Файл: Инструкционные карты для выполнения практических занятий мдк 03. 01. Безопасность работ пи эксплуатации и ремонте оборудования устройств электроснабжения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35 кабель вручную на поворотах трассы.
Перекладывать кабель под напряжением
Температура кабеля не ниже 5°С;
Муфты должны быть укреплены хомутами на досках.
Использование диэлектрических перчаток, на них – брезентовые рукавицы
Работники с опытом под надзором руководителя с
V группой по электробезопасности..
Работы в подземных кабельных сооружениях и осмотры
Выполняются по наряду не менее чем 3 работниками, 2 из них – страхующие.
Между ними устанавливается голосовая связь.
Производитель работ – IV группа по электробезопасности.
Осмотр коллекторов и туннелей на подстанциях, не относящихся к числу газоопасных, проводится 1 работником с III группой по распоряжению, при наличии устойчивой связи.

Порядок выполнения:
1 Описать особенности при подготовке рабочего места на кабельной линии
3 Описать, какие меры принимаются перед разрезанием кабеля
4 Описать, как проводится прокол кабеля
5 Описать, как оформляется разрешение на производство земляных работ
5
Кому разрешается выполнять работы по переноске кабеля, находящегося под напряжением
6
Описать особенности при подготовке рабочего места на воздушной линии
7
Описать методы проверки прочности опор разного типа
8
Описать требования безопасности при пользовании монтажным поясом
9
Описать особенности работы на опорах ВЛ при совместной подвеске нескольких линий
10 Описать работы на ВЛ без снятия напряжения
11 Описать работы в пролетах пересечений с действующими ВЛ
12 Описать работы на ВЛ под наведенным напряжением, а также на одной отключенной цепи многоцепной линии
13Сделать выводы по работе;
14Оформить отчет в соответствии с требованиями ГОСТ и ЕСКД.
Контрольные вопросы
1 Как должны быть оформлены работы на кабельных линиях?
2 До какой глубины можно проводить земляные работы механизированным способом?
3 Как следует поступить, если при раскопках обнаружен кабель, который не указан на согласованной схеме земляных работ?
4Как ограждается место производства работ а кабельных линиях
5Чем выполняется прокол кабеля и в каких случаях это следует делать
6 Как проверить на пригодность деревянные опоры?
7
Что следует поверить на металлических опорах перед подъемом?
8 Какая группа должна быть у членов бригады, допущенных к выполнению верхолазных работ
8
Как правильно пользоваться монтажным поясом?
10 Как должна быть заземлена линия, если работа на ней происходит в пролете пересечения с другой линией


Инструкционная карта и методические указания
по выполнению практического занятия №6
Организационные и технические мероприятия,
обеспечивающие безопасность работающих на контактной сети
со снятием напряжения и заземлением
Цель занятия – формирование профессиональных навыков в применении требований
«Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО РЖД», «Инструкции по безопасностидля электромонтеров контактной сети» №104, в части организационных мероприятий при производстве работ на контактной сети
Раздаточный материал:
- выписка из «Правил…» № 193
- выписка из «Инструкции…» № 104,
- плакаты по теме
Краткие теоретические сведения
«Правила…» №103
5.4. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих со снятием
напряжения и заземлением
5.4.1. Техническими мероприятиями, обеспечивающими безопасность работающих со снятием напряжения и заземлением, являются:
- закрытие путей перегонов и станций для движения ЭПС или всех поездов, выдача предупреждений на поезда и ограждение места работ;
- снятие рабочего напряжения, вывешивание запрещающих плакатов и принятие мер против ошибочной подачи его на место работы, включение устройств защиты персонала от наведенного напряжения УЗС (при их наличии);
- проверка отсутствия напряжения;
- наложение заземлений, шунтирующих штанг или перемычек, включение разъединителей;
- освещение места работы в темное время суток.
Закрытие путей перегонов и станций для движения ЭПС или всех поездов, выдача
предупреждений на поезда и ограждение места работы
5.4.2. Если для производства работы на контактной сети требуется закрытие перегона или главных путей станций для движения всех поездов или только ЭПС, оно производится поездным диспетчером на основании заявки энергодиспетчера, зарегистрированной в журнале приказов поездного диспетчера установленным на железной дороге порядком.
