ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
УТВЕРЖДАЮ
Зав. каф. АОИ, д.т.н., проф.
______________ Ю.П. Ехлаков "____" ____________ 2016 г.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ”
для студентов направления подготовки
"Государственное и муниципальное управление" (бакалавриат)
Разработчик: профессор каф. АОИ, д.т.н.
_____________ М.П. Силич
Томск - 2016
Введение
Данное учебно-методическое пособие представляет собой банквопросов и заданий по дисциплине «Моделирование и анализ бизнес-процессов», из которых путем компоновки со- ставляются различные варианты тестов и контрольных работ, а также экзаменационные би- леты для проведения текущего контроля знаний по дисциплине.
Вопросы для тестового контроля знаний приводятся в данном учебном пособии без вариантов ответов и без конкретных данных и предназначены для самостоятельной подго- товки студентов к тестам. При тестировании студенту выдается вариант теста, состоящий из нескольких вопросов (как правило, тест по одной теме включает от 3 до 7 вопросов) и бланк ответов (один бланк может использоваться для всех тестов). Пример бланка ответов приве- ден в приложении.
Ответы на тестовые задания вписываются тестируемым в соответствующие поля блан- ка ответов. Если тестовое задание содержит варианты ответа в виде списка, промаркирован- ного цифрами или буквами, то в качестве ответа необходимо написать цифру (букву), соот- ветствующую правильному варианту.
Некоторые вопросы могут содержать несколько правильных вариантов. В этом случае необходимо написать все соответствующие цифры (буквы) через запятую. Если в вопросе специально не указано, что варианты нужно перечислять в определенном порядке (например, в порядке следования этапов какого-либо процесса), то порядок следования цифр (букв) в ответе не важен.
Если в вопросе нет вариантов ответа, то в качестве ответа необходимо написать нужное слово (несколько слов) или число (несколько чисел) – в зависимости от того, что требуется, например: «диаграмма», «0.65, 0.7». Некоторые тестовые задания предполагают выполнение расчетов, результаты которых вписываются в качестве ответа. Форма ответа, последователь- ность чисел или слов в ответе (если она важна) оговариваются в формулировке вопроса.
При проверке результатов тестирования преподаватель оценивает ответ на каждый во- прос числом в интервале от 0 (абсолютно неправильный ответ) до 1 (абсолютно правильный ответ). Оценка за тест складывается из оценок за каждый вопрос.
Задания на контрольные работы приводятся в данном учебном пособии без конкрет- ных данных и предназначены для самостоятельной подготовки студентов. При выполнении контрольной работы студенту выдается вариант, состоящий из нескольких заданий (обычно от 1 до 3 заданий). Студент выполняет задание иизлагает результаты на бумаге. Если зада- ние состоит в решении задачи, желательноподробно описать все этапы решения.
При проверке результатов контрольной работы преподаватель оценивает результат вы- полнения каждого задания числом в интервале от 0 (абсолютно неправильный ответ) до 1
(абсолютно правильный ответ). Оценка за работу складывается из оценок за каждое задание.
Экзаменационные вопросы используются в экзаменационных билетах, выда- ваемых при сдаче экзамена. Помимо теоретического вопроса билет может содержать практическое задание и мини-тест. Задания в экзаменационных билетах такие же, как и задания на контрольные работы, мини-тест содержит вопросы из числа тестовых вопросов.
Тест №1 «Функциональный и процессный подходы»
1. Каковы основные принципы функционального подхода к управлению организацией
2. Выберите три условия, при которых функциональный подход к управлению организаци- ей был и остается эффективным.
3. Какие изменения привели к тому, что функциональный подход к управлению организа- цией перестал соответствовать новым условиям?
4. Выберите три характеристики, которые присущи линейно-функциональной структуре.
5. Какой из недостатков линейно-функциональной структуры более всего не соответствует новому условию - «возросли требования потребителей к качеству товаров»?
6. Какие из недостатков линейно-функциональной структуры не соответствуют новому ус- ловию - «уменьшилось время жизни товара на рынке»?
7. Выберите три положения, характерных для процессного подхода.
8. Выберите три положения, характерных для функционального подхода
9. Выберите организационные подразделения, которые относятся к ресурсным.
10. Выберите организационные подразделения, которые относятся к командам процессов.
11. Выберите все правильные высказывания относительно формирования команд процессов.
12. Каковы основные функции президента компании в процессно-ориентированной структу- ре?
13. Каковы функции владельца ресурса в процессно-ориентированной структуре?
14. Каковы функции владельца процесса в процессно-ориентированной структуре?
15. Каковы последствия применения новой «процессной» организационной структуры?
16. Каковы основные функции менеджеров после введения процессной оргструктуры? Вы- берите одну или несколько функций
17. Как изменяется содержание работы исполнителей после введения процессной оргструк- туры?
18. Каков основной критерий оплаты труда сотрудников после введения процессной орг- структуры?
19. Каков основной критерий продвижения в должности после введения процессной орг- структуры?
