий.
Постоянные комиссии, во-первых, занимаются подготовкой вопросов к рассмотрению их на заседаниях. Сюда входят такие задачи, как:
-
Подготовка проекта решения, сбор необходимой информации, составление аналитических справок и иных документов.
-
Во-вторых, совместно с исполнительными органами организовывать исполнение принятых решений.
-
Осуществление контроля за тем, как исполняются решения, за тем, как работают те или иные структуры муниципальных органов, то есть контроль постоянная комиссия осуществляет.
Комиссии создаются по разным критериям: по отраслям (по основным отраслям – постоянные комиссии по транспорту, ЖКХ…).
Кроме постоянных комиссий могут создаваться депутатские объединения по партийной принадлежности: фракции; профессиональная принадлежность – группа депутатов по профессии (группа строителей, объединение депутатов-строителей).
В крупных муниципальных образований в них создаётся аппарат – это вспомогательный орган, он состоит из муниципальных служащих (это не депутаты, а муниципальные служащие), задача аппарата – оказывать помощь депутатам в их работе.
Например, аппарат состоит из юридической службы (правовой отдел), это подразделение аппарата, где юристы помогают создавать законы; помощники депутатов; отдел по работе с обращениями граждан…
4. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления.
На основе статьи 40 ФЗ-131, а также Закон Воронежской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области» от 23 декабря 2008 года.
Общие требования к депутатам закрепляются в пункте 6 и 7 статьи 40 ФЗ-131. В соответствии с этими положениями депутаты представительных органов местного самоуправления осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе, то есть для них это как бы общественная нагрузка, они, являясь депутатами, продолжают быть строителями, учителями… На постоянной оплачиваемой работе могут работать до 10% депутатов, не больше. Если же количество депутатов менее 10 человека, то на постоянной основе может работать только 1. У нас в Городской Думе 36 членов, 4 из них на постоянной основе. Тут многое зависит от решения прокуратуры, ведь не более 10%, а 4 – это более.
В зависимости от того, работает ли депутат на постоянной или непостоянной основе, различаются требования к депутатам. В статье 40 пункте 7 ФЗ-131 имеется ряд запретов для постоянно работающих депутатов: они не могут заниматься предпринимательской и рядом других деятельностей.
Полномочия депутатов.
Вопрос о полномочиях не регулируется в законодательстве, полномочия депутатов определяются в уставах муниципальных образований и в регламентах представительных органов.
Как правило, большинство муниципальных актов подразделяет их на определённые группы в зависимости от форм депутатской деятельности:
-
Поэтому выделяют полномочия, реализуемые на заседаниях представительного органа. Наиболее типичные наборы – право решающего голоса (все депутаты обладают этим правом по всем вопросам), право вносить предложения по повестке дня, право предлагать проекты решений представительного органа, избирать и быть избранным во все органы данного совета, данного представительного органа (предлагать свою кандидатуру в качестве председателя и так далее).
-
Полномочия, которые они реализуют, работая со своими избирателями. В это число в основном входят обязанности: обязанность вести приём избирателей из своего округа, рассматривать поступающие от избирателей обращения и способствовать их разрешения, отчитываться о своей работе перед избирателями и ряд других, которые закреплены за ними в муниципальных актах.
-
Иные виды полномочий, которые могут закрепляться в муниципальных актах. Могут быть полномочия в работе постоянных комиссий и так далее.
Гарантии деятельности депутатов.
Гарантии, которые закрепляет статья 40 ФЗ-131:
-
В статье 40 ФЗ-131 закреплён особый порядок привлечения депутатов к ответственности (административной и уголовной), а также гарантий при совершении соответствующих процессуальных действий. В статье 40 ФЗ-131 говорится, что гарантии устанавливаются федеральным законом, скажем, если порядок привлечения к уголовной ответственности – то это статьи 447 и 448 УПК «Для возбуждения уголовного дела в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления и привлечения депутата в качестве обвиняемого осуществляется руководителем следственного управления следственного комитета при прокуратуре субъекта Российской Федерации». В Кодексе об административных правонарушениях нет норм, которые бы закрепляли особый порядок привлечения депутатов к ответственности, а, значит, депутаты привлекаются на общих основаниях, как все граждане РФ.
-
Есть ссылка в статье 40 ФЗ-131, что эти гарантии регулируются федеральными законами и законами субъектов РФ.
Учесть, что само понятие «депутатской неприкосновенности» для муниципальных представительных органов отсутствует, это только для Государственной Думы, тут только особый порядок – может не обычный следователь, а руководитель следственного управления следственного комитета при прокуратуре субъекта РФ.
Гарантии, установленные законодательством субъекта (в Воронежской области):
-
Закрепляется право первоочередного (внеочередного) приёма депутатов должностными лицами по вопросам их депутатской деятельности.
