Файл: Дисциплина Педагогика Практическое занятие 2 Обучающийся Тимошин Евгений Викторович Преподаватель Ершова Наталья Николаевна Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Тимошин Евгений Викторович
Преподаватель:
Ершова Наталья Николаевна
Задание 1.
1. Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.
1) «Я-концепция» складывается из представлений личности о собственных характеристиках и способностях, представлений о возможностях ее взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность (К. Роджерс).
2) «Я-концепция» - это существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду (Дж. Стейнс).
2. Сравните данные определения, каковы их сходства и различия?
Сходство данных определений заключается в том, что «Я-концепция» - это система представлений образов, характеристик, способностей индивида о самом себе.
Различия двух определений заключается в том, что в первом «Я-концепция» представляется как картина, существующая в сознании индивида, в которую входят «Я», отношения в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности. Индивид рассматривает себя в прошлом, настоящем и будущем. Во втором определении «Я-концепция» складывается из оценок человек о собственной персоне, возникшие в результате наблюдая за окружающими. На основе наблюдений индивид делает выводы о том, как он выглядит в глазах других людей.
3. Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?
- Гуманизм:
- трудолюбие;
- ответственность;
- работоспособность;
- дисциплинированность;
- справедливость;
- квалифицированность;
- настойчивость;
- добродушие;
- изобретательность;
- открытость.
*Фраза, которая мне понравилась: «Идеальный педагог должен быть специалистом, работником и человеком».
Задание 2.
Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем. Ответ оформите в виде таблицы:
Проблемы педагогической деятельности | Пути решения |
1.Большая наполняемость классов | Нанять больше работников, работать в несколько смен, построить новые школы. |
2. Низкий престиж профессии | Показателем престижности выступает размер материальной платы за работу. Труд преподавателей достаточно низко оценивается, так как заработная плата не соответствует сложности выполняемых задач. Таким образом, необходимо повысить размер заработной платы педагога, повысить сложность поступления в педагогические вузы, поскольку существует тенденция снижения требований педагогических ВУЗов к поступающим по причине низкого спроса. В любой профессии для дальнейшего роста нужна конкуренция. Помимо «Учителя года» необходимо проводить серию небольших конкурсов и выставок, где педагоги смогут представить лучшие наработки и перенять опыт учителей региона и страны. |
3. Несоразмерность количества сотрудников и учебной нагрузки | Для уменьшения нагрузки нужны новые работники. Для этого необходимо повысить престиж профессии, поднять заработную плату. Придя в школу, многие специалисты не справляются с обязанностями. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. |
4. Эмоциональное выгорание | Посещение тренингов личностного роста, курсы повешение квалификации, мотивационные семинары и многие другие мероприятия благоприятно воздействуют на психологическое состояние. Для работника также будет полезно овладеть навыками позитивного мышления, жизнерадостного восприятия происходящих событий. Использовать перерывы для эмоциональной и физической разгрузки; при возможности, переключаться на другие интересы в рабочее время; обучиться способам управления стрессом; поддерживать хорошую физическую форму, правильно питаться и во избежание переутомления соблюдать режим дня. |
5. Большое количество работы с документацией | Оптимизация документа оборота. Использование только электронного журнала, составления шаблонов документов. Прохождение курсов повышения квалификации для использования электронных таблиц Excel, онлайн документов и формы (например, сервис Google Doc), облачных технологий, совместных документов, распределенные базы данных или единых систем электронного документооборота. |
Задание 3. Формула «Опять ты НЕ...» — верный способ выращивания неудачника. Сформулируйте правила оценочной безопасности.
Правила оценочной безопасности.
1. Не скупиться на похвалу(необязательно словесную, часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой).
2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
3. «На бочку дёгтя ложку мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём.
4. Ставить перед обучающимися только конкретные цели.
5. «За двумя зайцами не погонишься». Не ставить несколько задач одновременно.
6. Формула «Опять ты не.» - верный способ вырастить неудачника.
7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
8. Никогда не следует:
- прибегать к сарказму, как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;
- заставлять обучающегося отвечать, давить на него;
- сравнивать неправильно ответившего с тем, кто правильно это сделал;
- напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание (своё и всего класса) на них;
- внушать обучающимся, что они обречены на провал в последующем обучении, что они никогда не сумеют ничего в жизни достичь, если не ответят сейчас;
- ставить обучающегося в ситуацию унижения и беспомощности, подчёркивая и показывая тем самым своё преимущество и его никчёмность как ученика и как личности;
- создавать устрашающую обучающую среду, в которой обучающиеся боятся отвечать даже тогда, когда материал выучен, его знают, но не могут отвечать на вопросы из-за страха, унижения, злословия, несправедливого суждения;
- необъективно и необоснованно оценивать обучающихся, гиперболизируя как недостатки, так и достоинства их ответов.
Задание 4. Подготовьте информацию для проведения родительского собрания по вопросу формирования портфолио ребенка:
1) Что такое портфолио?
2) Для чего необходимо создавать портфолио?
3) Виды портфолио.
4) Временной отрезок, в течение которого будет собираться информация.
5) Структура портфолио: количество, название рубрик.
1) Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
2) Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальные достижения учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
У каждого ученика будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
«Портфолио» в начальной школе прежде всего должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
• Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
• Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
• Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
• Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
• Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
• Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
3) Можно выделить две группы разновидностей портфолио:
1. Портфолио внешних достижений.
2. Портфолио личностного развития.
Портфолио внешних достижений различают:
1. Портфолио документов
2. Портфолио творческих работ
3. Рейтинговое портфолио.
Портфолио документов - самая распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном учащимися за определенный промежуток времени опыте успешной учебной и внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, почетные грамоты и дипломы, письма - отзывы.
Портфолио творческих работ - разновидность портфолио, которая в значительной мере ориентирована на содержание учебных предметов. Оно отражает усилия, прогресс и достижения школьников в определенной предметной области. Такое портфолио составляется из выполненных обучающимися реферативных, конкурсных и оригинальных творческих работ. Оно может быть дополнено газетными и журнальными вырезками с опубликованными авторскими материалами учащихся (статьи, художественные иллюстрации и др.).
Рейтинговое портфолио - это коллекция контрольных работ и диагностических срезов по учебному предмету, которая дает возможность педагогам и самому учащемуся иметь представление о занимаемом им рейтинговом месте. Рейтинговая таблица, прилагаемая к каждому индивидуальному портфолио, дает возможность проследить продвижение старшеклассника в системе рейтинга в течение года или двух. Такая таблица составляется по данным учащихся одного класса, классных параллелей, школьников такого же профиля по району и городу. Основное назначение рейтингового портфолио состоит в осуществлении жесткого мониторинга качества образования учащихся.
2. Портфолио личностного развития. Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития — это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это изучение школьником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта.
4) Портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
5) Портфолио достижений ученика может формироваться из следующих разделов:
- Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика);
- «Мой портрет» (личные сведения об ученике);