Файл: 28.10.09 Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2021

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начиная со следующей четверга (5 ноября) можно будет придти в библиотеку и сдать старый сборник нормативных актов и получить новый, который такой хороший, удобный, да и вообще…



3. Организация работы представительных органов местного самоуправления.


Наряду с нормами закона ФЗ-131, вопросы процедуры деятельности закреплены в регламенты представительных органов различных муниципальных образований.

Представительный орган может начинать свою работу, если в его составе присутствует не менее 2/3 от установленной численности депутатов. В нашей городской думе 36 членов, значит, пока не будет 24 члена, работать она не может.

Организационную работу осуществляет председатель.

Кто может быть председателем: либо глава муниципального образования может занимать эту должность, либо депутат, избранный из (числа депутатов) состава представительного органа этого муниципального состава. У нас в городе избран из депутатов, так как Колиух является главой администрации.

Основной организационной формой является заседание или сессия представительного органа местного самоуправления. В соответствии с законодательством сессии проводятся не реже 1 (одного) раза в 3 (три) месяца. Практика показывает, что собираются значительно чаще.

Плановые и внеочередные сессии. Внеочередные сессии проводятся по требованию кого-либо из лиц.

Правом потребовать созыва внеочередной сессии обладает глава муниципального образования, в соответствии с регламентами разных муниципальных образований такое право предоставляется определённому количеству депутатов (скажем, 1/3), либо другие субъекты в соответствии с регламентом.

Заседания носят открытый и гласный характер, население должно информироваться о дате заседания, о повестке дня, исходя из закона население может присутствует в заседание, но реализация этой нормы упирается в ненадлежащую материальную обеспеченность: Городская Дума города Воронежа ютится в части гостиницы «Дон», так что там банально некуда впихнуть ещё и население.

На заседаниях обязательно ведётся протокол – это официальный документ, который как бы устанавливает правомочность этого заседания и отражает ход обсуждения всех вопросов.


Постоянные комиссии и иные депутатские объединения – это ещё одна форма работы представительного органа, помимо заседания и сессий.

Постоянные комиссии, во-первых, занимаются подготовкой вопросов к рассмотрению их на заседаниях. Сюда входят такие задачи, как:

  1. Подготовка проекта решения, сбор необходимой информации, составление аналитических справок и иных документов.

  2. Во-вторых, совместно с исполнительными органами организовывать исполнение принятых решений.

  3. Осуществление контроля за тем, как исполняются решения, за тем, как работают те или иные структуры муниципальных органов, то есть контроль постоянная комиссия осуществляет.


Комиссии создаются по разным критериям: по отраслям (по основным отраслям – постоянные комиссии по транспорту, ЖКХ…).

Кроме постоянных комиссий могут создаваться депутатские объединения по партийной принадлежности: фракции; профессиональная принадлежность – группа депутатов по профессии (группа строителей, объединение депутатов-строителей).

В крупных муниципальных образований в них создаётся аппарат – это вспомогательный орган, он состоит из муниципальных служащих (это не депутаты, а муниципальные служащие), задача аппарата – оказывать помощь депутатам в их работе.

Например, аппарат состоит из юридической службы (правовой отдел), это подразделение аппарата, где юристы помогают создавать законы; помощники депутатов; отдел по работе с обращениями граждан…



4. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления.


На основе статьи 40 ФЗ-131, а также Закон Воронежской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области» от 23 декабря 2008 года.


Общие требования к депутатам закрепляются в пункте 6 и 7 статьи 40 ФЗ-131. В соответствии с этими положениями депутаты представительных органов местного самоуправления осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе, то есть для них это как бы общественная нагрузка, они, являясь депутатами, продолжают быть строителями, учителями… На постоянной оплачиваемой работе могут работать до 10% депутатов, не больше. Если же количество депутатов менее 10 человека, то на постоянной основе может работать только 1. У нас в Городской Думе 36 членов, 4 из них на постоянной основе. Тут многое зависит от решения прокуратуры, ведь не более 10%, а 4 – это более.