5.4.3. На станционных путях работы, требующие снятия напряжения с контактной сети, ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, производятся на основании предвари- тельной заявки производителя работ (ответственного руководителя работ) дежурному по станции с записью в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети
(журнале СЦБ) после согласования этой работы дежурным по станции.
Если станция оборудована диспетчерской централизацией, то заявка передается энергодиспетчером поездному диспетчеру и фиксируется в журнале приказов поездного диспетчера.
Работа должна быть разрешена поездным диспетчером.


38
В этом журнале должно быть указано, какие пути, стрелки, съезды или секции контактной сети и с какого времени должны быть закрыты для движения всех поездов или только ЭПС.
5.4.4. При необходимости одновременного снятия напряжения с контактной сети перегонов и станции (работа на изолирующих сопряжениях) закрытие путей производит поездной диспетчер в порядке, изложенном в пункте 5.4.2 настоящих Правил, с записью работы также в журнале СЦБ на станции.
5.4.5. Работы на контактной сети путей, находящихся в ведении дежурного по локомотивному депо, маневрового диспетчера и т.п., должны выполняться на основании записи и полученного разрешения в порядке, изложенном в пункте 5.4.3. настоящих Правил.
5.4.6. При работе на перегонах и главных путях станций со съемной изолирующей вышки, с изолирующей лестницы ЛИН-7 на все поезда ко времени начала работы бригады должны выдаваться предупреждения.
Производитель работ до начала работ обязан иметь подтверждение о действии предупреждения.
Энергодиспетчер не должен разрешать работу со съемной вышки или с изолирующей лестницы ЛИН-7 без проверки действия предупреждения.
Без ограждения и выдачи предупреждений на поезда разрешено выполнение кратковременных и несложных работ под напряжением по ликвидации повреждений на контактной сети с изолирующей лестницы ЛИН-7 с доставкой лестницы к месту работ автомотрисой. В этом случае автомотрису выпускает на перегон ДСП по согласованию с поездным диспетчером без закрытия перегона для движения поездов «с работой», ограждать ее не требуется. Автомотрису останавливают не доезжая до места работы. Лестница устанавливается на контактную подвеску не ближе 5 м и не далее одного мачтового пролета от автомотрисы под ее «прикрытием» со стороны правильного направления движения поездов.
Монтаж конструкций контактной сети (консолей, кронштейнов), раскатку и подъем проводов следует выполнять с закрытием пути для движения всех поездов, со снятием напряжения с контактной подвески, ее заземлением в установленном порядке и с оформлением заявки на выдачу предупреждений поездам, следующим по соседним путям.
5.4.7. При производстве работ, препятствующих проходу поездов, место работ должно быть ограждено сигналами остановки в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкции по сигнализации на железных дорогах
Российской Федерации. Ограждение сигналами остановки не требуется, если перегон (станция) закрыты приказом поездного диспетчера для движения всех поездов кроме автомотрисы дистанции электроснабжения
5.4.8. Ограждение изолирующей съемной вышки, изолирующей лестницы ЛИН-7 производится в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железных дорогах Рос- сийской Федерации и Инструкции по ограждению изолирующих съемных вышек при производстве работ на контактной сети железных дорог ОАО «РЖД».
Снятие рабочего напряжения и принятие мер против ошибочной подачи его на место
работы
5.4.9. Приказ на снятие напряжения с контактной сети энергодиспетчер должен дать на основании разрешения поездного диспетчера или дежурного по станции (полученного через про- изводителя работ или ответственного руководителя работ) после закрытия ими для движения всех путей и съездов с изолирующими сопряжениями или секционными изоляторами, при перекрытии которых полозом токоприемника электровоза возможно попадание напряжения на отключаемый участок.
5.4.10. Рабочее напряжение снимается с контактной сети, ВЛ и связанного с ней оборудования посредством отключения коммутирующей аппаратуры, обеспечивающей видимый разрыв, которое производится в соответствии с главой 3 настоящих Правил, а также путем отсоединения шлейфов от контактной сети.
