Файл: Инструкционные карты для выполнения практических занятий мдк 03. 01. Безопасность работ пи эксплуатации и ремонте оборудования устройств электроснабжения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41 5.4.23. Если зона работы охватывает 2 и более секций контактной сети, то каждая из этих секций должна быть заземлена самостоятельно.
5.4.24. При выполнении работы с дрезины или автомотрисы допускается использование штанги, заземляющий провод которой присоединен к раме дрезины или автомотрисы. Место при- соединения переносного заземления к раме автомотрисы и длина заземляющего спуска должны быть выполнены так, чтобы была исключена возможность его установки или снятия с рабочей площадки.
Эту штангу следует завешивать в качестве второй и лишь после установки на контактной сети штанги, присоединенной к тяговому рельсу.
В случае выполнения работы со снятием напряжения и заземлением с перемещением автомот-рисы в зоне работы (верховой осмотр, ликвидация замечаний ВИКС и др.) для снятия и завешивания инвентарной заземляющей штанги автомотрисы выдающий наряд должен выделить члена бригады с группой III, который должен постоянно находиться у штанги и по команде производителя работ снимать или завешивать инвентарную штангу автомотрисы по мере передвижения в зоне работы.
5.4.25. Отключение и заземление линий электропередачи, расположенных в зоне работы и находящихся в ведении других организаций, должно производиться лицами, непосредственно их эксплуатирующими. Допускается в аварийных случаях, связанных с падением на контактную сеть переходов до 35 кВ и угрозой для безопасности движения поездов, заземлять такие линии напряжением до 35 кВ работникам района контактной сети после получения через энергодиспетчера уведомления от эксплуатирующей линию организации о снятии напряжения и установленном заземлении в ячейке РУ.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

«Инструкция…» №104
8.4. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих
Техническими мероприятиями по обеспечению безопасности работающих на контактной сети,
ВЛ АБ и ВЛ ПЭ железных дорог ОАО "РЖД" являются:
- закрытие путей перегонов и станций для движения поездов, выдача предупреждений на поезда и ограждение места работ;
- снятие рабочего напряжения и принятие мер против ошибочной подачи его на место работы;
- включение устройств УЗС при их наличии на отключенную контактную подвеску;
- проверка отсутствия напряжения;
- наложение заземлений, шунтирующих штанг или перемычек, включение разъединителей, переключателей смежных секций под один род тока на станциях стыкования;
- освещение места работы в темное время суток.
8.5. Специальные требования безопасности при выполнении работ со снятием напряжения и
заземлением
8.5.1. При проведении работ со снятием напряжения и заземлением необходимо выполнять основное правило электробезопасности:
- установить заземляющие штанги, переносные или стационарные шунтирующие штанги и перемычки.
Во время работы, прежде чем коснуться элемента (провода, троса, шлейфа, врезного изолятора и т.п.), не имеющего металлической связи с монтажным приспособлением или конструкцией, на которой находится работающий, необходимо завесить на него шунтирующую штангу для шунтирования тела работающего, установить, при необходимости, шунтирующую перемычку и только после этого выполнять работу.
При отсутствии стационарной шунтирующей штанги разрешается использовать переносную шунтирующую штангу.
Примеры выполнения основного правила электробезопасности с целью обеспечения однопотенциальных условий в зоне (месте) работы при работе со снятием напряжения и заземлением на изолирующем сопряжении, перед переходом электромонтера с изолирующей рабочей площадки автодрезины или автомотрисы на конструкцию разъединителя, металлическую опору, ригель или, наоборот, при работе из монтажных корзин на проводах приведены в таблице 2.