-
Право депутатов на получение и распространение информации. В это право включается возможность присутствовать на заседаниях и совещаниях органов государственной власти области и органом местного самоуправления; получать документированную информацию по вопросам депутатской деятельности, за исключением той, что составляет государственную тайную либо другую конфиденциальную информацию. Если же будет нарушено право депутатов на получение информации, то в соответствии с законом «Об административных правонарушениях в Воронежской области» на таких должностных лиц, не предоставивших информацию, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
-
Всем депутатам должны быть обеспечены условия, необходимые для обеспечения своих депутатских полномочий. Они различны для депутатов, работающих для постоянной основе и непостоянной:.
Для депутатов на постоянной основе:
-
Право на денежной вознаграждение: должностной оклад + надбавки.
-
Основной оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.
-
Уставы муниципальных образований и иные муниципальные акты могут давать депутатам и иные гарантии, например: может быть предусмотрено право на медицинское обслуживание лица (особое обслуживание); частичная компенсация стоимости лечения в санаторно-курортных и иных оздоровительных учреждения, а также частичная компенсация стоимости проезда туда и обратно; страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу лица; пенсионное обеспечение (особые надбавки к трудовой пенсии); а также иные выплаты, на усмотрение муниципальных образований, в зависимости от возможностей местного бюджета.
Для депутатов, работающих на непостоянной основе:
-
Компенсация расходов, понесённых в связи с исполнением своих полномочий. Расходы устанавливаются самим муниципальным образований, но зачастую: компенсация транспортных расходов; компенсация телефонных переговоров; компенсация канцелярских расходов… Всё это устанавливается в муниципальных правовых актах. Депутат вынужден, приходя на заседания, уходит с работы, так что устанавливается такой вид компенсации, как оплата за те дни, что он отсутствовал по его средней заработной плате.
Досрочное полномочий прекращение.
Статья 40, пункт 10 ФЗ-131. Посмотреть самой.
5. Глава муниципального образования.
Статья 36 ФЗ-131, а всё, что касается гарантий главы муниципального образования, то они закрепляются в статье 40 и в законе Воронежской области, что и для депутатов.
Глава муниципального образования в соответствии со статьёй 36 – это высшее должностное лицо муниципального образования и он наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Именно обстоятельство «наличие собственных полномочий» позволяется отнести главу муниципального образования в самостоятельный орган местного самоуправления.
Глава муниципального образования – это всегда выборное должностное лицо, способом замещения его должности является выборность, выборы.
Вариантов его избрания в законе два:
-
Муниципальные выборы, когда население избирает главу путём всеобщего равного тайного голосования.
-
Глава муниципального образования избирается депутатами представительного органа из своего состава.
Деятельность главы муниципального образования всегда в деятельности какого-то органа – либо законодательного, либо исполнительного. Если по первому способу – может возглавлять либо председателем, либо главой администрации. Если же он избирался депутатами представительного органа, то он может быть только председателем данного органа, а не может быть главой администрации.
Глава муниципального образования не может возглавлять одновременно два органа: быть и главой администрации, и председателем представительного органа.
Исключения для сельских поселений – глава муниципального образования по любом из вариантов избрания может быть и главой законодательного, и исполнительного органа.
Глава муниципального образования может осуществлять свои полномочия как на постоянной основе, так и на непостоянной основе – закон этого не запрещает.
Следовательно, если мы говорим о гарантиях, то всё как у депутатов на постоянной и непостоянной основе соответственно.
Можно ли быть главой муниципального образования несколько сроков подряд?.. Право решения этого вопроса отдаётся на откуп самих муниципальных образований, как говорится в статье 4 пункт 6 «Об основных избирательных правах».
Полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица.
Перечислены в статье 36 ФЗ-131, причём основные полномочий независимо от того, возглавляет он исполнительную или законодательную власть.
Обратить внимание:
-
Представительство: представлять муниципальное образование в отношениях с другими образованиями, причём без доверенности.
-
За ним закрепляется право подписывать и обнародовать нормативные акты представительного органа.
-
Наделён правом издавать собственные правовые акты.
-
Право требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.
-
Глава обеспечивает осуществление решения вопросов местного значения органов местного самоуправления, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных ему.
Поправки, которые были внесены в мае 2009 года, дополнили ещё одним обязательствам:
-
Глава обязан ежегодно представлять отчёт о своей деятельности представительному органу.
Ещё больше нет того, что главам муниципального образования гарантировалось после окончания работы прежнее место работы. Норма перестала действовать.
Основания досрочного прекращения полномочий:
Пункт 6 статьи 36 ФЗ-131 закрепляют. Обратить внимание на:
-
Удаление в отставку в соответствии со статьёй 74.1 ФЗ-131. Правом удалить в отставку главу муниципального образования обладает представительный орган местного самоуправления. Более подробно в теме «ответственность».
-
Отрешение от должности главы муниципального образования по статье 74. В данном случае речь идёт о том, что такое право имеет высшее должностное лицо субъекта РФ. В законодательстве это рассматривается как мера конституционно-правовой ответственности.
-
ОтзЫв избирателями (если глава избирался населением) либо, если глава избирался из состава представительного органа, то таким основанием является досрочное прекращение полномочий представительного органа.
6. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
На следующей лекции.