В зависимости от того, работает ли депутат на постоянной или непостоянной основе, различаются требования к депутатам. В статье 40 пункте 7 ФЗ-131 имеется ряд запретов для постоянно работающих депутатов: они не могут заниматься предпринимательской и рядом других деятельностей.


Полномочия депутатов.

Вопрос о полномочиях не регулируется в законодательстве, полномочия депутатов определяются в уставах муниципальных образований и в регламентах представительных органов.

Как правило, большинство муниципальных актов подразделяет их на определённые группы в зависимости от форм депутатской деятельности:

  1. Поэтому выделяют полномочия, реализуемые на заседаниях представительного органа. Наиболее типичные наборы – право решающего голоса (все депутаты обладают этим правом по всем вопросам), право вносить предложения по повестке дня, право предлагать проекты решений представительного органа, избирать и быть избранным во все органы данного совета, данного представительного органа (предлагать свою кандидатуру в качестве председателя и так далее).

  2. Полномочия, которые они реализуют, работая со своими избирателями. В это число в основном входят обязанности: обязанность вести приём избирателей из своего округа, рассматривать поступающие от избирателей обращения и способствовать их разрешения, отчитываться о своей работе перед избирателями и ряд других, которые закреплены за ними в муниципальных актах.

  3. Иные виды полномочий, которые могут закрепляться в муниципальных актах. Могут быть полномочия в работе постоянных комиссий и так далее.



Гарантии деятельности депутатов.

Гарантии, которые закрепляет статья 40 ФЗ-131:

  1. В статье 40 ФЗ-131 закреплён особый порядок привлечения депутатов к ответственности (административной и уголовной), а также гарантий при совершении соответствующих процессуальных действий. В статье 40 ФЗ-131 говорится, что гарантии устанавливаются федеральным законом, скажем, если порядок привлечения к уголовной ответственности – то это статьи 447 и 448 УПК «Для возбуждения уголовного дела в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления и привлечения депутата в качестве обвиняемого осуществляется руководителем следственного управления следственного комитета при прокуратуре субъекта Российской Федерации». В Кодексе об административных правонарушениях нет норм, которые бы закрепляли особый порядок привлечения депутатов к ответственности, а, значит, депутаты привлекаются на общих основаниях, как все граждане РФ.

  2. Есть ссылка в статье 40 ФЗ-131, что эти гарантии регулируются федеральными законами и законами субъектов РФ.


Учесть, что само понятие «депутатской неприкосновенности» для муниципальных представительных органов отсутствует, это только для Государственной Думы, тут только особый порядок – может не обычный следователь, а руководитель следственного управления следственного комитета при прокуратуре субъекта РФ.


Гарантии, установленные законодательством субъекта (в Воронежской области):

  1. Закрепляется право первоочередного (внеочередного) приёма депутатов должностными лицами по вопросам их депутатской деятельности.

  2. Право депутатов на получение и распространение информации. В это право включается возможность присутствовать на заседаниях и совещаниях органов государственной власти области и органом местного самоуправления; получать документированную информацию по вопросам депутатской деятельности, за исключением той, что составляет государственную тайную либо другую конфиденциальную информацию. Если же будет нарушено право депутатов на получение информации, то в соответствии с законом «Об административных правонарушениях в Воронежской области» на таких должностных лиц, не предоставивших информацию, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

  3. Всем депутатам должны быть обеспечены условия, необходимые для обеспечения своих депутатских полномочий. Они различны для депутатов, работающих для постоянной основе и непостоянной:.

Для депутатов на постоянной основе:

  1. Право на денежной вознаграждение: должностной оклад + надбавки.

  2. Основной оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.

  3. Уставы муниципальных образований и иные муниципальные акты могут давать депутатам и иные гарантии, например: может быть предусмотрено право на медицинское обслуживание лица (особое обслуживание); частичная компенсация стоимости лечения в санаторно-курортных и иных оздоровительных учреждения, а также частичная компенсация стоимости проезда туда и обратно; страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу лица; пенсионное обеспечение (особые надбавки к трудовой пенсии); а также иные выплаты, на усмотрение муниципальных образований, в зависимости от возможностей местного бюджета.