42
Таблица 2.
8.5.2. Приближение инструментом или деталями к электроопасным элементам (нейтральным или находящимся под напряжением) на расстояние менее 0,8 м запрещено.
Необходимо снимать напряжение и заземлять провода, расположенные ближе 0,8 м от места работы, а также расположенные далее 0,8 м, если в процессе работы через инструмент, приспособления, монтируемые конструкции возможно приближение к ним на расстояние менее 0,8 м.
Смену или монтаж на опоре контактной сети консоли, кронштейна для установки секционного разъединителя, разрядника или конструкции для подвески шлейфа следует производить со снятием напряжения со всех проводов, подвешенных на опоре, и с их заземлением.
8.5.3. К работе со снятием напряжения и заземлением можно приступить после выполнения технических мероприятий, получения целевого инструктажа и разрешения производителя работ.
8.5.4. Группы по электробезопасности членов бригады при выполнении различных по характеру работ приведены в приложениях
N 2
и
N 9
к настоящей Инструкции.
Место работ со снятием напряжения и заземлением,
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности работающих.
1. Изолирующее сопряжение при наличии продольного разъединителя.
- снять рабочее напряжение с изолирующего сопряжения;
- включить продольный разъединитель этого изолирующего сопряжения;
- установить по 1 переносной заземляющей штанге на отключенные секции контактные подвески у анкерных опор изолирующего сопряжения;
- завесить 2 шунтирующие штанги на разные контактные подвески изолирующего сопряжения с изолирующей вышки или с автомотрисы;
- установить шунтирующую перемычку между контактными подвесками изолирующего сопряжения.
2. Переход электромонтера с изоли-рующей рабочей площадки автодрезины или автомотрисы на металлическую опору, ригель или наоборот.
Завесить шунтирующую штангу с изолирующей рабочей площадки автодрезины или автомотрисы на металлическую опору или ригель .
3. Переход электромонтера с изолирующей рабочей площадки автодрезины или автомотрисы на заземленную конструкцию разъединителя или наоборот.
- снять рабочее напряжение с разъединителя и заземлить его шлейфы установкой на них по одной переносной заземляющей штанге;
- завесить шунтирующую штангу с изолирующей рабочей площадки автодрезины или автомотрисы на заземленную конструкцию разъединителя.
4. Работа из монтажных корзин на отключенных и заземленных проводах.
- снять рабочее напряжение с проводов и заземлить их с двух сторон от места работ;
- установить шунтирующую штангу ( стационарную или переносную) из монтажной корзины на провод .


43
8.5.5. Снятие рабочего напряжения и принятие мер по исключению ошибочной подачи его на
место работы.
Рабочее напряжение с электроустановки снимается по приказу энергодиспетчера отключением разъединителей или выключателей с видимым разрывом, а также отсоединением шлейфов (разъединителей, разрядников, отсасывающих трансформаторов и т.п.) от контактной сети.
Зона работ со всех сторон должна быть отделена видимым разрывом цепи от частей электроустановок, находящихся под напряжением.
Наведенное напряжение снимают с электроустановки только наложением заземляющих штанг на провода электроустановки.
Для предотвращения ошибочной подачи разъединителями напряжения на место работ необходимо выполнить следующие меры безопасности:
- разъединители с ручными приводами закрыть на замок;
- у разъединителей с дистанционным управлением обесточить цепи управления, вывесить запрещающие плакаты или открыть крышку привода;
- при отключении разъединителей по телеуправлению на кнопки управления надеть предохранительные колпачки или вывесить плакаты;
- на рукоятки переключателей положения или кнопки управления повесить запрещающие плакаты "Не включать. Работа на линии";
- выкатить тележки с переключателями из ячеек соответствующих секций на станциях стыкования.
При наличии на перегоне устройств защиты персонала от поражений наведенным напряжением УЗС энергодиспетчер должен включить УЗС на контактную подвеску после снятия рабочего напряжения с фидера контактной сети на ЭЧЭ, ПС, изолирующем сопряжении или на смежной ЭЧЭ.
Устройства УЗС являются дополнительным электрозащитным средством и не изменяют порядок подготовки места работы.
8.5.6. Проверка отсутствия напряжения.
Проверка отсутствия напряжения на контактной сети и ВЛ 6, 10кВ производится специальным указателем непосредственно с земли с предварительной его проверкой на электроустановке, находящейся под напряжением, или с помощью специального проверочного устройства.
Допускается выполнять проверку отсутствия напряжения на контактной сети и проводах ДПР заземляющей штангой в диэлектрических перчатках в присутствии и под наблюдением производителя работ.
Порядок проверки "на искру" отсутствия напряжения в контактной сети заземляющей штангой должен быть следующим:
- надежно закрепить башмак заземляющей штанги за тяговый рельс;
- вынуть ключ блокировки из заземляющего башмака;
- вставить ключ блокировки в шарнирный узел заземляющей штанги в ее разложенном состоянии;
- в диэлектрических перчатках, удерживая штангу ниже ограничительного кольца, не допуская соприкосновения с заземляющим тросом, коснуться усовиком на крюке заземляющей штанги токоведущей части не ближе 1 м от изолятора.
Касание основных проводов и тросов контактной сети не допускается
Отсутствие искры свидетельствует об отсутствии рабочего напряжения. Необходимо иметь в виду, что отключенная контактная подвеска на участке переменного тока может находиться под наведенным напряжением вследствие электромагнитного влияния проводов ДПР, контактной подвески другого пути, находящихся под рабочим напряжением. Наведенное напряжение, так же как и рабочее, при касании острием крюка (усом) штанги дает искру, однако искра в этом случае значительно слабее.
При включенных на контактную подвеску одном или двух устройствах УЗС во время проверки отсутствия напряжения заземляющей штангой "на искру" указанной искры может не наблюдаться.