5.4.11. Отключение коммутирующей аппаратуры и отсоединение шлейфов должны производиться таким образом, чтобы зона работ со всех сторон была отделена видимым разрывом от токоведущих частей, находящихся под рабочим напряжением.
5.4.12. Для предотвращения ошибочной подачи разъединителями напряжения на место работ необходимо выполнить следующие меры безопасности:


39
- разъединители с ручными приводами закрыть на замок;
- на кнопки управления пульта телеуправляемых разъединителей надеть предохрани-тельные колпачки или заблокировать на включение контролируемые пункты, а на кнопки дистанционно управляемых разъединителей повесить запрещающие плакаты
«Не включать. Работа на линии».
При наличии на ЭЧЭ, ПС, перегоне или станции устройств защиты персонала от поражений наведенным напряжением УЗС их включают на контактную подвеску после снятия рабочего на- пряжения с контактной подвески. Порядок применения УЗС в зависимости от удаления места работы бригады электромонтеров по отношению к месту установки УЗС должен быть установлен местной инструкцией.
Устройства УЗС являются дополнительным электрозащитным средством.
После включения устройств УЗС на отключенную контактную подвеску перегона или станции энергодиспетчер должен дать производителю работ приказ на работу на контактной сети. Проверка отсутствия напряжения и установка переносных заземляющих штанг на отключенную контактную подвеску на месте работ производится в соответствии с требованием п. 5.4.13 Правил.
При включенных на контактную подвеску одном или двух устройствах УЗС во время проверки отсутствия напряжения заземляющей штангой «на искру» указанной искры может не на- блюдаться, так как наведенное напряжение частично с контактной подвески снято устройствами
УЗС.
По окончании работ на контактной сети, когда люди выведены с места работ и переносные заземления сняты с контактной подвески, производитель работ дает уведомление энергодиспетчеру об окончании работ. После получения уведомления энергодиспетчер отключает одно или оба включенные устройства УЗС и затем подает рабочее напряжение в контактную подвеску.
Проверка отсутствия напряжения, наложение заземлений, шунтирующих штанг или
перемычек, включение разъединителей
5.4.13. Производитель работ (ответственный руководитель работ) после получения приказа энергодиспетчера на работу должен обеспечить проверку отсутствия напряжения и заземление отключенных токоведущих частей в следующем порядке:
- присоединить заземляющий башмак переносного заземления к заземлителю;
- проверить отсутствие напряжения;
- наложить заземление на токоведущие части.
Снятие переносной заземляющей штанги производится в обратном порядке — штангу снимают с токоведущих частей, а затем отсоединяют башмак от заземлителя.
5.4.14. Для заземления контактной сети, проводов ДПР и ВЛ выше 1000 В следует применять переносные заземляющие штанги с медным заземляющим тросом сечением не менее 50 мм
2
Указанные сечения должны иметь и переносные шунтирующие штанги и перемычки.
Конструкция заземляющей штанги должна обеспечивать надежное ее закрепление на заземленных элементах и исключать потерю контакта во время работ. В целях соблюдения последовательности наложения заземления штанги должны иметь соответствующие блокировки.
5.4.15. Заземлителем для контактной сети и ДПР являются тяговый рельс или металлически соединенные с ним провода и конструкции. Поэтому, если заземление на рельс затруднено, разрешается заземлять провода контактной сети и ДПР на провод группового заземления, непосредственно на металлическую опору или на видимый заземляющий спуск железобетонной (де- ревянной) опоры после визуальной проверки их присоединения к рельсу или дроссель-трансфор- матору и шунтирования искрового промежутка (диодного заземлителя) перемычкой сечением не менее 50 мм
2
При работах на воздушных питающих линиях контактной сети в тех случаях, когда соединение их с тяговым рельсом затруднено, питающую линию допускается заземлять на отсасы- вающую линию.
Если отсасывающая линия проходит в стороне от путей, то воздушные питающие линии следует заземлять на дополнительно монтируемый на время работ провод группового заземления, который следует надежно присоединить к тяговым рельсам.