Для депутатов, работающих на непостоянной основе:

  1. Компенсация расходов, понесённых в связи с исполнением своих полномочий. Расходы устанавливаются самим муниципальным образований, но зачастую: компенсация транспортных расходов; компенсация телефонных переговоров; компенсация канцелярских расходов… Всё это устанавливается в муниципальных правовых актах. Депутат вынужден, приходя на заседания, уходит с работы, так что устанавливается такой вид компенсации, как оплата за те дни, что он отсутствовал по его средней заработной плате.


Досрочное полномочий прекращение.

Статья 40, пункт 10 ФЗ-131. Посмотреть самой.



5. Глава муниципального образования.


Статья 36 ФЗ-131, а всё, что касается гарантий главы муниципального образования, то они закрепляются в статье 40 и в законе Воронежской области, что и для депутатов.


Глава муниципального образования в соответствии со статьёй 36 – это высшее должностное лицо муниципального образования и он наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Именно обстоятельство «наличие собственных полномочий» позволяется отнести главу муниципального образования в самостоятельный орган местного самоуправления.

Глава муниципального образования – это всегда выборное должностное лицо, способом замещения его должности является выборность, выборы.

Вариантов его избрания в законе два:

    1. Муниципальные выборы, когда население избирает главу путём всеобщего равного тайного голосования.

    2. Глава муниципального образования избирается депутатами представительного органа из своего состава.

Деятельность главы муниципального образования всегда в деятельности какого-то органа – либо законодательного, либо исполнительного. Если по первому способу – может возглавлять либо председателем, либо главой администрации. Если же он избирался депутатами представительного органа, то он может быть только председателем данного органа, а не может быть главой администрации.

Глава муниципального образования не может возглавлять одновременно два органа: быть и главой администрации, и председателем представительного органа.

Исключения для сельских поселений – глава муниципального образования по любом из вариантов избрания может быть и главой законодательного, и исполнительного органа.

Глава муниципального образования может осуществлять свои полномочия как на постоянной основе, так и на непостоянной основе – закон этого не запрещает.

Следовательно, если мы говорим о гарантиях, то всё как у депутатов на постоянной и непостоянной основе соответственно.

Можно ли быть главой муниципального образования несколько сроков подряд?.. Право решения этого вопроса отдаётся на откуп самих муниципальных образований, как говорится в статье 4 пункт 6 «Об основных избирательных правах».



Полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица.

Перечислены в статье 36 ФЗ-131, причём основные полномочий независимо от того, возглавляет он исполнительную или законодательную власть.

Обратить внимание:

  1. Представительство: представлять муниципальное образование в отношениях с другими образованиями, причём без доверенности.

  2. За ним закрепляется право подписывать и обнародовать нормативные акты представительного органа.

  3. Наделён правом издавать собственные правовые акты.

  4. Право требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

  5. Глава обеспечивает осуществление решения вопросов местного значения органов местного самоуправления, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных ему.

Поправки, которые были внесены в мае 2009 года, дополнили ещё одним обязательствам:

  1. Глава обязан ежегодно представлять отчёт о своей деятельности представительному органу.


Ещё больше нет того, что главам муниципального образования гарантировалось после окончания работы прежнее место работы. Норма перестала действовать.


Основания досрочного прекращения полномочий:

Пункт 6 статьи 36 ФЗ-131 закрепляют. Обратить внимание на:

  1. Удаление в отставку в соответствии со статьёй 74.1 ФЗ-131. Правом удалить в отставку главу муниципального образования обладает представительный орган местного самоуправления. Более подробно в теме «ответственность».

  2. Отрешение от должности главы муниципального образования по статье 74. В данном случае речь идёт о том, что такое право имеет высшее должностное лицо субъекта РФ. В законодательстве это рассматривается как мера конституционно-правовой ответственности.

  3. ОтзЫв избирателями (если глава избирался населением) либо, если глава избирался из состава представительного органа, то таким основанием является досрочное прекращение полномочий представительного органа.



6. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.


На следующей лекции.