Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитию математических представлений способствует наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счета, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т. п.
В сфере формирования грамотности, готовности к обучению в школе
Взрослые знакомят ребенка с основными речевыми формами и правилами их применения. Они учат ребенка выбрать адекватные средства вербальной (с учётом особенностей речевого развития) и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой).
Происходит овладение ребенка основными закономерностями языка, словообразовательными моделями (с учётом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся), структурой простого предложения и наиболее употребительными типами сложных предложений, выражающих определительные, пространственные, причинные, целевые, временные и объектные смысловые отношения, звуко-буквенным анализом слов, составление слов из разрезной азбуки, узнавание и называние букв.
Взрослые организуют деятельность для формирования у ребенка активного словаря.
Происходит овладение ребенка умением составлять фигуры по образцу и обводить по трафарету, закрашивать и заштриховывать простые фигуры
Для детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии, значительно отстающих от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи (по Л.А. Головчиц):
Взрослые знакомят ребенка с миром, его окружающим (реализуется образовательная деятельность в рамках разделов «Ребенок в детском саду», «Ребенок и его внешность», «Наша группа», «Групповая комната», «Игровой уголок. Игрушки», «Раздевалка», «Спальня», «Умывальная комната», «Наш участок», «Семья», «Фрукты и овощи», «Продукты питания», «Одежда и обувь», «Мебель», «Посуда», «Праздники в семье и в детском саду», «Животные», «Растения», «Погода», «Неживая природа».
В ходе дидактических игр взрослыми реализуется деятельность по развитию у детей мелкой моторики, восприятию цвета, формы, величины, пространственных отношений, тактильно-двигательному восприятию, развитию вибрационной чувствительности, развитию внимания и памяти/
Взрослые организуют деятельность по формированию у слабослышащего ребенка элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, формирование элементарных измерительных навыков и т.д.)
ПрАООП оставляет Организации право выбора способов, форм, методов, технологий познавательного развития слабослышащих и позднооглохших детей, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности, индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. При этом важно способствовать тому, чтобы в процессе познавательного развития слабослышащий и позднооглохший ребенок овладевал и необходимым словарем.
Слабослышащие и позднооглохшие дети дошкольного возраста должны не только развиваться в образовательной области «Познавательное развитие», но и овладевать речью, ее обслуживающей.
2.2.2.3. Речевое развитие
В области речевого развития слабослышащих и позднооглохших детей основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:
‑ формирования слухоречевой среды;
- формирования и совершенствования разных сторон речи слабослышащих и позднооглохших детей;
‑ приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.
Для слабослышащих и позднооглохших детей с уровнем общего и речевого развития, приближенного к возрастной норме.
В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка
Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д.
Овладение устной речью не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены.
Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.
В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений
Взрослые читают детям книги, стихи, используя при этом вспомогательные средства, способствующие их правильному восприятию, в том числе инсценирование, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детей побуждают к самостоятельному чтению/
У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития.
При затруднениях взрослые позволяют детям отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств. По отношению к позднооглохшему ребенку особое внимание уделяется овладению доступным для него способом восприятия устной речи: на слухо-зрительной, слухо-зрительно-вибрационной, зрительно-вибрационной или зрительной основе; ребенок, пользующийся кохлеарными имплантами после завершения начального этапа реабилитации, получает возможность воспринимать речь на слух.
Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например, плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.
Для слабослышащих и позднооглохших детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней.
Речевое развитие слабослышащих и позднооглохших дошкольников рассматривается как обучение детей устной и письменной речи, включая все составляющие части.
Взрослые организуют деятельность по развитию устной и письменной коммуникации слабослышащих и позднооглохших дошкольников, их способности к осмысленному чтению и письму. В ходе такого обучения дети овладевают способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Взрослые стимулируют развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Взрослые обучают ребенка понимать и употреблять в речи материал, используемый для организации образовательного процесса, обращаться к товарищу и взрослому с просьбой, употреблять в диалогической речи слова, обозначающие предмет и действие, вопросительные предложения, слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает? Ребенок учится понимать и выполнять поручения с указанием действия и предмета, употреблять в речи словосочетания типа что делает? + что (кого?), называть слово и соотносить его с картинкой, понимать и выполнять поручения, содержащие указания на признак предмета, употреблять в речи слова, обозначающих цвет и размер предмета.
Взрослые обучают ребенка понимать и выполнять поручения с указанием направления действия (включение словосочетаний с предлогами в, на, под, нал, около), составлять простые нераспространённые предложения и распространённые предложения на материале сюжетных картинок, по демонстрации действия.
При обучении слабослышащих и позднооглохших дошкольников речи особое внимание уделяется таким аспектам, как:
- понимание и употребление в речи побудительных предложений, организующих образовательный (воспитательный) процесс; повествовательных предложений, организующих образовательный (воспитательный) процесс; повествовательных нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением; предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью; сложных предложений с придаточными причинами, цели, времени, места;
- овладение краткими и полными ответами на вопросы, составление вопросов устно и письменно;
- составление диалогов в форме вопросов и ответов с использованием тематического словаря;
- восстановление деформированного текста;
- самостоятельное описание содержания сюжетной картинки, описание событий в детском саду, группе, дома, на улице по данному плану.;
- обучению восприятию (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведению устной речи.