5.4.16. Проверку отсутствия напряжения в контактной сети допускается производить


40 заземляющей штангой «на искру» или специальным прибором-указателем наличия рабочего или наведенного напряжения, а в проводах ВЛ, кабельных линиях и устройствах, подключенных к ним — указателем напряжения.
5.4.17. Отключенные для производства работ участки контактной сети и ВЛ, расположенные на опорах контактной сети постоянного тока должны быть заземлены двумя заземляющими штангами, которые должны находиться в пределах видимости, но не далее 300 м с обеих сторон от места работы.
При работе широким фронтом (длина анкерного участка контактного провода, несущего троса и т.п.) допускается установка заземляющих штанг вне пределов видимости на границе зоны работ при условии охраны их специально выделенными электромонтерами и наличии радиосвязи с производителем работ.
В тех случаях, когда работа производится в одном месте (в пределах одного пролета между опорами без разрыва проводов) и место работы подготавливается отключением разъединителей с ручным приводом, допускается установка 1 заземляющей штанги на расстоянии не далее 1 мачтового пролета от места работы.
5.4.18. Отключенные для производства работ участки контактной сети и ВЛ, расположенные на опорах контактной сети переменного тока должны быть заземлены двумя заземляющими штангами, расположенными одна от другой на расстоянии не более 200 м.
При работах в зоне наведенного напряжения с нарушением целости проводов (разрыв) без наложения шунтирующей перемычки устанавливаются двойные заземления с обеих сторон от места разрыва на расстоянии не более 100м. Наложение шунтирующей перемычки на место разрыва проводов следует выполнять после заземления проводов с обеих сторон и установки переносной шунтирующей штанги.
Когда ведутся работы по замене (монтажу) проводов, заменяемые и монтируемые провода должны быть заземлены указанным выше порядком.
5.4.19. ВЛ напряжением выше 1000 В, в том числе ВЛ с проводами, имеющими защитное покрытие — ВЛЗ, на отдельно стоящих опорах должны быть заземлены с двух сторон на месте работ переносными заземлениями, устанавливаемыми в пределах видимости работающих.
При выполнении работ на проводах ВЛ напряжением до и выше 1000 В в зоне наведенного напряжения расстояние между заземлениями, устанавливаемыми на месте работ, не должно превышать 200 м.
Переносные заземления до установки их на провода ВЛ, ВЛЗ следует присоединять на железо-бетонных опорах с заземляющими спусками к этим спускам после проверки их целости, к стационарному контуру заземления трансформатора ОМ на опоре ВЛ, комплектной трансформаторной подстанции, кабельной муфты, опоры с линейным разъединителем, разрядником или к специальному заземлителю, погруженному в грунт на глубину не менее 0,5 м. Не разрешено погружать специальный заземлитель в балластную призму
При работе на кабельной опоре или самом кабеле, кроме проводов ВЛ, на заземляющий контур опоры должны быть заземлены и жилы кабеля.
Заземление волновода осуществляется на тяговый рельс с обеих сторон от места работ. При наличии разрыва в волноводе на электрифицированных линиях переменного тока устанавливаются по 2 заземляющих штанги с обеих сторон.
5.4.20. В местах секционирования контактной сети заземляющие штанги должны быть установлены с обеих сторон с обязательным предварительным включением разъединителей, кроме того, должна быть установлена перемычка площадью сечения не менее 50 мм
2
, шунтирующая разъединитель или соединяющая обе секции.
При не включенном разъединителе или при его отсутствии на каждую секцию контактной сети должно быть установлено по 2 заземляющих штанги.
5.4.21. Для работы на разъединителях заземляющие штанги должны устанавливаться по одной на каждый полюс разъединителя. После установки заземлений каждый полюс разъединителя при включенном его положении должен быть зашунтирован перемычкой на весь период работы.
5.4.22. Заземляющие штанги должны находиться в пределах одного блок-участка и присоединяться к одному и тому же тяговому рельсу.
Если зона работы одной или нескольких бригад перекрывает изолирующий стык автоблокировки, то работа должна выполняться с закрытием пути для движения всех поездов.