Файл: 18.09.09 Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2021

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное право Российской Федерации.

Татьяна Михайловна Бялкина, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права.

Еженедельные семинары и лекции, в зимнюю сессию экзамен.

В случае регулярной работы, отличной работы – можно получить автомат.

Нет отработки семинарских занятий.

Семинары обязательны для посещений, на лекциях не отмечают.

Шубина Екатерина Сергеевна «Муниципальное право РФ», учебники Кутафина и Фадеева, это где-то 2007.

Под руководством Авакьяна в 2009 году учебник по муниципальному праву РФ.

Практикум по муниципальному праву (только недавно появилось в библиотеке), там программа, вопросы к теме, рекомендуемая литература, задачи…

Новый сборник нормативных актов будет прилагаться к практикуму.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, №131-ФЗ.



Понятие и особенности муниципального права Российской Федерации.


  1. Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ.

  2. Предмет и метод муниципального права. Их особенности.

  3. Муниципально-правовые отношения. Виды и особенности субъектов и объектов муниципальных правоотношений.

  4. Муниципально-правовые нормы и институты. Система муниципального права.

  5. Источники муниципального права РФ.

  6. Наука муниципального права: понятие, источники и основные этапы развития.



1. Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ.


В самом общем виде: муниципальное право – это право местного самоуправления; муниципальное право связано с местным самоуправлением как форма организации местной власти.

Муниципальное право – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Почему термин «муниципальное»? Термин уходит корнями в историю Древнего Рима, там словом муниципии – это города Древнего Рима, обладавшие большим набором самостоятельных прав.

В 1990-1991 году в России вначале появился термин «коммунальное» самоуправление. В Европе так и называется – «коммуна». Но термин не прижился, закон СССР 1990 года отменён. Дальнейшее – муниципальное, из стран англо-саксонским типом права.

Местные и муниципальные органы являются синонимами.

На местах есть органы, принимающие правовые акты, поэтому есть местное правотворчество, но НЕТ МЕСТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (из определения закона это следует).

Когда только появилось, муниципальное право считалось особой подотраслью конституционного права, поскольку речь шла о власти на местах, о тех же местных выборах… Некоторые, вроде Авакьяна, так до сих пор считают.

По мере возникновения всё большего нормативного материала: муниципальное право – это отдельная отрасль российского законодательства.


В конце 90-х годов получила новая точка зрения: муниципальное право – это самостоятельная отрасль российского права, которая носит комплексный характер. Эта точка зрения опирается на вопрос о системе права (разбирали в рамках ТГП). Не все согласны с тем, что у нас существуют комплексные отрасли. Основные отрасли – конституционное, уголовное и гражданское. Есть ещё такие сформировавшиеся, такие как трудовые… А есть ещё появляющиеся на стыке отраслей комплексные отрасли, ну, например, экологическая, банковская отрасли, горное право, водное право, муниципальное право…

В последние годы есть ещё одна концепция, ещё один взгляд на муниципальное право. Говорят, что муниципальное право – совершенно особенная, обособленная отрасль права, так как там есть целый ряд особенностей, которые и выделяют её, со своим предметом, особенностей, системой, осуществляет регулирование общественных отношений во взаимодействии с другими отраслями права.

Муниципальное право РФ – это самостоятельная, но комплексная отрасль права.

Особенности этой отрасли:

  1. Её комплексный характер.

  2. Это молодая, новая, интенсивно развивающаяся отрасль российского права. Законодательство развивается бурно, активно развивается наука, проблем много…

  3. Это публичная отрасль права. Публичные отрасли – это отрасли, регулирующие отношения, вытекающие из властных отношений. Источник власти – местное население. Поэтому наиболее тесно связанно муниципальное право с конституционным, таможенным, административным…



2. Предмет и метод муниципального права. Их особенности.


Предмет муниципального права – это система общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления, которые объективно подлежат нормативному регулированию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия.

Автором этого определения является Костюков Александр Николаевич.

