Файл: Предмет, объект, задачи и методы психологии управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предмет, объект, задачи и методы психологии управления


Психология менеджмента – отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Главная цель психологии менеджмента – анализ психологических условий и особенностей управления в целях его оптимизации.

Объект психологии менеджмента – совместная деятельность людей, объединённых в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Предмет психологии менеджмента – психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность должностных лиц и возглавляемых ими коллективы. В предмет психологии менеджмента входит изучение таких психических явлений, как: психологические факторы эффективной деятельности менеджеров, психологические аспекты лидерства, особенности мотивации в управлении и т.п.

Психология менеджмента связана со многими социальными, гуманитарными и естественными науками.

Методы психологических исследований – приемы и средства получения достоверных фактов и сведений, используемых для построения научных теорий, концепций и разработки конкретных практических рекомендаций. Они подразделяются на: основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (опрос, тестирование, анализ результатов деятельности, социометрия).

2. Исторический очерк становления психологии менеджмента как науки
Этапы развития психологии менеджмента:

  1. 1900-1920 гг. – зарождение менеджмента (Ф. Тейлор);

  2. 1920-1940 гг. – выделение менеджмента как науки (А. Файоль), ведущий принцип: четкая регламентация, распределение работ и строгая дисциплина;

  3. 1940-1960 гг. – теория «человеческих отношений» (А. Маслоу), менеджмент с гуманистически-психологическим уклоном (ведущий принцип: усиление инициативы, активности людей);

  4. 1960-1970 гг. – компьютеризация системы управления;

  5. 1970-1980 гг. – ситуативный менеджмент (ведущий принцип: гибкость методов, форм управления);

  6. 1980-1990 гг. – управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом. Маркетинг – наука и искусство управления обменом, управления рынком.


Этапы развития психологии менеджмента в России:

  1. Зарождение и становление управленческой мысли в России IХ-ХVIII вв. (Ю. Крижанич, А.Л. Ордин-Нащокин, Петр I, И.Т. Посошков, М.В. Ломоносов, Екатерина II, Александр I);

  2. Управленческая мысль в России XIX в. (М.М. Сперанский, Александр II и др.);

  3. Становление управленческой мысли в СССР и России 20-90-е годы XX в. (В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин и др.).

Основные школы менеджмента:

  1. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Ф. Гилберт) – первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть измерен перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным. Вклад: использование научного анализа для определения наиболее эффективных способов выполнения трудовых операций, профессиональный отбор и профессиональное обучение, создание удобного инструмента и оборудования, систематическое использование материального стимулирования, отделение управленческой работы от исполнительской.

  2. Административная или классическая школа (М. Вебер, А. Файоль) (вклад: развитие принципов управления, описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей организацией).

  3. Школа поведенческих наук (А. Маслоу, Д. МакГрегор, У. Оучи, Ф. Герцберг) – концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения и школа человеческих отношений (М.П. Фоллет, Э. Мэйо) – исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Вклад: разработка методов оптимизации межличностных отношений для повышения производительности и удовлетворенности трудом, использование психологических знаний в управлении.

  4. Математическая школа управления (Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др.) характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования, количественных методов, системного анализа и ЭВМ.

Теория «X» (Д. МакГрегор) предполагает, что управление стремится к автократическому стилю, так как работники изначально ленивы и будут по возможности избегать работы. Мотивация основывается на принципе «кнута и пряника». Менеджер считает: всё должно заканчиваться возложением ответственности на кого-нибудь; все работники ищут выгоды для себя; единственная цель заинтересованности сотрудников в работе – это деньги; нельзя доверять ни одному сотруднику. Такого менеджера можно назвать препятствием производительности и моральному духу сотрудников.



Теория «Y» (Д. МакГрегор) предполагает, что при определенных условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Менеджер Теории Y считает, что при благоприятных условиях большинство людей хотят работать хорошо и что у рабочей силы есть резерв неиспользуемых творческих способностей. Они верят, что удовлетворение от хорошего выполнения своей работы само по себе является мощным стимулом. Менеджер Теории Y постарается устранить препятствия, мешающие работникам полностью реализовать себя.