44
Запрещается выполнять проверку отсутствия напряжения на контактной сети и проводах ДПР
"на искру", если переносная заземляющая штанга подключена к искусственному заземлителю, забитому в землю.
На ВЛ, ТП, отсасывающих трансформаторах, КЛ и других устройствах, подключенных к ВЛ и
ДПР, проверка отсутствия напряжения осуществляется только указателем напряжения. При подъеме на опоры для проверки отсутствия напряжения электромонтер не должен приближаться к проводам на расстояние менее 0,8 м.
8.5.7. Наложение заземлений, переносных шунтирующих штанг или перемычек выполняется в соответствии со схемами, приведенными в таблице 3.
Таблица 3
Вид отключенного участка
Схема установки заземлений
Примечание
1.
Контактная сеть постоянного тока;
ВЛ, проходящая по опорам контактной сети
В пределах видимости
2.
Контактная сеть постоянного тока;
ВЛ, проходящая по опорам контактной сети (работа широким фронтом)
Оставлять штанги только под наблюдением выделенных электромонтеров при наличии радиосвязи с руководителем работ
3.
Контактная сеть постоянного тока (отключена разъединителем с постоянным приводом)
Работа без разрыва проводов
4.
Контактная сеть переменного тока (в том числе линия ДПР)
Работа только в пределах
200 м

45 5. Контактная сеть в зоне наведенного напряжения при разрыве проводов
Шунтирующая перемычка крепится после установки заземляющих и переносных шунтирующих штанг у места разрыва
6. Контактная сеть в зоне секционирования
Перемычка устанавливается после включения разъединителя и установки заземляющих штанг у анкерных опор изолирующего сопряжения
7. Контактная сеть в месте раздела фаз
-
8. На разъединителе (в том числе трехполюсном) без его изоляции от контактной сети
Заземления, а затем шунтирующие перемычки устанавливаются на каждый полюс при включенном положении разъединителя

46 9. Две или несколько разделенных секций контактной сети
Каждая секция должна быть заземлена самостоятельно
10. ВЛ выше 1000 В на отдельно стоящих опорах
При выполнении работ на сигнальной точке, смонтированной на отдельно стоящей опоре, на ВЛ достаточно установить одно заземление работы
11. ВЛ выше 1000 В на отдельно стоящих опорах в зоне наведенного напряжения
-
12. ВЛ до 1000 В
-
Заземлителем для контактной сети, ПР и ДПР является тяговый рельс.
Если заземление непосредственно на рельс затруднено, разрешается заземлять провода контактной сети, ВЛ ПЭ и ВЛ ДПР на трос группового заземления и непосредственно на металлическую опору или на видимый заземляющий спуск опоры после визуальной проверки их присоединения к рельсу или ДТ и шунтирования искрового промежутка (диодного заземлителя) перемычкой сечением не менее 50 кв.мм.
При работах на воздушных питающих линиях контактной сети в тех случаях, когда соединение их с рельсом затруднено, линию допускается заземлять на отсасывающую линию тяговой подстанции, кроме стыковых тяговых подстанций и совмещенных с подстанциями энергосистемы.
Если отсасывающая линия проходит в стороне от путей, то воздушные питающие линии следует заземлять на дополнительно монтируемый на время работ трос группового заземления, надежно закрепленный к рельсам.
Заземлителем для ВЛ являются заземляющие спуски (после проверки их целостности) на железобетонных опорах, тяговые рельсы, стационарные контуры заземления трансформаторов на опоре ВЛ, комплектной трансформаторной подстанции, кабельной муфты, опоры с линейным разъединителем, разрядником или опоры ВЛ с заземлителем или специальные заземлители, погруженные в грунт на глубину не менее 0,5 м. Запрещено погружать заземлитель в балластную призму.
После проверки отсутствия напряжения переносное заземление должно быть наложено на отключенные токоведущие части. Заземляющие штанги не допускается устанавливать непосредственно у места работ во избежание нарушения контакта.
На участках постоянного тока заземляющие штанги следует устанавливать на контактной сети не ближе 1 мачтового пролета на фиксаторе соседней опоры.