Особенности предмета муниципального права:

  1. Предмет муниципального права носит комплексный характер. Но здесь несколько иное содержание: если комплексная отрасль – содержит нормы других отраслей. А комплексный предмет означает, что данные отношения очень разнообразны, различны по своему содержанию. Сюда входят, и социально-культурные проблемы, финансовые проблемы, экономические отношения, вопросы, связанные с ответственностью…

  2. Отношения в сфере местного самоуправления – это отношения локально-территориального характера. В русскому языке «самоуправление» применяется во множестве случае (в семье, в студенческой группе, в организации, в государстве…), но предметом является только некая совокупность людей проживает на одной определённой территории и факт проживания на этой территории вызывает у них необходимость решения общих проблем. Проистекает из территориальной природы самоуправленческих отношений.



Метод муниципального право.

В основном выделяют три общих метода: дозволение, предписание, запрет.

В каждой отрасли есть набор средств, и этот набор средств называют «правовым режимом».

Выделяют прежде всего сочетание методов дозволения и предписания, это очень роднит муниципальное право с конституционным, там то же сочетание методов.

Кроме этого, выделяют два особых способа, метода:

  1. Метод гарантий. Это означает, что государство должно в своих нормах создавать определённые условия для местного самоуправления: какая-то финансовая свобода для органов местного самоуправления…

  2. Метод рекомендаций. Обязательные задания давать нельзя в постановлениях, но они могут написать: «рекомендовать органам местного самоуправления при решении такой-то проблемы сделать то-то…». Гордеев (наш губернатор) порекомендовал уйти с должности глава Липецкой (?..) области.



3. Муниципально-правовые отношения. Виды и особенности субъектов и объектов муниципальных правоотношений.


Муниципальные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности местного самоуправления и урегулированные нормами муниципального права.

Отношения: субъекты, объекты и содержание.

Особенности субъектов муниципальных правоотношений:

  1. Обязательные субъекты муниципальных правоотношений.

  2. Иные субъекты муниципальных правоотношений, которые могут присутствовать в данных правоотношениях.

Чтобы какое-нибудь правоотношение считалось муниципальным, обязательно хотя бы один из субъектов должен быть из группы обязательных субъектов.

Круг обязательных субъектов:

  1. Население муниципального образования, как синоним – местное население, местное сообщество, территориальный коллектив.

В каких правоотношениях: выборы, референдум…

  1. Муниципальное образование и их объединение. Примеров таких правоотношений немного. Чаще всего на практике встречается при объединении в какие-то союзы (к примеру, союз российских городов…).

  2. Органы местного самоуправления. Это самый распространённый субъект: отношения, связанные с предоставлением льгот, реализацией компетенции.

  3. Депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие. Депутаты отчитываются перед избирателями… Или аттестация муниципального служащего.

  4. Иные органы. Это весь остальной широкий круг субъектов, которые могут вступать в отношения с депутатами и т.д. Это могу быть государственные органы: прокуратура с протестом на решение воронежской государственной думы… Взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления, в ходе которого ему делегируются какие-либо полномочия.

  5. Различные общественные объединения. Тоже могут быть участниками. Например, политические партии выдвигают кандидатов на муниципальных выборов. Или выступать с инициативой на обсуждении какого-то вопроса.

  6. Предприятия, учреждения и организации. Органы местного самоуправления принимают какие-то решения о правилах сдачи в аренду муниципального имущества…

  7. Отдельные физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Также могут быть участниками: участвовать в собраниях, вносить предложения…


Вывод: круг этих субъектов достаточно широк и разнообразен.


Объекты муниципальных правоотношений.

Круг объектов также весьма обширен.

Классификация профессора Костюкова из Омска. Он предлагает разделить все объекты муниципально-правовых отношений разделить на 3 группы исходя из их содержания:

  1. Объекты, складывающие в административно-политической сфере. Прежде всего, это отношения, вытекающие из самой власти; это вопросы, связанные с муниципальным правотворчеством; это вопросы, связанные с определением статуса депутатов, служащих, должностных лиц; это отношения, которые возникают по поводу территориальных границ, по поводу территории муниципального образования…

  2. Объекты, складывающиеся в имущественной сфере (сфере имущественного характера). Отношения, возникающие по поводу муниципальной собственности. Самые разные отношения, связанные с её приватизацией, арендой… Сюда же входят отношения, связанные с предоставлением муниципальных услуг населению.