Теория «Z» (У. Оучи) – концепция менеджмента, основанная на японском опыте управления в дополнение к теориям «X» и «Y». Основная отличительная черта этой теории – обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно теории «Z», мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», то есть предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия солидарности преданности коллективу и общим целям.

Двухфакторная теория мотивации (Ф. Герцберг) – психологическая теория мотивации, согласно которой на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, существует отдельный набор факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы.

Хоторнский эксперимент – эксперимент, проводившийся Э. Мэйо во второй половине 20-х гг. XX в. на заводе Хоторна в Чикаго, и показавший, что поведенческие факторы и взаимоотношения в коллективе оказывают на производительность труда не меньшее влияние, чем гигиенические условия труда (освещенность, температура воздуха, заработная плата и т. п.).
3. Психологическая структура, принципы и функции менеджмента
Менеджмент (от англ. management – управлять) – это: 1) наука об управлении организациями и человеческими отношениями в процессе трудовой деятельности; 2) вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;.3) совокупный состав профессиональных управляющих всех уровней иерархии в данной трудовой организации. То есть менеджмент (в том числе его содержание) рассматривается как вид деятельности, наука, искусство и команда, осуществляющая вид деятельности.


Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии управляемого объекта, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов объекта.

Современные объекты менеджмента характеризуются неопределенностью развития, возрастающим уровнем риска, необходимостью системного подхода к решению проблем, высокой зависимостью от внешней среды. Эти особенности связаны с изменениями в характере труда (повышение роли работника в принятии решений), усилении разнообразия внешней среды.

Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) а процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий менеджмента относятся: • объекты и субъекты менеджмента; • виды менеджмента (по признаку объекта: общий и специальный; по содержанию: нормативный, стратегический и оперативный); • функции менеджмента: общие (формирование целей, планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование) и фоновые (разработка и принятие решений, установление коммуникаций, мотивирование сотрудников.); • методы менеджмента (административные, воспитательные, социально-психологические, экономические); • принципы менеджмента – устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективность управления.

Принципы менеджмента: 1) общие (иерархическая упорядоченность, объективность, дополнительность регулирования и саморегулирования, рациональное соотношение единоначалия и коллегиальности, обратная связь, информационная достаточность, оптимальность, эволюционизм, вероятность, демократизм, конкуренция, стимулирование, приоритетность самореализации, принцип ведущего звена и др.); 2) частные: (точно поставленные цели, здравый смысл, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, написанные стандартные инструкции, вознаграждение за производительность и др.).

4. Этико-психологические характеристики менеджера

Лидерство (от англ. leader – ведущий) – это естественный социально-психологический процесс в группе, в основе которого лежит способность человека вызывать чувство восхищения, притягивать к себе людей и оказывать на них влияние, направляя усилия всех на достижение определенных целей группы. Лидерство в группе может быть как формальным (официальные руководители), так и неформальным.
Среди неформальных можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических, позитивных и негативных лидеров. В зависимости от преобладающих функций выделяют типы лидеров: лидер-организатор, лидер-творец, лидер-борец, лидер-дипломат.

Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой, социальной, общности, в которую включена данная малая группа.

С одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые близкие задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления – подчинения. Неформальный лидер выдвигается «снизу», а формальный (руководитель) назначается, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Менеджер – лицо, занимающее постоянную, должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области организации определенных видов деятельности. Менеджер планирует, организует, управляет, контролирует основные функции организации. О качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них.

Категории менеджеров (по иерархическому уровню): высший уровень (топ-менеджеры: директор и его земестители, главный бухгалтер и т.п.), средний уровень (миддл-менеджеры: начальники цехов, отделов, производств, филиалов и т.п.), низший уровень (супервайзеры: руководители групп, бригад, секторов, организаторы определенных видов работ и операций). Кроме менеджеров вертикальных уровней существуют менеджеры горизонтального плана (функциональные менеджеры) – руководители отделов по персоналу, финансам, исследованиям, маркетингу, безопасности и т. д.

Менеджерские характеристики – свойства и характеристики индивида, которыми необходимо обладать для успешного ведения дел в сфере бизнеса и менеджмента. Основными менеджерскими характеристиками являются: социально-биографические (возраст, пол, образование, культурно-образовательный уровень, социально-экономический статус) и собственно психологические характеристики, которые отражаются в структуре личности, как следующие составные части (по Малышеву А.А.):