20. Какие из ниже перечисленных концепций относятся к функциональному подходу?
21. Выберите три принципа, характерных для концепции CPI Э. Деминга.
22. Выберите три принципа, характерных для теории глобального управления качеством
(TQM).
23. Каковы основныеположения реинжиниринга бизнес-процессов?
24. Какие из концепций предусматривают использование информационных технологий для реконструкции и автоматизированной поддержки бизнес-процессов?
25. В чем отличие методов CPI и TQM от реинжиниринга бизнес-процессов?
Тест №2 «Основные понятия процессного подхода»
1. Из списка процессов, функций и подразделений бизнеса выберите процессы.
2. Каковы основные свойства процесса?
3. Из списка процессов, функций и подразделений бизнеса выберите процессы, а из них – те бизнес-процессы, которые являются классами.
4. Из списка процессов, функций и подразделений бизнеса выберите процессы, а из них – те бизнес-процессы, которые являются экземплярами
5. Выберите примеры внутренних бизнес-процессов.
6. Выберите примеры внешних бизнес-процессов.
7. Каковы признаки того, что цепочка действий является самостоятельным бизнес- процессом?
8. Каковы признаки того, что цепочка действий является функцией(частью бизнес- процесса)?
9. Расположите характеристики различных типов потребителей бизнес-процессов в сле- дующем порядке: первичные, вторичные, косвенные, внешние, внешние косвенные.
10. Что относится к ресурсам бизнес-процесса?
11. Что является интерфейсом бизнес-процесса?
12. Кто является владельцем бизнес-процесса?
13. Выберите примеры ключевых показателей результативности (КПР) бизнес-процесса.
14. Выберите бизнес-процессы, относящиеся к основным процессам производства. Перечис- лите их в порядке следования в жизненном цикле.
15. Выберите бизнес-процессы, относящиеся к вспомогательным процессам производства.
16. Из списка процессов текущего управления и процессов оптимизации бизнеса выберите процессы, относящиеся к текущему управлению, и расположите их в порядке следования в цикле управления.
17. Из списка процессов текущего управления и процессов оптимизации бизнеса выберите процессы, относящиеся к оптимизации
18. Установите соответствие между конкретными бизнес-процессами и типами процессов
(основной производственный процесс, вспомогательный производственный процесс, процесс текущего управления, процесс реинжиниринга)
19. Составьте пары: наименование этапа цикла Деминга - его содержание. Перечислите пары в порядке следования этапов (например, 3-1, 2-3, 4-2, 1-4).
20. Составьте пары: наименование этапа реинжиниринга бизнес-процессов - его содержание.
Перечислите пары в порядке следования этапов (например, 3-1, 2-3, 4-2, 1-4).
21. На каком этапе реинжиниринга бизнес-процессов формируется модель «Как есть» («As is») процесса, на каком – модель «Как должно быть» («To be») процесса?
Тест №3 «Структурное моделирование бизнеса»
1. Выберите примеры наименований функциональных блоков IDEF0-диаграммы
2. Выберите примеры наименований механизма функционального блока IDEF0-диаграммы.
3. Выберите примеры наименований управления функционального блока IDEF0-диаграммы
4. Что означают стрелки разных типов, связанные с функциональным блоком IDEF0- модели? Напишите ответы для каждого типа стрелок именно в таком порядке: вход, вы- ход, управление и механизм.
5. Что отражают отношения (стрелки), связывающие функциональные блоки одной IDEF0- диаграммы?
6. Что такое портовый узел IDEF0-модели?
7. Чем являются граничные стрелки (портовые узлы) на декомпозиционной IDEF0- диаграмме?
8. Какие связи между двумя функциональными блоками одной декомпозиционной IDEF0- диаграммы допустимы? Напишите пары: сторона первого блока, из которой может выхо- дить стрелка – сторона второго блока, в который может входить эта стрелка.
9. Какой тип связи между функциональными блоками IDEF0-диаграммы используется в си- туации, когда один блок вырабатывает план, предписывающий, что и как должен делать другой блок?
10. Что отражают отношения, связывающие функциональные блоки диаграммы дерева узлов
IDEF0-модели?
11. Какие элементы могут включать IDEF3-диаграммы?
12. Что означает факт, что два блока работ IDEF3-диаграммы соединены сплошной линией с обычной стрелкой?
13. Что означают стрелки разных типов, связывающие элементы IDEF3-диаграммы? Напи- шите последовательно пары: тип стрелки (из левого столбца таблицы) – ее значение (из правового столбца таблицы)
14. Какие элементы IDEF3-диаграммы могут связывать отношения приоритета
(Precedence)
?
15. Что означает перекресток ветвления «асинхронное И» (слияния «асинхронное И», ветв- ления «синхронное ИЛИ» и т.д.)?
16. Какой перекресток нужно использовать на диаграмме IDEF3 для следующей ситуации:
«...»?
17. Выберите правильные высказывания относительно следования друг за другом перекрест- ков IDEF3-модели.
18. Что позволяет отразить DFD-модель?