  3. Это объекты, складывающиеся в финансовой сфере, в сфере финансовых отношений. Это такие объекты, как местный бюджет, налогообложение, местные налоги, осуществление муниципального финансового контроля.


Содержание – это субъективные права и обязанности участников.

Особенности: права и обязанности публичных правовых участников обычно называются таким термином, как «полномочия». То есть полномочие – это совокупность прав и обязанностей публичных правовых участников. Зачастую права являются и одновременно обязанностью, то есть право и обязанность принимать бюджет, «правообязанность».



4. Муниципально-правовые нормы и институты. Система муниципального права.


Вопрос на самостоятельное рассмотрение. Вспомнить критерии классификации правовых норм и по всех этим критериям провести классификацию муниципальных норм на основе 131-ФЗ, подтверждать это ссылкой на статьи этого закона.

Институты – это некая группа норм в рамках данной отрасли, которая регулирует однородные общественные отношения.

Система состоит из этих институтов.

Разные подходы к системе муниципального права. Есть те, кто считают, что система – это просто совокупность институтов (Кутафин). Некоторые учёные выделяют общую и особенную часть муниципального права (Костюков). Особенная – это как компетенция, деятельность органов местного самоуправления в конкретной сфере. Екатерина Сергеевна Шубрина выделяет общую, особенную и специальную часть, где в качестве специальной выступают нормы, которые регулируют организацию местного самоуправления на отдельных, особых территориях (наукограды…).



5. Источники муниципального права РФ.


Под источником понимаются нормативные источники права, то есть нормативный акт. Система источников зависит от того, что РФ – федерация, в ст. 72 Конституции в пункте н) регулирование общих признаков местного самоуправления в совместном ведении.


Классификация источников, на основе того, кем были приняты нормативные акты:

  1. Международные источники муниципального права. Их очень немного: Европейская хартия местного самоуправления, принятая в 15 октября 1985 году Советом Европы. Документ небольшой по объёму: преамбула и 3 части. Наше внимание сосредоточено на преамбуле и 1 части. В 1996 году вступили в Совет Европы, а 1 сентября 1998 году мы ратифицировали эту хартию.

  2. Федеральные нормативные акты как источники муниципального права.

1) Конституция РФ – главный источник. Конституция закрепляет основополагающие принципы (ст. 3, вся власть принадлежит народу, ст. 8 о муниципальной собственности, ст. 9 единое экономическое пространство, ст. 12, глава 8). Федеральные законы. Самый важный – 131-ФЗ «Об основополагающих принципах…». Есть ещё Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 года. Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 года. Нормы муниципального права содержат в большом количестве и в других федеральных законах или кодексах РФ, например, бюджетный кодекс содержит нормы о местных бюджета, налоговый кодекс – о местных налогов, земельный кодекс, федеральный закон об образовании… Учёные насчитали более 70 федеральных законов, содержащих нормы муниципального права.

2) Указы президента РФ, в них тоже встречаются нормы муниципального права. К примеру, указ «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления» от 15 октября 1999 года.

3) Постановления правительства. Найти пример самим.

  1. Субъекты РФ издают нормативные акты, содержащие нормы муниципального права. На первом месте – конституции республик и уставы областей. Законы субъектов принимаются по местному самоуправлении. Закон Воронежской области «О наименовании органов и должностных лиц местного самоуправления в Воронежской области» от 12 ноября 2004 года.

  2. Муниципальные правовые акты, то есть акты, принимаемые субъектами местного самоуправления, органами, должностными лицами и населением. Наличие этих актов является особенностью источников муниципального права. Среди них на первом месте устав муниципального образования. Устав города Воронежа от 27 октября 2004 года. Иногда постановления местных администраций.


Источникам муниципального права присуще такая проблема, как несистематизированность и некодифицированность.

Ещё одна проблема: в реалии современной ситуации они несколько отошли от принципов 72 статьи Конституции о совместном ведении. В последствии права субъектов были сильно ограничены. Федерация практически все вопросы регулирует сама: законы об общих принципах слишком детально регламентируют всё. Круг вопросов сильно сужен, теперь субъекты меньше могут принимать акты.