47
На участках переменного тока допускается устанавливать заземляющие штанги с поворотной головкой, исключающей потерю контакта "провод-штанга", на контактный провод. После установки штанги ее следует повернуть вокруг своей оси на 90°.
Проверка отсутствия напряжения и установка первой переносной заземляющей штанги производится в присутствии и под наблюдением производителя работ.
Последующие переносные заземления по указанию производителя работ (ответственного руководителя работ) могут завесить два электромонтера, квалификация которых приведена в приложении N 9
к настоящей Инструкции.
В качестве второго заземления допускается использовать заземляющую штангу автодрезины или автомотрисы, за исключением случаев, когда работа производится на изолирующем сопряжении.
Заземляющие штанги не допускается устанавливать непосредственно у места работы во избежание нарушения контакта. Их следует устанавливать на контактной сети не ближе 1 мачтового пролета на фиксаторе соседней опоры, на провода ВЛ ПЭ и ВЛ ДПР - у ближайших от места работы опор за точкой подвеса проводов.
На трансформаторных подстанциях, отсасывающих трансформаторах, КЛ должны быть определены места установки заземлений.
Отключенные для производства работ участки контактной сети и ВЛ, расположенные как на опорах контактной сети, так и на отдельно стоящих опорах, должны быть заземлены в соответствии со схемами, приведенными в таблице 3 настоящей Инструкции.
При работе на изолирующем сопряжении на участках постоянного и переменного тока со снятием напряжения и заземлением переносные заземляющие штанги необходимо устанавливать по обоим концам зоны работ у анкерных опор (таблица 3, пункт 6.). При этом, если секционный разъединитель на изолирующем сопряжении включен, то устанавливается по 1 заземляющей штанге; при не включенном секционном разъединителе или при его отсутствии по обоим концам зоны работ устанавливаются по 2 заземляющих штанги. При этом одна шунтирующая штанга должна устанавливаться на одну из сопрягаемых контактных подвесок, а вторая - на другую, между контактными подвесками изолирующего сопряжения устанавливается шунтирующая перемычка.
При открытом для движения поездов пути заземляющие штанги и приспособления не должны входить в габарит подвижного состава. Отводить трос заземляющих штанг за габарит разрешается только изолирующими оттяжками.
Если штанга с головкой, исключающей потерю контакта, устанавливается на провод, путь должен быть закрыт для движения всех поездов кроме автомотрисы, с рабочей площадки которой выполняется работа. Не допускается соприкосновение и металлическое соединение заземляющего троса штанги с опорой контактной сети и другими заземленными металлическими конструкциями.
Заземляющие штанги следует устанавливать в пределах одного блок-участка и присоединять к одному и тому же тяговому рельсу.
Если зона работы одной или нескольких бригад перекрывает изолирующий стык автоблокировки, то работа должна выполняться с закрытием пути для движения всех поездов.
В электросетях напряжением до 1000 В с заземленной нейтралью, в том числе в ВЛ с проводами, имеющими изолирующее покрытие, при наличии повторного заземления нулевого провода (на концах ВЛ или ответвлений от них длиной более 200 м, на вводах от ВЛ к электроустановкам, которые подлежат занулению), допускается присоединять переносные заземления к спуску от нулевого провода, либо к специальному заземлителю, погруженному в грунт.
На ВЛ до 1000В заземление, присоединенное к заземлителю, сначала следует наложить на нулевой провод, а затем на 3 фазных провода. При работе на кабельной опоре или самом кабеле, кроме проводов ВЛ, на заземляющий контур опоры должны быть заземлены и жилы кабеля.
Заземление волновода осуществляется на тяговый рельс с обеих сторон от места работ. При наличии разрыва в волноводе - на электрифицированных линиях переменного тока устанавливаются по 2 заземляющих штанги с обеих сторон.
8.5.8. При снятии заземления необходимо соблюдать обратный порядок: сначала снимать заземление с проводов и устройств, а затем отсоединять зажим от заземлителя (в том числе от рельса). Заземления снимаются только по указанию производителя работ (ответственного руководителя работ).