19. Какие элементы и отношения (стрелки) могут включать диаграммы DFD?
20. Выберите примеры наименований для разных типов элементов DFD-диаграммы (работа, хранилище данных, поток данных, внешняя сущность).
21. Что могут отражать отношения (стрелки), связывающие элементы одной DFD- диаграммы?
Тест №3 «Методологии и средства моделирования бизнеса»
1. Каковы основные принципы моделирования?
2. Что понимается под адекватностью модели?
3. Что отображают познавательные (нормативные) модели?
4. Что отображают статические (динамические) модели?
5. Что отображают стохастические (детерминированные) модели?
6. К каким типам моделей относится проектируемая организационная структура новой ком- пании?
7. Что предполагает моделирование бизнеса с использованием структурных методов?
8. Какие методологии моделирования относятся к структурным?
9. Что
(кто) является главными структурообразующими элементами в объектно- ориентированном подходе к моделированию бизнеса?
10. Какая методология (язык) моделирования относится к объектно-ориентированным?
11. Каково основное назначение имитационного моделирования бизнеса?
12. Что отображается в виде схемных модулей (модулей, представленных на схеме) имита- ционной модели на языке SIMAN?
13. Какую информацию может содержать отчет, генерируемый по результатам «проигрыва- ния» имитационной модели на языке SIMAN?
14. Установите соответствие типами представлений методологии ARIS и содержанием моде- лей.
15. Выберите пример модели, относящиеся к моделям процессов/управления методологии
ARIS.
16. Расположите инструментальные средства моделирования бизнеса по уровням интегриро- ванности.
17. К какому классу инструментальных средств моделирования бизнеса по типу поддержи- ваемых моделей и по их количеству относится средство BPwin?
18. К какому классу инструментальных средств моделирования бизнеса по типу поддержи- ваемых моделей и по их количеству относится средство Rational Rose?
19. К какому классу инструментальных средств моделирования бизнеса по типу поддержи- ваемых моделей и по их количеству относится средство ARIS?
20. Каковы основные функции инструментального средства BPwin?
21. Каковы основные функции инструментального средства Rational Rose?
22. Какие из инструментальных средств для моделирования бизнеса имеют возможности функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов?
23. Какие из инструментальных средств для моделирования бизнеса имеют возможности имитационного моделирования бизнес-процессов?
Тест №4 «Анализ бизнеса»
1. Какие виды анализа относятся к анализу макроокружения?
2. Какие виды анализа относятся к анализу микроокружения?
3. Каковы цели сравнительного анализа системы?
4. Какова основная цель ретроспективного анализа системы?
5. Какие виды анализа относятся к качественному анализу?
6. Установите соответствие между типами запросов клиентов (по наличию потребности и наличию выполнения) и квадрантами матрицы анализа запросов
7. В таблице для каждого 4 видов запросов клиентов
(З1, З2, З3, З4) указано, есть ли в нем потребность и выполняется ли он. Отнесите каждый из запросов к одному из четырех квадрантов матрицы анализа за- просов - "недовольство", "бездействие", "рост", "не- обоснованный расход ресурсов" .
8. Что является объектом бенчмаркинга? Выберите примеры.
9. Выберите работы, выполняемые в технологии бенчмаркинга, и перечислите их в порядке выполнения
10. В таблице приведены оценки уровня показателей процессов П1, П2, П3, П4 и оценки важности этих процессов (низкая, высокая). Отнесите каждый из процессов к одному из четырех квадрантов матрицы показателей - "не важно" , "перебор", "улучшение не- обходимо", "все в порядке".
11. Что определяется в ходе логического анализа бизнес-процесса?
12. Ниже приведено описание бизнес-процесса «...» в виде списка шагов. Перечислите но- мера шагов, относящихся к НУЦ–действиям (Не Увеличивающим потребительскую Цен- ность продукта).
13. Выберите примеры УПЦ-действий (Увеличивающих Потребительскую Ценность), УОЦ- действий (Увеличивающих Организационную Ценность) и НУЦ-действий (Не Увеличи- вающие Ценность), например: УПЦ - а, е, УОЦ - б, НУЦ - в, г, д.
14. Чему соответствуют центры стоимости в методе функционально-стоимостного анализа?
15. Выберите примеры центров стоимости, используемых в методе функционально- стоимостного анализа.
16. Чему равна стоимость функционального блока IDEF0-диаграммы нижнего уровня в соот- ветствии с методом функционально-стоимостного анализа?
17. Как определяется стоимость декомпозированного функционального блока IDEF0- диаграммы в функционально-стоимостном анализе?
18. Что такое критический путь?
19. Что называется фактором риска?
20. Расположите работы, выполняемые в процессе управления рисками, в порядке их выпол- нения.
21. В таблице приведены риски и способы их устранения. Классифицируйте способы устра- нения рисков как «уклонение» (у), «компенсация» (к), «распределение» (р).
Запрос Потребность \Выполнение
З1
З2
З3
З4
Процесс Уровень \Важность
П1
П2
П3
П4